Урок – виртуальное путешествие “Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение”

ФИО: Соловьева О.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2377
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Урок – виртуальное путешествие "Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение"
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



Соловьева О.Г.,

учитель биологии МОУ гимназии №6

Класс:

УМК  И.Н.Понамарёвой

Урок – виртуальное путешествие “Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Цели урока: 

1.продолжить формирование  у обучающихся знаний о многообразии и строении  организмов;

2.умение выделять главные признаки организмов различных систематических групп для реализации логической операции «классификация»;

3.дать представление о систематических группах мхов (класс Печёночники, класс Листостебельные мхи);

4.развивать навыки поиска учебной информации из различных ресурсов, в том числе Интернет;

5.развивать познавательный интерес  к изучению живой природы

Средства урока: 

1.гербарный материал: мхи кукушкин лён, сфагнум;

2.видеофрагмент ««Печёночный мох маршанция в естественных условиях» (единая коллекция цифровых ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr),

видеофрагмент ««Использование сфагнума для утепления домов»  (единая коллекция цифровых ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr);

3.презентация по теме урока; 

5.карточки с письменным заданием;

  1. материал учебника («Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.», 6 класс, Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С.: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. И.Н. Пономаревой );
  2. схема  «Значение мхов в природе и жизни человека»

Оборудование:

1.компьютер, мультимедийный проектор

2.лупы

Ход урока

1.Организационный момент (  1 ‘)

Приветствие  и проверка готовности к уроку.

2.Актуализация  знаний 

Учитель  просит назвать обучающихся известные им отделы  царства Растения.

Вопрос: «Почему учёные распределили растения в разные группы?»
Предполагаемый ответ ученика: «Растения распределены в разные группы  на основании их сходства и родства». 

Учитель просит назвать признаки представителей изученных растений – отдела Водоросли. 

Примерный ответ: «Водоросли преимущественно водные растения.  Относятся к группе низших растений, т.к.  их тело не дифференцировано на вегетативные органы. Тело представлено талломом. По окраске таллома делятся на зелёные, красные и бурые водоросли. Цвет таллома зависит от наличия пигментов. Водоросли, прикреплённые к грунту,  имеют корнеподобные выросты – ризоиды».

Затем выполняется работа  с Интерактивной доской.  Даны названия водорослей: хламидомонада, фукус, спирогира, филофора, макроцистис, ульва, хлорелла, улотрикс, порфира, ламинария. Распределите водоросли по возможным группам.  Данная логическая операция способствует умению находить общий признак и классифицировать биологические объекты.

Правильным результатом  работы  могут являться следующие группы водорослей (возможны и другие группы, предложенные учениками):

1-я группа

Одноклеточные                                                                         Многоклеточные

хламидомонада                                                                        фукус

хлорелла                                                                                   спирогира

                                                                                                    филофора

                                                                                                    макроцистис

                                                                                                    ульва

                                                                                                    улотрикс

                                                                                                    порфира

                                                                                                    ламинария

   2-я группа

Зелёные                                        Бурые                                  Красные

хламидомонада                             макроцистис                         филофора

хлорелла                                        ламинария                            порфира

спирогира

ульва

улотрикс

Затем выполняется письменное задание. Карточки с заданием разложены на партах.

Выберите правильный ответ. Подчеркните выбранные ответы. Правильный ответ:

1.Водоросли самые древние растения на нашей планете

  1. Формы таллома у водорослей разнообразны

3.Хроматофор хламидомонады  лентообразный

3.Хлорофилл в клетках водорослей находится в цитоплазме

  1. Хламидомонада передвигается с помощью  жгутиков

5.Водоросли гетеротрофные организмы

6.Бесполое размножение зелёных водорослей начинается  с  деления  ядра  клетки

7.Бесполое размножение водорослей происходит с помощью зооспор

8.Большинство красных водорослей мелких размеров

9.Бурые  водоросли имеют самые крупные размеры среди водорослей

10.Зелёные водоросли являются самыми  глубоководными

Проверка выполненного задания (назвать номера правильных ответов).

III. Изучение нового учебного материала

Учитель задаёт вопрос: «Вспомните, какие водоросли имеют крупные размеры?»

Примерный ответ: «Макроцистис грушевидный может достигать 60 м в длину).

Далее учитель сообщает, что есть растения, которые являются низкорослыми, среди них нет гигантов.  Это древняя группа в царстве растений. Кроме того, растут они в местах повышенной влажности.

Вопрос: «Что же вы сегодня узнаете на уроке?»

Примерный ответ: «Мы познакомимся с новой группой растений. Узнаем об их особенностях строения, приспособлениях к условиям  произрастания. Узнаем, почему эти растения растут в местах повышенной влажности.  Почему среди них нет крупных размеров растений ».

Учитель предлагает ученикам совершить путешествие и познакомиться с интересными растениями – мхами.  На экран выводится маршрут с указанием остановок (за кадром звучит музыка). 

«Для того, чтобы пройти вперёд нужно выполнить задание. Рассмотрите гербарные образцы и сравните мхи и водоросли».

Работа с гербарным материалом (кукушкин лён) по инструктивной карточке. 

Отмечают, что у мхов, в отличие от водорослей, имеются вегетативные органы – стебель и  мелкие  листья. Листья кукушкиного льна зелёные. 

Учитель просит сделать вывод о принадлежности мхов  к группе высших или низших растений. Вывод учеников:  мхи относятся к высшим растениям. 

Далее продолжается изучение строения мхов. Отметить, что корней у мхов нет, а имеются ризоиды, как у водорослей. 

Вопрос: «Есть ли у мхов фотосинтезирующая ткань?». 

Примерный ответ: «Да. Мхи зелёной окраски, наверное, у них как у других растений происходит процесс  фотосинтеза».

Проблемный вопрос: «А почему мхи не бывают крупных размеров?»  Выслушиваются мнения учеников. «Чтобы ответить на этот вопрос давайте пройдём к станции «Лаборатория мхов». Здесь вы увидите внутренне строение мха и попробуйте найти ответ». 

Демонстрируется слайд «Поперечный разрез стебля мха». Необходимо подвести к  взаимосвязи размера растения и наличием механической ткани. У мхов нет механической ткани. Следовательно, они не могут быть крупных размеров. Отметить также отсутствие  покровной и запасающей ткани.

«А теперь давайте перейдём к следующей станции и познакомимся с многообразием мхов. Итак, станция «Классификационная».

Учитель  сообщает, что мхи – высшие споровые растения. К отделу Моховидные относятся классы: Листостебельные мхи и Печёночники. Показ схемы  слайда презентации (приложение к методической разработке).

Вопрос ученикам «А вы знаете, что для мхов очень важна вода, мхи представители влажных мест обитания. А почему, вы узнаете, сделав остановку, которая называется «Циклическая». 

На экран выводится слайд презентации  «Размножение кукушкиного льна» 

Ученикам предлагается найти на гербарном образце коробочку, которая изображена на рисунке слайда.  

Учитель отмечает, что в коробочке находятся споры, с помощью которых размножается мох. Чтобы образовалась коробочка необходимо образование зиготы путём слияния гамет. Вопрос: «нужна ли для этого вода?».

Работа со схемой «Размножение кукушкиного льна». Отметить, что гаметофит мха двудомный и  в цикле размножения мха преобладает гаметофит.

«Среди мхов много интересных растений. Например, среди гербарных экземпляров, лежащих на партах, имеется мох, который во время Великой отечественной войны помог многим раненным.  Это белый мох –сфагнум. Сфагнум содержит бактерицидное вещество сфагнол. Изучив особенности его строения, вы сможете ответить, почему он использовался в качестве перевязочного материала. 

И мы делаем остановку. А название остановки я предлагаю вам дать самим и вписать в свой конспект». Работа с гербарными образцами. Ученики  рассматривают представителей моховидных. Обучающиеся самостоятельно работают с текстом учебника.

После самостоятельной работы  отвечают на вопрос о том, почему мох сфагнум использовался в качестве перевязочного материала. В ответе ученики должны указать, что в листьях сфагнума имеются мешковидные клетки  заполненные воздухом или водой.

Знакомство с представителями класса Печеночники. Демонстрируется видеофрагмент  «Печёночный мох маршанция в естественных условиях» из единой коллекции цифровых ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr) (приложение к методической разработке).

. Видеофрагмент содержит информацию о морфологических признаках и месте обитания  мха.

Вопрос: «Какой формы у маршанции слоевище?» 

«Наше путешествие подходит к концу, но не завершается. На последней остановке вы узнаете о роли мхов в природе и для человека». Комментируется выведенная на экран схема.

Значение мхов в природе и жизни человека

                                                  в природе                            для человека

 

                                          

 образуют органические вещества                                                  сфагнум образует  залежи торф а

в процессе  фотосинтеза, необходимые  для питания                  используется  для утепления

других организмов                                                                             домов

образуют кислород в процессе фотосинтеза       

Затем ученики смотрят видеофрагмент из единой коллекции  цифровых ресурсов «Использование сфагнума для утепления домов» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr) (приложение к методической разработке).

Учитель сообщает, чтобы завершить путешествие, нужно дополнить схему. Ведь мхи играют роль не только представленную на данной схеме. Даёт задание дома закончить заполнение схемы, используя дополнительные информационные  ресурсы.

  1. Закрепление новых знаний

Проводится игра «Расположи по порядку». Для проведения игры заранее подготовлены карточки с изображением этапов жизненного цикла мха (приложение к уроку).

Проводится работа обучающихся у доски.  С помощью магнитных карточек  необходимо по порядку расположить этапы жизненного цикла мха. Учитывается скорость выполнения задания и правильность. Остальные ученики проверяют выполненное задание и при необходимости исправляют ошибки.

  1. Рефлексивная деятельность

Самооценка работы на уроке. Ученики поднимают сигнальные карточки самооценки работы на уроке. Выслушиваются  аргументы (2-3 ученика). 

VΙ. Информация о домашнем задании.

  • 39 учебника, устно ответить на вопросы к §39. Продолжить заполнение схемы «Значение мхов в природе и жизни человека».

Творческое задание: составить ребусы по теме урока (по желанию) – не менее 5 ребусов.  По желанию выполнить письменное сообщение «Борьба с заболачиванием почв».

Учитель благодарит учеников за работу на уроке.

Список  литературных источников

  1. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения  биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996
  2. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. – М.: Сфера :Творческий центр 2002.

3.Чебышев Н.В.Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы.Т.2.-2-еизд..испр. и доп.-М.:РИА «Новая волна»,2011

Интернет-ресурсы:

http://www.ecosystema.ru/07referats/popov_consp/popov_consp.htm