Наумова Надежда Петровна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ Багаевской СОШ № 3
План-конспект урока русского языка в 5 классе
«Доказательства в рассуждении»
Основной целью при подготовке данного урока стало развитие умений по применению знаний для составления текста-рассуждения; научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод; развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь.
На изучение темы «Доказательства в рассуждении» отводится один урок в рамках раздела «Морфология. Орфография. Культура речи».
Запись на доске:
Двадцать шестое февраля.
Классная работа.
*(Ежедневно в данной записи я выделяю морфемы и проговариваю с учащимися выделенные орфограммы. Выделен суффикс – дцать; корень – шест-, феврал-, класс-, работ-).
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Записываем число, классная работа, готовимся назвать орфограммы в словах.
– О каких разделах русского языка мы сейчас говорили? (орфография, морфемика).
– Какие еще разделы русского языка вы знаете, что они изучают? (Учащиеся называют разделы и предмет изучения)
– Сколько разделов мы сейчас назвали?
– Какая наука помогает посчитать? (Математика).
– Ребята, вы, конечно, слышали выражение «Математика – царица наук»? У вас на столах находится лист с текстом. Прочитайте его «про себя», приготовьтесь читать вслух.
Царица наук
«Математика – царица наук» – говорили древние. Почему именно математику называют царицей?
Во-первых, практически всё в мире природы и в мире людей можно описать, используя математические знаки и символы. Именно математика создала логику, на которую в той или иной степени опираются все науки.
К примеру, числа в истории – это не просто даты. Это ещё и иллюстрации особенностей хозяйства, обычаев или событий, без которых трудно представить жизнь наших предков.
Графики и диаграммы, которыми так богата география, – это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние, не обратившись к математике.
В медицине без математики не обойтись. Проектирование медицинских приборов. Анализ данных об эффективности лечения. Учёт дозы медицинских препаратов и периодичности приёма лекарств.
Наконец, математически можно рассчитать даже природные катаклизмы. Группа российских математиков нашла способ смоделировать и просчитать стихийные бедствия будущего.
Таким образом, если ты не знаешь математику, то и другие науки без неё не освоишь в полной мере. Где бы мы ни были, чем бы ни занимались, какую бы профессию ни освоили, нам всегда будет необходима математика.
– Какая основная мысль данного текста? Что хочет донести до нас автор?
– Я не случайно выбрала этот текст – 2021 год объявлен Годом науки и технологий. И мы не могли не сказать о главной из наук на нашем уроке.
– К какому типу речи относится этот текст? Докажите. Сделайте вывод.
– Вы, наверное, обратили внимание, о чем я вас прошу в течение урока?
Правильно, доказывать свое суждение. Вы уже догадались, какая сегодня тема урока?
Цели: мы с вами будем учиться строить рассуждение, приводить доказательства находить аргументы, делать вывод.
Записываем тему урока:
Доказательства в рассуждении.
– Лексический анализ слова. Поможет нам в этом какой словарь? (Толковый).
Слайд
Рассуждение:
1.-умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логической последовательности;
2.-высказывание, обсуждение – многозначное слово.
Слайд
Доказательство
1.Факт или довод, подтверждающий, доказывающий что-н. Вещественное д. (предмет, представляемый суду как свидетельство совершённого преступления).
- Система умозаключений, путём которых выводится новое положение. Теорема имеет несколько доказательств.
– Проведем морфемный разбор слов рассуждение и доказательство, выделим орфограммы.
Возврат к тексту. Выделяем части: тезис – доказательство – вывод. Записываем структурный план текста- рассуждения. Учащиеся доказательно объясняют, почему именно эти части текста они выделили. Обращаем внимание на построение доказательств (аргументов) – использование вводных слов во-первых, к примеру, наконец.
– Сделаем вывод: из чего состоит тест-рассуждение?
– Какую роль играют доказательства в выводе?
Работа с учебником (Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч. 2 / – Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский, 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017г.) Анализ текста упражнения 482. по заданию. Прочитайте. Определите тип речи. Докажите, что перед нами тип речи рассуждение. Выделите тезис, доказательство, вывод. Какое доказательство приводит писатель, чтобы убедить читателя, что «страсть к чтению» принесла ему не только «унижения», но и «наслаждение»? Подберите к тексту такой заголовок, чтобы в нем отражалась основная мысль текста.
И грустно и смешно вспоминать, сколько тяжелых унижений, обид и тревог принесла мне быстро вспыхнувшая страсть к чтению. Огня мне не давали, денег на покупку свеч у меня не было, но все эти неудобства исчезали в наслаждении, с которым я рассматривал иллюстрации и читал объяснения к ним. Эти иллюстрации раздвигали предо мной землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне высокие горы, красивые берега морей. Жизнь чудесно разрасталась, земля становилась заманчивее, богаче людьми, обильнее городами и всячески разнообразнее. (М. Горький).
Объединение учащихся в три группы (по рядам) и работа по карточкам.
– правописание корней с чередующимися гласными (назвать 5 корней).
– правописание неизменяемых и изменяемых приставок.
– правописание и-ы после ц.
В каждой группе текст из разных областей знаний (ОБЖ, обществознание, история). Тексты для работы в группах подобраны из учебников 5-го класса по соответствующим предметам. Сделать акцент на том, что знание правил русского языка в целом и построения текста в частности важны при изучении всех предметов. Тип речи текстов – рассуждение, но в каждом тексте я нарушила структуру: нет тезиса, доказательства или вывода.
Задание: прочитать тексты, определить тип речи, рассмотреть их структуру. Определить, все ли части текста-рассуждения сохранены. Если нет части текста, то какой (тезис, доказательство, вывод)? Доказать, что перед нами текст – рассуждение и пропущена именно указанная часть. Прокомментировать орфограммы в словах, доказать правильность вставленной буквы.
Группа № 1
Я думаю, что в Древней Индии почитали животных.
Во-первых, некоторых богов представляли в виде животных – льва или обезьяны. Змей индийцы боялись и пытались задобрить. Индийцы также поклонялись слону. Слоны помогали жителям носить тяжести, участвовали в сражениях в качестве боевых слонов. Кроме того, с особой любовью в Индии относились к корове. Она давала людям молоко, масло, сметану, и её называли матерью и божественной кормилицей. И, наконец, обезьяны в Индии считаются священными животными. В сказании о Раме обезьяны помогают царевичу прекрасную Ситу.
ПРЕДПОЛ…ЖЕНИЕ, СЛ…ГАЕМОЕ, ВЫР…ЩЕННЫЙ, Р…СТОК, Р…СТЕНИЕ, ВЫР…С, ОТР…СЛЬ
Возможный комментарий текста:
Перед нами текст рассуждение. На это указывает тезис в первом предложении. А также наличие аргументов и языковых средств (во-первых, кроме того, наконец). В этом тексте пропущена такая часть текста-рассуждения как вывод.
Группа № 2
Ликвидация последствий стихийных бедствий – очень опасная и сложная работа. Она связана с огромным риском. Одним из наиболее опасных мероприятий является ликвидация последствий землетрясения.
Мы убедились в том, что работа спасателя на месте стихийного бедствия – одна из опаснейших работ. Эти люди достойны уважения за их мужество, самоотверженность и силу духа.
ЛИСИЦ…Н, Ц…ГАН, Ц…НГА, АКАЦ…Я, СТАНЦ…Я, Ц…ПЛЕНОК,
Ц…КЛОН
Возможный комментарий текста:
Перед нами текст рассуждение, т.к. можно выделить тезис и вывод. Но нарушена структура текста, нет доказательства.
Группа № 3
Во-первых, семья является важнейшей общественной ценностью. Во-вторых, человек растет в семье, воспитывается, ему прививаются принципы. Семья – самые близкие люди в жизни человека, с которыми он проведет всю свою жизнь, разделит все тяготы и радости жизни, быт.
Нет ничего важнее, чем семья.
Возможный комментарий текста:
Текст начинается с доказательства, об этом говорят слова «во-первых, во-вторых», есть вывод, но нет первой части – тезиса. Тип речи текста – рассуждение.
РА…БЕЖАТЬСЯ, …ДЕЛАТЬ, В…БОДРИТЬСЯ, ПО…РЕЗАТЬ,
РА…КОЛОТЬ, ВО…ГОРАНИЕ, РА…ЧЁСКА
Вывод формулируют учащиеся: текст-рассуждение построен по плану: тезис – доказательства, вывод. Важна роль доказательства. Оно помогает выстроить логическую цепочку (развивает логическое мышление), построить умозаключения, прийти к правильному выводу. Тексты-рассуждения встречаются на каждом предмете. Наш ответ на уроке – это тоже рассуждение.
Домашнее задание. Каждому ученику дается макет, в котором нужно заполнить строки.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?
Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, “болея” за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.
Почему же нужно заниматься спортом?
Во-первых, ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Во-вторых, ____________________________________________________________________________________________________________________________________
В-третьих, ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.
Выставление оценок за урок.