«Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития»

ФИО: Шишева Е.Е.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2364
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: «Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



«Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития»

Одним из важнейших условий становления личности ребенка является формирование эмоционально волевой сферы является. В развитии эмоциональной сферы участвует семья, школа, социальная жизнь, которая окружает и системно оказывает  воздействие на ребенка..

        Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития. Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

          Поскольку поступление в школу для ребенка это один из наиболее важных этапов в жизни, а учебная деятельность играет решающую роль в развитии личности, работа с детьми с задержкой психического развития в начальной школе приобретает особую ценность. Вопросы, касающиеся сформированности эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте приобретают особое значение, а дополнительной трудностью является высокая степень неоднородности рассматриваемой категории детей. Один и тот же ребенок может характеризоваться дефицитарностью одних функций с одновременной сохранностью других. 

Ранняя диагностика задержки психического развития должна быть комплексной и  принимать участие в ней должны не только специалисты: психологи, дефектологи, врачи, но и родители, и воспитатели дошкольных учреждений. Важна преемственность коррекционной работы специалистов и воспитателя при переходе из детского сада в школу.
        Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Современные исследования свидетельствуют, что эмоциональность сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Если ребенок свыкся с состоянием уныния, если он постоянно расстроен или подавлен, он будет не в той мере, как его жизнерадостный сверстник, склонен к активному любопытству, к исследованию окружающей среды.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР:

1. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.

2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию обучения.

4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга.

5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. 

       С целью предотвращения излишнего утомления необходимо заранее разделить процедуру исследования на более или менее самостоятельные задания. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения со специалистом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. 

  1. Дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют, это свидетельствует о сниженной учебной мотивации. Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять занятие, как игру-путешествие или челендж.       

         Эти общие черты могут стать и ориентиром при диагностике задержки психического развития (чем больше таких черт наблюдается у ребенка, тем вероятнее наличие у него ЗПР), и критерием эффективности коррекционной работы (в результате правильно организованной коррекции некоторые черты должны исчезать или сглаживаться, а другие — трансформироваться).
        Анализ особенностей психического развития рассматриваемой категории детей позволяет сделать следующие выводы:

  1. Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.
  2. При этом следует учитывать, что при ЗПР нарушения имеют полиморфный характер, их психологическая структура сложна. Выраженность повреждений и (или) степень несформированности психических функций может быть различной, возможны различные сочетания сохраненных и несформированных функций, этим и определяется многообразие проявлений ЗПР в дошкольном возрасте.
  3. При ЗПР каждый шаг осуществляется в условиях целенаправленного формирования каждой психической функции с учетом их взаимодействия и взаимовлияния. 
  4. Затруднения в обучении связаны с незрелостью мотивационной сферы личности в целом (преобладают игровые интересы). Эти особенности необходимо учитывать при обучении таких детей с целью правильной подачи им учебного материала и уменьшения возникающих у детей. трудностей в обучении.

Используемая литература

  1. В.А.Иванников. Психологические механизмы волевой регуляции. М, Академия, 2008.
  2. А.Д.Гонеев. Основы коррекционной педагогики. М, Академия, 2009.
  3. Т.А.Власова. Дети с временной задержкой психического развития. М, Просвещение,