С.Г. Хасанова
Л.М. Дерибезова
Челябинская область, г. Снежинск
Наставничество – путь к успеху
(из опыта работы)
«Гении не падают с неба, они должны иметь
возможность образоваться и развиться».
А. Бебель
О возрождении наставничества как эффективного механизма повышения качества образовательной деятельности говорится в национальном проекте «Образование». Основными целями организации наставничества в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, являются раскрытие личностного потенциала наставляемого, успешная социализация в современном социуме. Наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны – деятельность наставника, с другой – деятельность обучающегося. Этот процесс носит субъект-субъектный характер, строится на поэтапном сопровождении подопечного.
В студии эстрадного танца «Краски» Дворца творчества г. Снежинска практика наставничества используется на протяжении нескольких лет и реализуется в форме «Педагог – Обучающийся».
Современная детская хореография – это прекрасный способ раскрытия талантов, заложенных природой, выразить себя в движении, рассказать свои мысли через пластику тела. В репертуар студии входят танцевальные композиции многих стилей и направлений, содержание программы многопланово. Структура занятий в коллективе имеет комплексный многоступенчатый характер и учитывает способности и возможности каждого обучающегося. Участники коллектива рассматривают танец не только как возможность развить физические данные, чувства ритма, но и как проекцию и выражение своего видения современного мира, ощущения своего «Я». Именно обучающиеся творческой группы высказали пожелание попробовать заниматься проектной деятельностью и создавать свои самостоятельные творческие танцевальные номера в свободное время.
Одной из технологий, позволяющих эффективно реализовывать модель наставничества «Педагог – Обучающийся», является технология проектного обучения. В связи с этим наибольшее значение приобретает применение интеграции двух технологий: метода проектов и технологии наставничества.
Технология проектного обучения сейчас активно применяется в объединениях различной направленности в учреждениях дополнительного образования. Но не часто – в хореографических объединениях. Проектный метод в хореографической подготовке обучающихся позиционируется как инновационный подход. Применение метода проекта и технологии наставничества на занятиях студии эстрадного танца «Краски» делает учебный процесс более наполненным, насыщенным и разнообразным, что отражается на обучающихся и их результатах. Разработка творческих проектов – это путь к развитию, становлению личности обучающегося через самореализацию в предметной деятельности.
В дополнительной программе «Студия эстрадного танца «Краски» используется индивидуальная форма наставничества, адресованная высокомотивированным обучающимся 12-17 лет, которая предполагает персонализованное сопровождение наставником обучающегося в реализации индивидуального творческого проекта.
Целевая группа: Обучающийся целевой группы 12 – 17 лет, имеющий интерес к проектной деятельности.
Форма наставничества: «Педагог – Обучающийся»
Ролевая моделей взаимодействия: «Педагог – Одаренный обучающийся».
По количеству участников: Индивидуальное (персональное)
По степени открытости воздействия и взаимодействия:
- прямое – непосредственный контакт наставника с наставляемым, общение с ним в неформальной обстановке (вне учебных занятий);
- открытое – двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого;
- скрытое – когда наставник воздействует на обучающегося незаметно.
Форма взаимодействия: очная и/или дистанционная.
Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия (наставляемого, наставника и родителя). Миссия педагога заключается в том, чтобы помочь выстроить конструктивные отношения между родителями, ребенком и самим педагогом, способствующие развитию, профессиональному росту, самореализации обучающегося.
Формирование наставнической пары является важным и ответственным этапом начала работы, так как во многом определяет дальнейшее эффективное и результативное взаимодействие пары «Педагог – Одаренный обучающийся».
При формировании наставнической пары используются 3 компонента:
-
- мотивационный компонент, заключается во взаимном интересе и симпатии, позволяющие в будущем эффективно работать в рамках программы наставничества.
- деятельностный компонент – это цели, задачи, содержание, методы, средства и формы деятельности по творческому саморазвитию через достижения планируемых результатов.
- компетентностный компонент – это личный (компетентностный) опыт наставника, который должен соответствовать запросам наставляемого или наставляемых.
Рассмотрим участников наставнической пары «Педагог -Обучающийся» студии эстрадного танца «Краски». Проектирование – это сложный процесс для всех участников этой деятельности. На всех этапах работы над проектом развиваются различные качества и обучающихся, и педагога.
Наставляемый (обучающийся детского объединения), который проявляет интерес к проектной деятельности, может применить практические умения не только в области танцевального исполнительского мастерства, но и «увидеть» себя в роли автора творческого проекта. Обучающийся, в данном случае, учиться аргументировать свою позицию, оппонировать мнение собеседников, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, анализировать, самостоятельно работать с информацией и источниками, уважать мнение собеседника.
Наставник – педагог дополнительного образования, руководитель студии. Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования наставляемого, создателем условий, обеспечивающих выбор; при необходимости – советчиком, организатором деятельности, помогающим выбрать правильные пути решения различных задач.
Проектная деятельность в детском танцевальном творчестве раскрывает потенциал обучающегося, потому что здесь нет готовых решений, для реализации поставленных задач, требуется включение воображения, умение фантазировать. Вследствие этого, развивается творческое мышление. Постановка проблемы в проекте помогает формировать познавательное мышление. Приходит уверенность в себе, готовность к публичным выступлениям, умение правильно выражать свои эмоции, тем самым происходит развитие личностных компетенций.
Подробнее хочу представить индивидуальный план работы над проектом в хореографической направленности обучающихся по программе «Студия эстрадного танца «Краски».
Индивидуальный план работы над проектом
Форма наставничества: «Педагог – Обучающийся»
Ролевая модель взаимодействия: «Педагог – Одаренный обучающийся»
Форма взаимодействия: очная
По количеству участников: Индивидуальное (персональное)
Наставник: Педагог дополнительного образования, руководитель студии эстрадного танца «Краски»
Наставляемые: Обучающийся (обучающиеся) творческой группы студии эстрадного танца «Краски»
Срок реализации: 1 год
Мероприятия | Цель | Деятельность
педагога-наставника |
Деятельность
обучающегося-наставляемого |
Форма | Срок | Результаты реализации мероприятий |
Определения тематического поля проектов | Подготовка обучающихся к проектной деятельности. | Знакомит обучающихся с классификацией современных проектов. | Изучает признаки и характерные особенности типов проектов по виду деятельности. | Презентация | Сентябрь | В результате: познакомились с классификацией проектов. |
Изучает с обучающимися типы проектов по виду деятельности:
– Исследовательский. – Творческий. – Информационный. |
Получает информацию.
Определяет свои потребности. Делает выбор. |
Беседа | В результате:
выбрали тип проекта (творческий). |
|||
Мотивирует обучающихся к обсуждению, созданию проекта. | Слушает. Проявляет интерес к проектной деятельности. | Устный опрос | В результате:
идет формирование познавательного интереса к проектной деятельности. |
|||
Определение проблемы, темы и целей проекта. | Определяет с наставляемым тип проекта, его идеи, цели и задачи. | Обсуждает тему проекта, идею.
Делает записи в рабочую тетрадь. |
Практикум | В результате:
выбрана идея и исходная проблема проекта. Определена примерная тема, поставлены цели и задачи проекта. |
||
Выполнение шагов по разработке проекта | Составление плана, определение необходимых ресурсов. | Помогает определить план действий.
Обсуждает с обучающимся какие ресурсы могут понадобиться для проекта (информация, навык работы с компьютером, временные рамки). |
Записывает в рабочую тетрадь линию своей работы.
Рассказывает, какими ресурсами располагает. Понимает в процессе обсуждения с наставником, какие предметы, принадлежности, оборудование могут понадобиться для выполнения действий; с чем необходимо научиться работать для достижения цели. |
Беседа | Сентябрь-
Октябрь |
В результате:
идет выстраивание линии работы над проектом и обдумывание композиции задуманного продукта. |
Вовлекает в процесс, при необходимости, родителей наставляемого.
Содействует их активности. |
Обсуждает с наставником, с семьей выполнение плана действий. | Консультация | В результате:
происходит вовлечение в процесс семьи, поддержание инициативы. |
|||
Определение задач, которые указывают на промежуточные результаты. | Помогает определить круг источников информации, при необходимости, организует встречу или рекомендует экспертов по теме проекта. | Проводит поиск, сбор информации.
Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. |
Практикум | В результате:
идет формирование навыка работы с информацией (поиск, сбор); коммуникативных отношений. |
||
Предлагает различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации. | Осуществляет выбор, систематизацию информации.
Оценивает ресурсы. |
Практикум | В результате:
идет формирование навыка работы с информацией (систематизация, анализ), оценка ресурсов. |
|||
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного обучающимся плана деятельности и ресурсов. Содействует анализу. | Представляет продукт осуществленной деятельности.
Проводит оценку (самооценку) результатов работы. |
Практикум | Ноябрь | В результате:
идет обсуждение результатов работы; формирование навыка самооценки выполненных действий; выявление сложностей, затруднений. |
||
Овладение новым способом деятельности. | Содействует, определяет необходимые новые технологии деятельности, помогает овладевать ими наставляемому.
Контролирует процесс овладевания технологиями наставляемым. Создавайте атмосферу сотворчества с обучающимся. |
Овладевает новыми необходимыми технологиями деятельности, применяет их на практике.
Дает оценку причин успехов, затруднений и неудач. Высказывает собственное мнение. |
Практикум | Ноябрь | В результате:
идет освоение новых технологий деятельности. Выяснение причин успехов, затруднений и неудач. Положительная активность наставляемого. |
|
Создает условия для самостоятельной деятельности наставляемого.
Подсказывает, советует, поддерживает любознательность обучающегося и устойчивый интерес к проблеме. |
Работает в комбинированном режиме (вместе с наставником).
Выполняет запланированные действия самостоятельно. |
Практикум | Ноябрь-Декабрь | В результате:
идет выполнение самостоятельных действий наставляемым. Обсуждение результатов работы. Проявляется положительная активность наставляемого. |
||
Презентация итогов образовательной деятельности | Выработка и/или развитие презентативных умений и навыков.
Предварительная демонстрация результатов, продукта работы по проектной деятельности. |
Организует участие в мероприятиях (выставки, конференции, конкурсы проектов). | Получает возможность предоставить плоды своего труда. | Выставки, конференции | Январь-
Февраль |
В результате:
чувство интеллектуальной радости |
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями. | Приобщает родителей
в процесс предварительной демонстрации результатов, продукта своей работы. |
Беседа, посещение консультаций | В результате:
идет совместный процесс общения с семьей. |
|||
Предлагает форму презентации. Консультирует по вопросам подготовки презентации, зашиты работы наставляемого.
Помогает с затруднениями косвенно или на прямую. Выступает в качестве эксперта. |
Выбирает (предлагает) форму презентации.
Готовит и проводит предварительную презентацию. Консультируется с наставником (экспертом), родителями. |
Практическая работа | В результате:
идет развитие мышления обучающегося в условиях критических замечаний по материалу его работы. |
|||
Мотивирует наставляемого высказываться через ответы на вопросы различного типа по поводу его работы:
– уточняющие вопросы; – вопросы, заданные на понимание или в развитие темы. |
Осмысливает полученные данные и способы достижения результата.
Обсуждает и готовит итоговое представление результатов работы над проектом с наставником. |
Беседа, консультация,
репетиция защиты проекта |
В результате:
развивает навыки общения через коммуникативные компетентности путем ответов на вопросы по поводу его работы над проектом. |
|||
Выработка и/или развитие презентативных умений и навыков.
Публичная демонстрация результатов, продукта работы по проектной деятельности – защита проекта. |
Создает условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.) | Оформляет результаты проектной деятельности для публичной презентации. | Практическая работа.
Участие в выставках и конференциях. |
Март-Апрель-
Май |
В результате:
приобретает навык оформления результатов проектной деятельности. |
|
Создает условий для
демонстрации понимания наставляемым результатов проекта. |
Представляет анализ своей деятельности, через результаты проекта, делая выводы, описывая приемы, выбранный путь решения, ход поиска решения. | Анализ своей деятельности по реализации проекта | В результате:
аргументировано излагать свои мысли, идеи. Делает выводы |
|||
Наблюдает за наставляемым, анализирует, прислушивается к экспертам.
Делает выводы, записи замечаний, пожеланий, наставлений от экспертов. |
Демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывает о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Проявляет эрудицию. | Собеседование | В результате:
проводится анализ проекта, успешности и результативности решения проблемы, вклада каждого участника проекта |
Таким образом, интеграция проектного метода и технологии наставничества при реализации конкретных проектов ориентирована на взаимодействие «педагога – обучающегося», «педагога – обучающегося -родителя» и позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Педагогу, выступающему в роли наставника, использование проектного метода и технологии наставничества:
- помогает увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
- позволяет эффективно решать не только образовательные, но и воспитательные задачи;
- позволяет наладить связь в самореализации наставляемого вне учебных занятий, установить отношения делового сотрудничества с обучающимися и родителями.
Список литературы
- Гализина Е.С. Работа с одаренными детьми / Е.С. Гализина // Дополнительное образование и воспитание. – 2017. – №4. – С.7-10.
- Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Формирование и реализация программ наставничества по модели «Учитель – ученик». Методические рекомендации. Учебное электронное издание. – Челябинск, ЧИППКРО. – 2021.
- Методические рекомендации по вопросам сопровождения, наставничества и шефства для обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам: методические рекомендации/ Е. Л. Кинева, Е. В. Лямцева, Ю.В. Ребикова – Челябинск: ЧИППКРО, 2020. – 42 с.
- Харламова Т.А. Сотрудничество педагога и родителей по поддержке талантливых и одарённых детей в условиях ДО / Т.А.Харламова // Методист. – 2016. – №1. – С. 25-28.