Анализ методов и приемов работы, применяемых на практике
Демидова Галина Юрьевна,
учитель-логопед
МАОУ «Гимназия им.
А.А. Пушкина» г.о. Бронницы
Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда.
Аннотация
Метод проектной деятельности – один из самых доступных и интересных в педагогике. Он выражается в организации личностно ориентированного образовательного процесса, основанного на принципах гуманности, проблемности, активности и самостоятельности.
В процессе реализации проектов, дети и взрослые знакомятся с новой информацией, участвуют в разнообразных мероприятиях, имеют возможность проявить фантазию, креативность, получить навыки общения и созидания.
Предисловие
Посещая образовательную организацию, ребёнок становится членом детского коллектива, учится взаимодействовать со сверстниками и педагогами, а вечером возвращается в семью, где свои взгляды на воспитание, мораль, нравственность, взаимоотношения. Поэтому необходимо выстраивать доверительные взаимоотношения между педагогами и родителями/законными представителями, находить точки соприкосновения, взаимопонимания, доверия, двигаться в одном направлении. Именно от близких ребёнку взрослых зависят направление и интенсивность процесса его личностного становления. Ребёнку нужно быть услышанным, он должен чувствовать поддержку и видеть, что его поступки и успехи небезразличны близким. Стать успешным, поверить в свои силы, идти рука об руку с педагогами и семьёй помогают разнообразные по тематике проекты.
Организация проектной деятельности
Проект – это не экстраординарное событие, а рядовое учебное мероприятие. Однако благодаря проекту появляется возможность внести разнообразие в коррекционно-образовательный процесс с использованием разнообразных технологий. Темой проекта становится знакомый, часто используемый предмет, который сможет заинтересовать детей и подходит для изучений и обсуждений. Такой подход к выбору тематики способствует максимальному усвоению изучаемого материала.
Как учителю-логопеду, работающему в комбинированной группе , которую посещают дети с различными речевыми нарушениями совместно с нормотипичными детьми, мне необходимо объединить всех участников, обеспечив им одинаковые условия образования и воспитания. Поэтому, разрабатывая проекты, учитываю интересы всех, кто будет принимать участие в их реализации. И проектная деятельность, как нельзя лучше, помогает в этом, т.к. это метод инклюзии, который направлен на всех детей, учитывает их особенности и призван обеспечить интегрированное образование на основе участия, сотрудничества и индивидуального подхода.
Организованная таким образом проектная деятельность помогает стимулировать детей к самостоятельному мышлению, анализу и высказыванию своих мыслей. Детям предоставляется возможность осознать процесс обучения как приобретение рациональных компетентностей.
Цель проектной деятельности: создание дифференцированной организации коррекционно-образовательного процесса, направленной на развитие и расширение базовых компетентностей и творческих способностей с учётом индивидуальных различий и особенностей детей.
Построение проектной деятельности
- Каждый проект предполагает создание единого коррекционно-образовательного пространства в сотворчестве педагогов и родителей/законных представителей. Подобная организация работы способствует самореализации и взаимообогащению всех, кто задействован в проекте.
- II. Тема, выбранная для проекта, отвечает следующим условиям:
- предполагает достаточно времени для работы над проектом;
- учитывает принцип взаимодействия;
- затрагивает предметы и явления, которые дети могут непосредственно наблюдать, сравнивать, исследовать;
- предоставляет возможность для внесения изменений, получения нового опыта и проведения безопасных экспериментов;
- можно проводить изучение по теме в обыденной обстановке;
- можно организовать и реализовывать обучение через накапливаемый опыт;
- даёт возможность пригласить в проект всех, кому он интересен.
III. Проекты проходит в несколько этапов:
- определение темы проекта и осознание её (начальный этап и ознакомление);
- планирование и реализация проекта (этап подготовки и реализации);
- завершение и анализ проекта (этап демонстрации результатов);
- Каждый проект является: самостоятельным, совместным, исследовательским, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно. Он предполагает межпредметное сотрудничество.
- Для организации и реализации проектов создаётся методическо-дидактическая и материально-техническая база, которая постоянно пополняется и обновляется:
– художественная и методическая литература;
– дидактические пособия;
– демонстрационно-наглядный материал;
– видеоматериал и презентации;
– картотека речевых игр и домашних заданий;
– картотека мероприятий (сценарий, памятки, мастер-классы; консультации и т.д);
– экспонаты для мини-музеев;
– различные виды театра: пальчиковый, кукольный.
– выставки рисунков и творческих работ.
- Основа для проектов: учебно-практические пособия «Проектная деятельность в дошкольной организации» и «Проектная деятельность дошкольников»; учебное издание «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР»; образовательные и развивающие технологии; авторский материал учителя-логопеда Демидовой Г.Ю.
VIII. Для успешной реализации содержания проектов используются разнообразные организационные формы с привлечением педагогов и родителей/законных представителей: выполнение творческих заданий дома, участие и проведение мастер-классов; совместные репетиции, подготовка атрибутов, организация мини-музеев и выставок, пополнение картотеки и т.п.
- Ответственный за подготовку и реализацию – руководитель проектов, который:
– осуществляет поиск и сбор информации;
– разрабатывает и подбирает методический материал, упражнения, развивающие игры;
– составляет тематическое планирование на время действия проекта;
– проводит анкетирование родителей;
– подбирает атрибуты для мини-музея и проведения упражнений;
– сопровождает деятельность педагогов;
– выступает в роли консультанта;
– мотивирует и поддерживает детей и родителей/законных представителей.
- Перспективы развития проектной деятельности на базе образовательной организации:
- Обеспечение комплексного подхода к коррекционно-образовательному процессу, тесному сотрудничеству педагогов и родителей/законных представителей.
- Создание модели непрерывного образования для устойчивого развития.
- Формирование учебного сообщества детей и взрослых, в котором ребёнок чувствует свою сопричастность и ощущает себя комфортно.
- Создание условий для осуществления конструктивной совместной работы, направленной на личностное и профессиональное совершенствование каждого сотрудника.
- Создание культуросообразной среды: мини-музеев, творческих работ, методической базы и различных картотек.
- Внедрение в образовательный процесс семейных традиций и возрождение семейных ценностей в целях духовно-нравственного воспитания.
- Участие в мероприятиях и разнообразных конкурсах с целью распространения опыта работы.
- Деятельность педагогов в реализации проектов:
Интенсивная совместная работа над проектом помогает педагогам реализовать свои внутренние ресурсы и продуктивно использовать их в свете взаимопомощи и культуры положительного обмена опытом.
1) Коммуникация и сотрудничество с детьми, коллегами, родителями/законными представителями.
2) Организация оптимальных условий, обеспечивающих непрерывное активное, индивидуальное и совместное обучение детей доступными им методами и средствами.
3) Создание благоприятной атмосферы, вовлечённости всех участников образовательного процесса.
4) Работа вместе с детьми, а не вместо них – совместное обучение, дискуссии.
5) Определение интересов, потребностей, творческих импульсов детей.
6) Обеспечение детей качественными материалами в достаточном количестве.
7) Анализ результатов наблюдений, собственной позиции и поведения в процессе реализации проекта.
Таким образом, метод проектной деятельности способствует совершенствованию форм и методов работы педагогов с обучающимися и родителями/законными представителями, объединяя всех общими задачами – развитие, обучение, воспитание.
Эпилог
Самое важное в реализации любого проекта – это приобретение успешного опыта. Если ребёнок видит, что может что-либо сделать, у него появляется уверенность в собственных силах и повышается самооценка. Всё это поддерживает стремление к познанию. Уверенность в успехе повышает готовность двигаться к цели и справляться с неудачами. Дети, которым в процессе реализации проекта постоянно говорят об их положительных качествах, доверяют самостоятельно решать разные проблемы, больше стараются, больше верят в себя.