Урок профориентационной направленности для учащихся 8 класса с использованием цифровых технологий
«Блогер 18 века»
Лазновская Галина Юрьевна,
учитель истории, обществознания
МОУ «Лицей № 11 Ворошиловского района Волгограда»
2023
Аннотация
Данный урок предназначен для повторения и закрепления материала по курсу Истории России в 18 в. в игровой форме, с помощью создания видеоконтента.
В процессе создания видеоролика о текущих событиях 18 в. учащиеся выходят на метапредметный уровень, так как используют знания из области не только истории, но и экономики, политологии, психологии, права, искусства и др.
Данные материалы предлагаются для использования учителями истории, обществознания и других гуманитарных дисциплин.
Пояснительная записка
Актуальность
С ростом популярности социальных сетей блоггерство, или блоггинг (от английского слова blogging, в русском языке «блогер»), стало активно развиваться. Сегодня отношение к блоггингу неоднозначное, многим это занятие кажется несерьезным и несложным. Есть мнение, что блогеры «ничего особенного не делая», а иногда даже используя махинации, получают высокий необоснованный доход.
Издержки есть в любой профессии. Однако, чтобы стать успешным блогером, нужно многое знать и уметь. Например, определятся с форматом и темой блога, целевой аудиторией, разрабатывать стратегию и план продвижения. Оформлять в уникальном стиле профиль, составлять контент-план, писать качественные интересные тексты, делать привлекательные фото и видеоматериалы, редактировать их в приложениях. Проводить прямые эфиры, делает увлекательные stories. Разбираться в маркетинге для продвижения своей темы: рекламе, марафонах, розыгрышах, коллаборациях. Писать посты, делать фотографии и видео, чтобы подписчикам было интересно, полезно и вызывало эмоции. Разбираться в психологии отношений, воспитывать в себе такие качества, как благожелательность, уважение, эмпатия, внимательность.
Нужно быть увлеченным человеком, с развитым воображением, организованным, трудолюбивым, дисциплинированным, целеустремленным, ответственным, сведущим в той сфере, которой посвящен блог.
Таким образом, практикуясь в блогерстве, можно достичь успеха, популярности и высокого дохода в любой профессии.
Цели
Образовательная: с помощью создания видеоролика закрепить и обобщить полученные знания при изучении темы «Российская империя в 18 в.».
Воспитательная: способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности, формированию интереса к истории.
Развивающая: формировать умение и навыки работы с видео, презентациями, и другими цифровыми технологиями; анализировать и обобщать исторические факты и явления, закрепить умения учащихся работать со статистическими данными, исторической картой, иллюстрациями.
Задачи:
- Дать представление учащимся о профессии «блогер».
- Разработать и дать направления деятельности «блогера 18 в.».
- Проанализировать и сделать выводы о результатах самостоятельной работы учащихся.
Область применения
Тема и формат могут быть использованы на уроках истории, обществознания, мхк, литературы, русского языка, географии, информатики.
Формы и методы реализации
Урок-практикум с использованием игровой, проектной и цифровых технологий.
Возрастные группы обучающихся: 8 класс
Ожидаемые результаты
Предметные: повторение и закрепление фактов, связанных с деятельностью исторических личностей 18 в., умение анализировать явления, события, процессы, факты 18 в.
Метапредметные:
– Регулятивные УУД: ученики должны уметь формулирорвать цель работы, высказывать свое мнение, работать в условиях ограниченного времени.
– Познавательные УУД: ученики должны уметь извлекать информацию из разных исторических источников, ориентироваться в исторических источниках, находить ответы на вопросы, сравнивать, проводить аналогии, учиться навыкам создания видеоконтента.
– Коммуникативные УУД: уметь работать не только индивидуально, но и в группах, соблюдать правила коммуникации, использовать нормативную лексику, слушать и слышать учителя.
Личностные: ученики должны интересоваться прошлым своей страны, уметь ставить себя на место другого, определять границы знания и незнания, давать нравственную оценку деятельности исторических личностей.
Создание видеоконтента для повторения материала является достаточно новой методикой и соответствует современным педагогическим тенденциям. ЕЕ можно использовать и в период дистанционного обучения. Такая методика повышает мотивацию учащихся.
Формы работы на уроке: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Содержание этапов методической разработки конкурсного урока
Урок состоит из двух этапов:
- Подготовительный. Учащиеся получили задание создать видеоролик на тему «Блогер 18 в.» от 1,5 до 3 мин. Срок выполнения: 1 неделя.
- Защита проекта на уроке. Подведение итогов и оценка результатов.
Были предложены на выбор следующие направления.
Профессия – блогер | Примерная тематика (о чем пишет/сообщает) |
Бьюти-блогер | Уход за собой, прически, макияж |
Фармацевт-блогер | Развитие и достижения медицины в 18 в. (химия, биология, прививка от оспы) |
Дизайнер-блогер | Интерьеры, архитектура, сады и парки, фонтаны, дворцы Петербурга и Москвы |
Модный блогер | Мода 18 в.: мужская и женская (дворян, купцов) |
Политический блогер | Борьба власти с оппозицией, дворцовые перевороты, восстания, военно-политические договоры, заключение союзов, революция во Франции и Россия, Россия и Америка, и т.д. |
Экономист-блогер | Социально-экономическое положение разных сословий, денежные реформы, цены, книги об экономике («О скудости и богатстве»). |
Театральный блогер | Федор Волков и открытие русского театра. Драматурги 18 в. и их произведения. |
Путешественник блогер | Обзор маршрутов путешественников. Европейские и азиатские страны (Персия, Османская империя, Китай). «Великое посольство» Петра I. Географические открытия: В. Беринг и др. Средства передвижения в России и других странах. Провинциальные русские города, в том числе Царицын. |
Литературный обозреватель-блогер | Н.И. Новиков и его издательская деятельность. А.И. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Направления и жанры в литературе. |
Технический блогер | Изобретения в России и Европе. И. Ползунов. И. Кулибин. |
Кулинарный блогер | Традиционные и европейские блюда, рецепты. |
Военный блогер | Русско-турецкие войны, присоединение казахских земель, продвижение на Аляску. Разделы Речи Посполитой. Подписание мирных договоров. Интервью с полководцами. |
Блогер в сфере науки и образования | Научные открытия. М.В. Ломоносов и др. Первый русский университет. Гимназии. Институт благородных девиц. Роль И. Бецкого. Система воспитания в России. Зарождение гувернерства. |
Блогер в сфере искусства | Музеи, памятники. Академия художеств. Направления искусства: барокко, классицизм. |
Формат: видеоролик (запись) или «прямое включение» (стрим/репортаж из места событий/онлайн-дневник/интервью).
Рекомендации:
- лучше взять узкую конкретную тему (например, 25 января 1725 г. – репортаж с места события (открытие университета в Москве) или впечатления блогера на подписании Ясского мира).
- желательно выступление блогера в стилистике 18 в. (образ, речь). Может вестись от лица любого персонажа. Может сопровождаться рекламой (рекламируются товары и услуги 18 в.), фото, текстом.
На втором этапе (основном) демонстрируются видеоролики, учащиеся защищают свой проект, отвечают на вопросы.
Подводя итог, учитель обращается с вопросами к классу:
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении этого задания? Каких знаний вам не хватило?
- Был ли вам интересен такой формат повторительно-обобщающего урока?
- Какие ошибки или недочеты вы увидели в готовом продукте?
- Что хотелось бы исправить?
Ответы учащихся.
Учитель говорит в заключение: как известно, главным мерилом успешности блогера является лайк и подписка. Кому вы отдадите сегодня предпочтения?
Критерии оценки:
– этичность;
– соответствие нормам русского языка;
– фактологическая грамотность;
– аутентичность.
Учащиеся поднимают зеленые карточки: лайк и учитель подсчитывает путем голосования, готовых сделать подписку. Объявляет победителя.
Перечень использованной и рекомендуемой литературы
- Как стать блогером? И можно ли это считать профессией? // https://proforientator.ru
- Михайлова Н. Арбузова К. Профессия блоггер. // https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/blogger/
Видеоролики можно увидеть по ссылке