“Крым, мой родной край”

ФИО: Бондаренко О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2421
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: "Крым, мой родной край"
Итоговая оценка: 2 место,  74 баллов(-а)



Тема: «Крым, мой родной край»

Цель: Закрепить знания детей о растительном и животном мире полуострова

Задачи: 

Социально-коммуникативное развитие:

  • Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.).
  • 2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками;
  • Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
  • Расширять представления о малой Родине.
  • Воспитывать любовь к Родине.
  • Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата.

Познавательное развитие:

  • Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). 
  • Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел
  • Повторить умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число, определять пропущенное число. Закрепить ориентировку в пространстве.  Повторить  порядковый счет в пределах 10.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (впереди (спереди)— сзади (за), слева—справа, между, рядом с, около);
  • Расширять и уточнять представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. 
  • Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. 
  • Знакомить детей с многообразием родной природы;
  • Закрепить знания о правилах поведения в природе. Формировать представление детей о растительном и животном мире полуострова.
  • Формировать представления о том, что человек —часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Речевое развитие:

  1. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
  2. Развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
  3. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
  2. Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы.

Физическое развитие:

  • Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
  • Формировать умение держать равновесие.

Интеграция образовательных областей:

“Художественно-эстетическое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Физическое развитие”.

Оборудование и материалы: 

Ноутбук, карта Крыма; четыре клубочка (зеленый, синий, желтый, оранжевый); презентация по теме занятия; картинки крымской сосны (10штук); оборудование для проведения опыта; картинки морских обитателей.

Предварительная работа:
1. Беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих наш    полуостров; рассматривание карты Крыма.
2. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь – горе», «О горе – Кошке», «О горе Ай-Петри», «О горе – Демерджи») ;
3. Рассматривание картин о животных и растениях Крыма;
4. Разучивание стихотворений о Крыме; пословиц о семье .

  1. Рассматривание иллюстраций и фото по теме: «Города Крыма»
  2. Экскурсия  по селу Каменоломня.

                                                   Ход занятия: 

Дети заходят в зал.

Воспитатель:– Здравствуйте, ребята! Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?(показ)

 -Молодцы! Это хорошо.  Как вы уже заметили, у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. (здороваются). И  давайте мы  с ними поделимся хорошим настроением? Поставьте ладошки вот так. А теперь, посадим на эти ладошки свое хорошее настроение и подуем.(целуют ладошки) Отлично, наше путешествие мы должны начать с хорошим настроением. Ведь хорошее начало – это половина дела. Ваша задача: быть внимательными, аккуратными при выполнении работы, инициативными и, конечно же, максимум самостоятельности.

Воспитатель: А теперь послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каком крае будет идти речь.

С добрым утром, мир хрустальный!
Солнце! Горы! Море! Лес!
С добрым утром, чайки, пальмы,
Кипарисы до небес!
Уведёт меня тропинка
К водопаду за горой.
В каждой встреченной травинке
Вижу свет земли родной.

 

Воспитатель: О чем это стихотворение? (правильно. О нашем Крыме)

В какой стране мы с вами живем? (Россия). А как называется самый главный город, столица России? (Москва). Как называется наша республика  (Крым) А главный город нашей республики (Симферополь). 

– Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Наш Крым удивительный и сказочный.

Но чтобы попасть на Крымский полуостров нам нужно пройти по Крымскому мосту. (Дети идут по дорожке здоровья.) 

(Слайд №1)

Вот мы и оказались в Крыму. А встречает нас Крымуша. 

Крымуша –  хоть и маленький мальчик, но много знает о Крыме. 

Кем может быть мальчик для своих родственников, родных? (братом, сыном, внуком) Правильно. А у внука, конечно же, есть бабушка. Вот и у нашего Крымуши есть бабушка.  И она очень любит вязать для своего внука. А клубочки у нее не простые, а волшебные. И сейчас, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю и узнаем все о нем. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки от бабушки Крымуши.

Воспитатель: Первый клубочек у нас зеленого цвета, куда же он нас приведет? Давайте вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной!». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек. Что самое зеленое на нашей карте? (леса) Слайд №2 

Слайд 3

«Крымские леса» 

Смотрим на картинку

Воспитатель: Куда же мы попали? (дети: в лес). 

Воспитатель:

А чтобы пройти через этот лес и продолжить путешествие дальше нам с вами нужно выполнить задание.

 А где в Крыму растет лес? (в горах) Почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах). Вот мы сейчас и узнаем, хорошо ли вы знаете наши крымские горы. 

Смотрим на слайд №4

Д/И «Крымские горы»

 (Где находится Аю – Даг, Демерджи, гора Кошка, Ай Петри –  ориентировка в пространстве: левый,  правый,  верхний, нижний угол ).  

 Молодцы, ребята!  Наши горы покрыты лесом.  Какие деревья и кустарники растут  в лесах Крыма? (ответы детей: дуб, бук, крымская сосна, ель, гималайский кедр, шиповник, кизил, боярышник, можжевельник).
Слайд №5

А какое дерево является одним из символов Крыма? (крымская сосна) . Ребята, нам лесник передал саженцы крымской сосны,  ведь каждый человек должен посадить дерево и тогда воздух у нас будет чище, а природа еще красивее.  Я их посадила, только забыла посчитать.  Посчитайте пожалуйста. (прямой, обратный счет). Джессика посмотри, кто спрятался за пятым саженцем? А какой по порядку растет саженец после седьмого? А кто прячется под саженцем, который находится между седьмым и девятым ? А кто притаился под саженцем, который растет перед пятым? Кристина как ты думаешь, Зекие ответила правильно?

Молодцы, выполнили и это задание. 


Воспитатель: У нас есть второй волшебный клубочек. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись, клубочек мой, покажи нам край родной! Слайд №6

У меня клубочек синего цвета. Как вы думаете, что на карте самое синее? (ответ) Ну конечно же море.

Слайд№7 

«Море».
Воспитатель:  Вот мы и оказались у моря. Сколько морей омывает наш Крым? (2) Как они называются (Азовское и Черное море) А какую пользу приносит море людям?(ответы детей: они закаляются: принимают солнечные ванны, оздоравливаются). А пить воду в Черном море можно? (ответы: нет. Потому, что она соленая) 


Воспитатель: Ребята, давайте присядем на берегу моря. Посмотрите сколько здесь морских обитателей (на синей ткани раскладываются картинки морских обитателей). Скажите, в названии каких обитателей есть звук «К» и какую позицию в слове он занимает? (в начале, в середине, в конце слова) (ответы: катран, камбала, бычок, кефаль, килька, краб, креветки) А теперь назовите тех морских обитателей, в названии которых звук «К» отсутствует. (хамса, медуза, мидии, дельфин). Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии? Эльнара…. (они фильтруют воду). Как вы думаете Эльнарочка ответила правильно? (Взаимоконтроль)

Какие вы молодцы справились и с этим заданием. 

Слайд №8

Ребята посмотрите, что-то наши рыбки загрустили. 

Воспитатель: Мне кажется, рыбка просит нас помочь. 

Воспитатель: – Собрались вместе обитатели моря, а узнать друг друга не могут.

Жёлтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашего моря построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. С берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и консервные банки, и отходы. Вот и пожелтела наша вода. Что же нам дальше делать? Как жить?

Воспитатель. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. А ведь природу нужно беречь.  

Что же делать?

Дети – Помочь природе. Очистить воду

Воспитатель: Давайте пройдём в нашу лабораторию и очистим воду. (ПРОВОДИТСЯ ОПЫТ ПОД ЛЁГКУЮ МУЗЫКУ С ОБЪЯСНЕНИЕМ)

Опыт Очистка воды.

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В один стакан я положу комочек земли, и перемешаю. Что стало с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую вату. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой.

Правильно, она стала чистой.

Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой).

Слайд №9

Воспитатель. Посмотрите на наших рыбок, они стали естественными и плавают в море (картинки рыбок). Рыбкам мы помогли, мы немного отдохнем и поиграем в игру: 

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру: Д\И «Кто живет в море»(выходим из-за столов) (если я говорю правильно – вы стоите на месте, а если не правильно,  то приседаете)
– А в воде живёт индюк? Нет. 
– А в воде живёт утюг? Нет. 
– Ну, а корка от арбуза? Нет. 
– А вообще живёт медуза? Да. 
– А большие мандарины? Нет. 
– В Чёрном море есть дельфины? Да. 
– Рыбы в нашем море есть? Да. 
– Крокодилов в нём не счесть? Нет. 
– Дети плещутся в воде? Да. 
– Вместе с птицами в гнезде? Нет. 
Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, и для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным что для этого нужно делать? Конкретно к ребенку вопрос  (не засорять  пляжи и не бросать мусор в море и не давать делать это другим)  Молодцы, правильно. 

Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше? Где же наш следующий клубочек? 

Говорим все вместе слова: Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! 

Достаю желтый клубочек 

 Как вы думаете куда мы с вами попали? (степи Крыма). А почему клубочек желтого цвета? (летом степи выгорают и становятся желтыми) А степь в Крыму всегда желтая? (нет, весной, когда все расцветает степь становится яркой и красочной. )

Слайд №10.

 «Крымские степи» 

Воспитатель: Скажите, пожалуйста

-Что растет в нашей степи? (ответы детей: маки, тюльпаны, ковыль, полынь, чабрец, шалфей). 

А кто живет в нашей степи? (суслик, тушканчик, гадюка, заяц, полевая мышь, хорек, хомяк.) Молодцы.

 Воспитатель: Вот и в крымской степи мы побывали, остался у нас один, последний клубочек, куда же он нас приведет? 

-Давайте скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной!» как вы думаете, куда он нас привел? 

Слайд№11

И привел нас клубочек в города Крыма. 

 Какие города Крыма вы знаете? (Ялта, Алушта, Симферополь, Евпатория, Саки, Феодосия, Джанкой, Керчь, Армянск, Судак, Бахчисарай, Севастополь, Алупка).

В Крыму у нас очень много городов и сел. А какие там красивые улицы и дома. 

Слайд №12 

Ребята, а как называется наше село? (Каменоломня) Расскажите, какие достопримечательности есть в нашем селе? (аллея Славы, Стелла, Красные каски). А в честь кого установлены эти памятные знаки? (тем, кто воевал и защищал наше село). Наши с вами односельчане в годы гражданской и ВОВ защищали свое родное село , страну  и дом потому что это самое дорогое на свете. А какие в народе существуют народные пословицы о родном крае и родном доме? 

В гостях хорошо, а дома лучше.

Моя семья – мое богатство.

Хоть дитя хило, а отцу с матерью мило.

В своем доме и стены помогают. 

Воспитатель: 

Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо отвечали. Я хочу спросить вас, 

вам было интересно? Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы 

узнали  о нашем родном крае? А сейчас послушай те песню о Крыме

Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо отвечали. Я хочу спросить вас, 

вам было интересно? Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы 

узнали  о нашем родном крае? А сейчас послушай те песню о Крыме

Спасибо вам ребята. Вы молодцы, хорошо работали. Я хочу спросить вас, вам было интересно? Что нового вы узнали о нашем родном крае? Какое задание было для вас сложным? Что было самым интересным? Что у тебя получилось лучше всего? Что у тебя не получилось и почему? Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?