Разработка занятия по вокалу с использованием здоровьесберегающих технологий.
Гилева Светлана Михайловна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МБУ ДО Центр «Новая Авеста»
г. Екатеринбург
Здоровьесберегающие технологии в системе музыкального обучения, такие как: арттерапия, вокалотерапия, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения, кинезитерапия помогают в профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и простудных заболеваний. А также служат для укрепления психофизического здоровья детей. Развивают координацию движений, слуха и голоса.
В методическую основу программы входят:
- Комплекс дыхательных упражнений по методике
А.Н.Стрельниковой;
- Артикуляционные упражнения «Речевой портрет»
по методике Карла Орфа;
- Учебно-методическое пособие О.А. Донской-
Анисимовой «Свобода и воля»
- «Пение в речевой позиции» профессора С. Риггса;
- Фонопедический метод развития голоса,
разработанный В.В.Емельяновым;
Разработка занятия с использованием здоровьесберегающих упражнений:
– Дыхательные упражнения, правильное формирование,
чистота звучания гласных.
– Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса. Атака звука.
– Постановка голоса. Певческая установка.
Представляю вашему вниманию комплекс упражнений рассчитанный на расслабление мышц, раскрепощение, развитие певческого дыхания, дикции, чувство ритма и певческой установки. В комплексе выполнять обучающимся упражнения интереснее.
- Комплекс упражнений для расслабления шейного отдела позвоночника, подготовка к пению под минус «Парень чернокожий» Л. Агутина
- «Встряхнуться»
- Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, вращение головой по часовой стрелке медленно и в обратную сторону, плечи поднимаем и опускаем по очереди, круговые движения плечами вперед и назад.
- Произносим «Щ» и «С» длинные, короткие по 4 раза и очень короткие по 8 раз, проверяем как работает диафрагма.
- «Ежик» Вдох носом и произносим Ф,Ф,Ф , проверяем как работает диафрагма
- Дышим по методике Стрельниковой с поворотами головы, туловища и выпадами вперед назад и в сторону.
- Делаем упражнения для раскрепощения под минус «Don’t worry be happy»
- Бр – произносим губами, проворачивая кистью снизу вверх с рукой и обратно вверх и вниз
- «Вечный двигатель» Круг руками, ноги в пружинке брр – произносим губами (трель губами).
- Поем мелодию песни – трель губами (брр) с буквы Т впереди.
- Подготовка речевого аппарата. Развитие силы голоса:
Счет от 1 до 10 от шепота до громкого голоса. Считать с постепенным повышением силы голоса, от тихого до громкого.
«От топота копыт пыль по полю летит»
Очень четко проговариваем скороговорку в среднем темпе
1) подворачиваем губы
2) язык между зубами
3) «злюки» (не разжимая челюсти)
4) «горячий чай» (ощущение, что во рту что-то горячее)
«Самолет» Ау Уа
«Шарик» Вдох, чтоб ребра раздвинулись и произносим «С» до полного выдоха
Включение высокой певческой позиции. Упражнения под музыкальное сопровождение:
- Поем звук «А» в примарной зоне на одной ноте до полного выдоха
- Упражнения на дикцию, ритм и чистоту интонации.
- «Шла Саша по шоссе»
Попевка на скороговорке «Шла Саша по шоссе» помогает решать несколько вокальных и исполнительских проблем. Часто у вокалистов шипящие и свистящие «вылетают» с неприятным призвуком, который многократно усиливается микрофоном и звукоусилительной аппаратурой.
- «Карл у Клары украл кораллы»
Упражнение предназначено для развития дикции, ритма и чистоты интонации. При исполнении этой скороговорки у вокалистов часто проваливается звук [Л].
На занятиях используем различные скороговорки, чистоговорки и стихи.
Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
– снижение уровня заболеваемости
– повышение уровня музыкальных и творческих способностей обучающегося
– улучшение эмоционального благополучия обучающегося
– повышение уровень речевого развития