“Использование дифференцированных заданий,активизирующих социальные мотивы учащихся, на занятиях по вокалу как фактор повышения результативности образовательного процесса”

ФИО: Текеба Ж.К.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2357
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: "Использование дифференцированных заданий, активизирующих социальные мотивы учащихся, на занятиях по вокалу как фактор повышения результативности образовательного процесса"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение 

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества» г. Пензы

Номинация «Педагогический опыт »

Использование дифференцированных заданий,

активизирующих социальныемотивы учащихся, на занятиях по вокалукак фактор повышения результативности образовательного процесса

Педагог дополнительного образования

Текеба Ж.К.

г. Пенза, 2023 год

«Потребность в музыке лежит в каждой человеческой личности. Эта потребность имеет право и должна быть удовлетворена», – писал Л.Н.Толстой.Спонтанные ритмичные движения под музыку или попытки «промурлыкать» понравившиеся мелодии – ни что иное, как потребность души. Занятия музыкой оказывают эффективное воздействие на общее развитие человека: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, человек становится более чутким, отзывчивым, способным к эмпатии, к эстетическому восприятию окружающей действительности.

На протяжении двадцати лет я работаю руководителем вокального ансамбля «Гармония». По мере его становления возникали разные проблемы,  которые заставляли меня преодолевать их, решать новые задачи, тем самым двигаясь вперед. 

К сожалению, у детей с хорошими  музыкальными  способностями  на начальном этапе обучения музыке нередко наблюдается снижение мотивации к обучению. Это обусловлено тем, что занятия требуют от ребёнка усидчивости, терпения, сосредоточенности, предполагаютсерьёзную и трудоёмкую учебную работу. 

Как удержать интерес детей   к выбранному виду творчества? Мотивация развивается  в ходе учебной деятельности, ее основы закладываются в младшем школьном возрасте, когда формируются основные психические сферы личности. Успешность мотивации ребёнка и его статус в детском коллективе взаимосвязаны. В доброжелательной атмосфере у ребёнка развивается позитивные навыки общения. 

Слово «мотивация» происходит от латинского «побуждение к действию», т.е. это процесс, который управляет поведением человека, определяет его направленность. 

Проблеме формирования психологической мотивации учебной деятельности посвящены труды авторов в области педагогики и психологии, таких, как: М. С. Андрианов, А. А. Бодалев,  П. Я. Гальперин, А. Л. Готсдинер, В. В. Давыдов,  И. Ф. Исаев, В. М. Подуровский, В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин, Н. В. Суслова, Н. Ф. Талызина, И. Е. Шварц и др.

В ходе работы по единой методической теме Центра «Системный подход к развитию и саморазвитию личности субъектов образовательной деятельности  на основе мотивационно-ориентированной образовательной среды»мной была проведена первичная диагностикаособенностей учебной мотивации учащихся вокального ансамбля «Гармония». Анализрезультатов диагностики показал, что у 60% учащихся коллектива – гармоничное сочетание мотивов,  у 40% – преобладают познавательные мотивы. Недостаточная развитость  социальных мотивов коллектива и его участников стало педагогической проблемой,требующей решения. Возникла задача  усилитьвнимание на формировании социальной компетенции учащихся.

Рассматривая вокальный ансамбль как  социокультурный феномен, я решаю задачу формирования социальных компетенций детей средствами эстрадного творчества. Овладение вокальными навыками, актерским мастерством – лишь одна из главных составляющих успешности образовательного процесса в ансамбле. Репертуар вокального ансамбля «Гармония» разнообразен по тематике и жанру, формируется на основе высокохудожественных произведений. При выборе репертуара я ориентируюсь на возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы, а  также учитываю  возможности всего коллектива.В репертуаре ансамбля много песен о дружбе, любви к Родине, к матери, к природе.  Процесс освоения репертуара всегда связан с кропотливой работой  по преодолению художественно – исполнительских или технических трудностей, а потому воспитывает в детях трудолюбие, заставляет их подчинить свои личные интересы интересам коллектива. Для меня важен дружный, крепкий, сплоченный коллектив, участники которого умеют слушать и слышать другого, принимать и высказывать критику, радоваться успехам своих товарищей, «болеть» душой за общее дело, работать в команде, сотрудничать, сохраняя свою индивидуальность, быть терпимыми друг к другу.

В организации процесса формирования социально  компетентной личности учащихся средствами вокального искусства, как показал опыт работы, могут быть эффективны следующие подходы: 

– деятельностный, предполагающий включение учащихся в различные виды  деятельности (подготовка к концертам, репетиции).

– личностно–ориентированный, направленный на поддержку детской индивидуальности, развитие индивидуально- личностных способностей учащихся (индивидуальный подбор репертуара).

– интегрированный, основанный на взаимосвязи и взаимодействии различных видов искусства  (хореография, вокал).

Анализируя результаты деятельности ансамбля, я пыталась выявить и понять, что ещё поможет повысить результативность образовательного процесса и предположила, что таким фактором может стать развитие социального взаимодействия детей в рамках формирования социальных компетенций. В работе по этому направлению я выделила следующие доминанты: 

  1. Обучение работе в команде и развитие учебного сотрудничества.
  2. Обучение владению приемами ненасильственного разрешения конфликтов.
  3. Развитие толерантности.

В вокальный  ансамбль  «Гармония» принимаются все желающие, без ограничений. Одни дети легко осваивают основы вокала, участвуют в концертных номерах, успешны в музыкально- творческой деятельности, а другим это все дается с трудом.

Всех участников ансамбля объединяет одна социально признаваемая ими   музыкально-творческая деятельность. Такая деятельность является не только средством формирования детского коллектива, а также создаёт определенные отношения среди его участников.

Каждый ребенок вноситв общее творческое дело свой посильный вклад. Например, при подготовке к традиционному в нашем Центре концерту – дебюту, а также к конкурсу противопожарной тематики проходило много сводных репетиций, где старшие учащиеся помогали детям подготовительной группы подготовить номера. При таких формах взаимодействия учащиеся ансамбля стали приобретать навыки общения с детьми разного возраста, разных интересов; старшие  учатся с заботой относиться к младшим. Для малышей старшие становятся эталоном, образцом для подражания. Так постепенно выстраиваются  дружеские, уважительные отношения и создаются предпосылки для формирования универсальных учебных действий.

В процессе формирования социальной компетенции много зависит от того, как учащийся адаптируется в коллективе, где он может реализовывать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этой реализации. Наибольших результатов удается достигнуть, если сам ребенок активен в процессе своего становления. Значит,  необходимо, чтобы каждый учащийся, независимо от своих способностей, нашел для себя занятие и чувствовал себя в коллективе максимально комфортно.

Стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы  ребята ощутили себя значимыми для ансамбля, вовлекаю их в общие дела коллектива. В ансамбле таким ребятам поручается готовить атрибуты, отвечать за костюмы, дисциплину во время концерта, участвовать в оформлении кабинета,  то есть создается ситуация успеха. Создание ситуации успеха на занятиях ансамбля является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собойспециальновыстроенные  цепочки таких ситуаций, в которых ребенок добивается  хороших  результатов. Этоформируету него уверенность в своих силах. Таким образом, такая группа детей  зарабатывает авторитет и уважение всего коллектива. Эти дети с радостью приходят на занятия,и, несмотря на то, что в вокальном отношении успехи у них средние, они чувствуют себя значимыми, нужными. Наблюдения за ними показали, что в результате занятий в коллективе произошли изменения: дети стали увереннее в себе, приобрели друзей. В настоящее время успешно обучающиеся детиработают над подготовкой своих концертных номеров и занимаются подбором репертуара для учащихся со средними вокальными данными, чтобы те смогли принять участие в реализации городскогопроекта «Открытый актовый зал» для воспитанников детских садов, в концерте для ветеранов Великой отечественной войны, в итоговом концерте для родителей.

Таким образом, сделан заметный шаг на пути к развитию социальной компетентности личности, который повлиял на результативность образовательной деятельности.

Благодаря такой работе дети научились сотрудничать в коллективе. Результаты этой работы я вижу в том, что они: 

– дружно работают в команде;

– стараются избегать конфликтов;

– стали доброжелательнее, участливее друг к другу;

– коллектив в целом стал дружнее и сплоченнее.

Это подтверждается результатами промежуточной  диагностики особенностей учебной мотивации учащихся:при сохраняющемся высоком уровне интереса к вокальным занятиям у 15 %  опрошенных  выявилось наличие социальных мотивов.

Мониторинг результатов обучения учащихся вокального ансамбля «Гармония» по дополнительной общеразвивающей программе «В мире песни» за последний год показал положительные изменения на высоком уровне по следующим показателям: 

– учебно-интеллектуальные умения- с 20,7% до 33,3%, 

– учебно-коммуникативные умения – с 25,4% до 58,9%, 

– учебно-организационные умения- с 28,6% до 38,4%.

Уровень практической подготовки подтверждается дипломами моих ребят-победителей конкурсов детского художественного творчества различного уровня.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Асеев В.Г.  Мотивация  поведения и формирование личности. М., 1976.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
  3. БодалевА.А. Психология личности. М., 1988.
  4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – Питер, 1999.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005.
  6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Владос, 1997.
  8. Путь Веберна к Новой музыке // «И свет во тьме светит». О музыке Антона Веберна. Науч. труды МГК. Сб. 21. М.: МГК, 1998.
  9. С чего начинается детский хор. Из опыта работы с младшими хорами в Детской хоровой школе «Весна». Тетрадь № 1. М., 2008.
  10. Семенюк В.О. На полях конкурсных программ… // Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка. М., 1999.
  11. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988.
  12. Умеркаева С.Ш. Художественно-эстетическое воспитание детей и подростков средствами хорового искусства в условиях дополнительного образования // Личностное развитие учащихся в системе дополнительного художественно-эстетического образования детей. М., 2011.
  13. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.