КОГДА МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ ИЛИ ИСТОРИЯ ЖАНРА
С самого рождения и на всем протяжении жизненного пути нас сопровождают звуки музыки. Они звучат по радио и телевидению, доносятся из окон домов, проезжающих машин. Без музыки нельзя обойтись на праздновании любого знаменательного или торжественного события. И, наконец, музыка звучит со сцен концертных залов.
Она воодушевляет и усмиряет, сопереживает и наблюдает, хохочет и рыдает… О музыке можно говорить бесконечно, потому что это – необъятная вселенная.
Но есть у музыки и чисто практическое, прикладное применение, в связи с чем принято делить музыку на жанры. Их всего 3.
Я назову вам два из них, а третий вы назовете сами. Итак, это : ПЕСНЯ И ТАНЕЦ.
А теперь слушайте подсказку. Представим себе идущую по Красной площади воинскую часть. Четко держат солдаты шаг. Идут, как один, твердой бодрой походкой. А впереди – украшенный конскими хвостами и колокольчиками бунчук, который двигаясь вверх-вниз в такт музыке, заменяет в походе дирижерскую палочку.
А вот спортсмены перед началом соревнований идут по стадиону в красивой спортивной одежде с развевающими по ветру знаменами… Вы наверняка приготовили свой ответ…
Итак, на старт, внимание, МАРШ! И мы слушаем первый концертный номер.
- Муз. номер
Марш в переводе с французского означает «шествие вперед».
На глиняных сосудах Древней Греции можно увидеть музыкантов, сопровождающих процессию. Для чего?
Давайте немного поразмышляем. Положим, большой группе людей необходимо пройти значительное расстояние. А среди есть и торопыги, и ротозеи, и медлительные увальни. Для того, чтобы движение стало согласованным, нужен четкий пульс, общий ритм. Идти в ногу – как еще говорят.
- Муз. номер.
Марш возник и сформировался в Западной Европе в средние века, когда возникла необходимость в четкой организации войск (походы крестоносцев). Самые ранние марши – это ходьба под собственное пение в сопровождении барабана и поперечной флейты.
3 Муз. номер
Военные марши поднимали боевой дух и настраивали на героический лад. В тоже время были и траурные марши, которые погружали участников траурной процессии в печальную атмосферу. В них слышались скорбные интонации, тогда как в военных маршах слышится и барабанная дробь, и призывные интонации, и фанфары ( ход мелодии по звукам тонического трезвучия).
- Муз.номер
Военные марши бывают даже кавалерийскими. Послушайте внимательно песню-марш «Полюшко –поле», и вы услышите мерный цокот копыт и усталую песню всадника. Определите, в каком ладу она звучит.
- Муз. номер
В России военные марши исполняют военные оркестры начиная с XVIII века. Каждому полку в русской армии был присвоен свой марш, ставший его своеобразным символом, музыкальной эмблемой.
Известны марши Семеновского, Измайловского полка. Марш Преображенского полка – главный военный марш России. Но самый интересный и неожиданный марш был у лейб –гвардии казачьего полка. Вы не знаете, какой?
Провожая войска на русско-турецкую войну в 1877 году, император Александр II поразился выправке солдат : «На войну идут, как на свадьбу» и назначил «Свадебный марш» Феликса Мендельсона официальным маршем Казачьего полка. Может, лихим казакам была бы по душе мелодия более удалая, но слово императора –закон!
Так свадебный марш в данном случае стал военным. У него своя очень интересная история.
14 октября 1843 года в немецком Потсдаме состоялась премьера спектакля «Сон в летнюю ночь» по пьесе Вильяма Шекспира. Ничего необычного в этом спектакле не было : Шекспира охотно ставили, а 34-летний Феликс Мендельсон был к тому времени достаточно известным композитором. Свадебный марш, прозвучавший в сцене обручения и без которого сегодня невозможно представить свадебное торжество, ничем особенным не был отмечен.
Его настоящая жизнь началась спустя 11 лет со время сочетания браком кронпринца Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгельд. Жениху было 24. а невесте всего 14, и она очень любила музыку. Из множества маршей она выбрала именно его, под который супруги выходят из церкви.
- Муз. номер
Марш как жанр становится все более популярным. Яркие, триумфальные марши появляются в операх Джакомо Пуччини, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе, Шарля Гуно, Рихарда Вагнера.
В операх русских композиторов есть замечательные марши, связанные со сказочными персонажами. Например, Марш царя Додона из оперы «Сказка о золотом петушке» и Марш Берендея из оперы «Снегурочка» Николая Римского –Корсакова и др. Эти марши называются сказочными.
- Муз. номер
Все, наверно, слышали знаменитый Марш Черномора из оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» .Он написан ни в мажоре, ни в миноре, а в особом сказочном ладу и относится к т.н.комическим маршам. Их отличительная особенность – быстрый темп, форшлаги, «фальшивые ноты».
- Муз. номер
Это марш не смолкал на перронах ст. А. Федотова
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт
В утро дымное, в сумерки ранние . ст. А. Галича
Под смешки и под пушечный бах
Уходили мы в бой и в изгнание
С этим маршем на пыльных губах
Лес да степь, да в степи полустанки ст. В. Лазарева
Свет вечерний и новой зари –
Все пройдет, но «Прощанье славянки» –
Ты гори в моем сердце, гори.
Ребята, вы прослушали стихи трех известных российских поэтов о знаменитом марше «Прощание славянки».
Как здорово и необычно, что марш, по своей сути призванный воодушевлять на подвиги, становится источником вдохновения поэтов. У самого марша не было слов и в годы Гражданской войны его использовали как белые, так и красные. Но у него такая уникальная мелодия, что стихи так и просятся на бумагу.
Написан он был в 1912 году на волне единения со славянскими народами во время I Балканской войны. Тогда Болгария, Сербия, Черногория поднялись на защиту родины против османского ига.
Написал его Василий Агапкин, музыкант 7-го кавалерийского полка, расквартированного в Тамбове.
Несколько слов об авторе. Василий Агапкин родился в Рязанской губернии. Он очень рано остался без родителей и в возрасте 9 лет стал воспитанником корнетиста 308 Царева пехотного полка, стоявшего в Астрахани. Служил в Грозном, Махачкале, Тамбове… Под звуки этого марша советские войска уходили на фронт с Красной площади 7 ноября 1941 года (а сам маэстро дирижировал сводным оркестром) и его звуки стали заключительным аккордом парада Победы в мае 1945 года.
- Муз. номер
Отдельной строкой хочу рассказать и марше пустых кастрюль, который прошел 8 марта 1857 года в Нью-Йорке. Представляете, какой стоял грохот и скрежет, когда текстильщицы таким образом решили выразить протест против плохих условий труда. Дата вам не кажется знаменательной?
- Муз. номер
Уже в наше время появляются спортивные марши, которые можно услышать в цирке, на физкультурных парадах, во время спортивных игр.
- Муз. номер
Подходит к концу наша музыкальная встреча. Давайте перечислим разновидности маршей, о которых сегодня мы вспоминали
- Военный
- Траурный
- Песня – марш
- Сказочный
- Комический
- Спортивный
А теперь я представлю вам, уважаемые слушатели, участников нашего концерта:
——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————–
Примерный репертуар
А. Петров. Веселый марш (сб. Играем вдвоем, сост. А.Борзенков С-П 2003)
Э. Сигмейстер. Марш (Фортепиано. Сост. Б. Милич 2 класс М.1996)
Л.ван Бетховен. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины» (Фортепиано. Сост. Б.Милич 2 класс
М.1996)
Марш Преображенского полка (аудиозапись)
Л.Книппер. Полюшко – поле
Ф. Мендельсон. Свадебный марш из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» (Музицируем
вдвоем. Минск 1994)
Э. Григ. Шествие гномов.
В. Берлин. Марширующие поросята
М. Глинка. Марш Черномора (Музицируем вдвоем Минск. 1994)
В Агапкин Прощание славянки (аудиозапись)
Н. Богословский Марш из музыки к фильму «Пес Барбос и необычный кросс»(Рояль на троих обр.
Г.Пыстина Новосибирск 2004)