Реализация индивидуальной образовательной траектории как фактор профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования

ФИО: Курочкин А.О.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2538
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Реализация индивидуальной образовательной траектории как фактор профессионального самоопределения обучающихся в системе дополнительного образования
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)



УДК 378.1 

Старшинова Т. А., Курочкин А. О. 

Казанский национальный исследовательский технологический 

университет, г. Казань, Россия 

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

студентов

Резюме. Успешное профессиональное самоопределение обучающихся имеет высокую значимость, поскольку оно позволяет молодым людям выявить сферу своих профессиональных интересов, потребностей и ценностей, что в перспективе дает больше возможностей для самореализации и достижения большей удовлетворенности своей жизнью. Организации дополнительного образования обладают большим потенциалом для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в целях их успешного профессионального самоопределения и дальнейшего выбора путей получения профессионального образования. В статье раскрываются некоторые аспекты моделирования технологии реализации индивидуальных образовательных траекторий на базе интерактивного научнотехнического центра, ориентированной на повышение эффективности процесса профессионального самоопределения старшеклассников И Применительно к системе дополнительного образования индивидуальная образовательная траектория представляет собой индивидуальный путь обучения, который разрабатывается для каждого обучающегося с учетом его потребностей, способностей, интересов и целей. Построение и реализация индивидуальной образовательной траектории является основным способом индивидуализации образовательного процесса, который позволяет получать образование, направленное на достижение целей профессионального развития и всесторонней самореализации личности. Разработанная в рамках исследования модель технологии построения и реализации индивидуальной образовательной траектории в интерактивном научнотехническом центре представляет собой блочномодульную систему, состоящую из четырех блоков: диагностического, стратегического, технологического и процессуального. Результаты опроса, проведенного среди старшеклассников, обучающихся по программам интерактивного научнотехнического центра, позволяют судить о том, что Данная технология оказывает положительное влияние на профессиональное самоопределение обучающихся

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, индивидуальная образовательная траектория, научнотехнический центр, Дополнительное образование

Сканировано с CamScanner 

Starshinova T.A., Kurochkin A. O. 

Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia 

REALIZATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY AS A FACTOR OF PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION 

Abstract. Successful professional selfdetermination of students is of high importance, because it allows young people to reveal the scope of their professional interests, needs and values, which in the future gives more opportunities for self- realization and achieving greater satisfaction with their lives. Organizations of additional education have a great potential for designing and implementing individual educational trajectories of students in order to ensure their successful professional self- determination and further choice of ways to obtain professional education. The article reveals some aspects of modeling the technology of implementing individual educational trajectories on the basis of an interactive scientific and technical center focused on improving the efficiency of the process of professional selfdetermination of high school students and students. In relation to the system of additional education, an individual educational trajectory is an individual learning path that is developed for each student taking into account his needs, abilities, interests and goals. The construction and implementation of an individual educational trajectory is the main way to individualize the educational process, which allows you to receive an education directed on achieving the goals of professional development and comprehensive self- realization of the individual. The model of technology for constructing and implementing an individual educational trajectory in an interactive scientific and technical center developed within the framework of the study is a blockmodular system consisting of four blocks: diagnostic, strategic, technological and procedural. The results of a survey conducted among high school students enrolled in the programs of the interactive science and technology center suggest that this technology has a positive impact on the professional selfdetermination of students

Keywords: professional selfdetermination, individual educational trajectory, scientific and technical center, additional education

Успешное профессиональное самоопределение молодых людей имеет высокую значимость в современном мире. Профессиональное самоопределение не только позволяет обучающимся выявить сферу своих потребностей, интересов и ценностей, но также дает дополнительные шансы на достижение большей удовлетворенности своей жизнью в целом [7]. Способность ставить цели и реализовать свои потребности повышает эффективность образования и дальнейшего самообразования, поскольку успешное профессиональное самоопределение дает возможность обучающимся более осознанно И 

Сканировано с CamScanner 

мотивированно осваивать 

образовательные 

программы, эффективно способствует повышению 

планировать карьеру, a B Дальнейшем результативности и удовлетворенности в профессиональной деятельности. Кроме того, обучающиеся, которые осознают свои профессиональные интересы и цели, более успешно адаптируются к новым требованиям рынка труда, они проявляют большую гибкость, умеют находить новые возможности изменяющейся среде, могут быстрее осваивать востребованные навыки, приспосабливаться K Новым ролям И находить пути профессионального развития даже в условиях неопределенности [8]

для 

своего 

Опираясь на определения, представленные в работах Э. Ф. Зеера [6], Е. А. Климова [7], Н. С. Пряжникова [12] и других авторов, под профессиональным самоопределением мы понимаем процесс осознания и определения личностью своих профессиональных целей, интересов, навыков и предпочтений, а также принятия решений о выборе и развитии своей профессиональной карьеры. Процесс профессионального самоопределения связан с поиском идентичности в профессиональной сфере и осознанием того, какие задачи и области деятельности более близки, и как можно выстроить индивидуальную траекторию достижение успеха в выбранной области. Процесс профессионального самоопределения не имеет четких возрастных ограничений, хотя наиболее интенсивен он в подростковом и юношеском возрасте, когда молодые люди сталкиваются с необходимостью выбора пути дальнейшего образования. Профессиональное самоопределение как процесс включает в себя этапы самоанализа И диагностики собственных способностей И склонностей, профессионального образования и самообразования, изучения рынка труда, общения с консультантами или наставниками, a также приобретения практического опыта работы в различных сферах и организациях

Общеобразовательная школа, безусловно, играет значительную роль в профессиональном самоопределении, именно потому, что на период обучения в старших классах приходится основной этап выбора будущей сферы деятельности. Однако, на наш взгляд, процесс профессиональной ориентации в школе может иметь ряд ограничений, связанных, в первую очередь, с тем, что школьная программа направлена на обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Во многих общеобразовательных школах возможности выбора профильного образования ограничены. Кроме того, школа обычно не предоставляет достаточных возможностей для получения практического опыта знакомства со спецификой различных сфер деятельности, что затрудняет формирование профессиональных интересов обучающихся и выявление их склонностей K конкретным направлениям. В итоге зачастую даже в выпускных классах обучающиеся затрудняются с определением того, какая профессия соответствует их способностям, предпочтениям и жизненным целям. Так, по данным Maximum Education, среди выпускников школ России в 2022 году всего около 30% определились с выбором направления профессиональной деятельности [11]. Следует отметить, что эта негативная тенденция не осталась без внимания Федеральных органов управления образованием, и на данный момент 

Сканировано с CamScanner 

предпринимаются меры по совершенствованию системы профориентации в школе, которые будут реализоваться начиная с сентября 2023г. [2]. Кроме того, в апреле 2023 г. на сайте Минпросвещения опубликованы методические обеспечения рекомендации, B которых изложены основные аспекты профориентационного минимума в школах [10]

Тем не менее, система дополнительного образования имеет большие возможности ДЛЯ создания условий успешного профессионального самоопределения молодых людей в связи с тем, что программы дополнительного образования более гибкие и адаптивные, их содержание может оперативно корректироваться в ответ на образовательные потребности обучающихся с учетом новейших достижений научнотехнического прогресса и требований современного рынка труда. Обучающимся предоставляется возможность изучения широкого спектра разнообразных и вариативных предметов и дисциплин. Важно и то, что система дополнительного образования, задействуя не только педагогов из сферы профессионального образования, но также и специалистов, работающих в различных отраслях, дает обучающимся возможность знакомства с представителями профессиональных сообществ, взаимодействия с людьми, которые имеют сходные интересы и цели. Это помогает будущим абитуриентам получить более качественную информацию об особенностях профессии, возможностях трудоустройства и карьерного роста, а также советы и поддержку от более опытных специалистов в той или иной отрасли. В дальнейшем такое взаимодействие может стать ценным ресурсом при выборе программы профессиональной подготовки, поиске работы, обмене опытом и продвижении по карьерной лестнице

В целом, система дополнительного образования играет важную роль в профессиональном самоопределении обучающихся, помогая приобретать знания и навыки в различных сферах науки и техники, обнаруживать различные карьерные возможности, развивать личностные качества, выявлять способности и поддерживать личностный рост. Однако следует отметить, что процесс профессионального самоопределения сугубо индивидуален. Чтобы молодой человек мог принимать осознанные решения о направлении своей будущей деятельности, необходима реализация индивидуального подхода и построение индивидуальной образовательной траектории, которая позволит раскрыть весь спектр уникальных потребностей, возможностей и склонностей

Построение и реализация индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) является важнейшим способом индивидуализации образования. В современной науке существует достаточно много подходов к определению данного понятия таких авторов, как С. А. Вдовина и И. М. Кунгурова [3], А. С. Климова [8], Н. Ю. Корнеева Д. Н. и Корнеева [10], А.В. Хуторской [13], М. А. Шеманаева [14] и др

Чаще всего ИОТ рассматривается как стратегия организации образовательного процесса, которая позволяет обучающемуся определять свои цели и интересы, выбирать подходящие программы и курсы, а также в полной мере использовать ресурсы и возможности образовательной 

среды

Сканировано с CamScanner 

собой 

каждого 

И 

основе 

Применительно к системе дополнительного образования, на наш взгляд, индивидуальная образовательная траектория представляет персонифицированный путь обучения

путь обучения, разрабатываемый для обучающегося с учетом результатов диагностики его потребностей, интересов, способностей и целей и направленный на достижение индивидуальных образовательных результатов. Она также выступает как проявление личной образовательной стратегии. Построение ИОТ предполагает реализацию пяти основных компонентов: диагностику способностей, склонностей образовательных потребностей обучающихся; определение На полученных диагностических данных цели, содержания и методов обучения, которые позволяют получить необходимые 

получить необходимые образовательные результаты; организацию образовательного процесса на основе современных педагогических технологий; тьюторское сопровождение ИОТ, которое включает индивидуальное консультирование и необходимую помощь в корректировке ИОТ; оценку и самооценку образовательных результатов. Целью построения ИОТ является индивидуализация образовательного процесса с учетом особенностей каждого обучающегося и создания условий для его развития и достижения успеха в учебной и профессиональной деятельности

в себя 

ИОТ предполагает гибкость и разнообразие путей получения образования, программ и форм обучения. Обучающиеся имеют возможность выбора из различных циклов, курсов, модулей и дополнительных образовательных программ тех содержательных аспектов, которые необходимы им, чтобы скомпоновать свою индивидуальную образовательную программу и свой уникальный образовательный маршрут. ИОТ также может включать в себя практику, стажировку, проектнотворческую, исследовательскую деятельность и другие формы обучения, которые содействуют формированию необходимых знаний, развитию навыков и расширению практического опыта в выбранной профессиональной области. ИОТ ориентируется на учет требований и интересов обучающегося, его способности, уровень подготовки и индивидуального развития. Она позволяет учиться активно, принимать решения о своем образовательном пути. ИОТ отличается повышенной эффективностью 

использования ресурсов, а также повышает мотивацию и результативность обучения [1]

Реализация индивидуальной образовательной траектории, по мнению С. А. Вдовиной, С. Н. Дорофеева и других авторов, выступает в качестве средства реализации личностноориентированного подхода в образовании, поскольку позволяет в полной мере сделать процесс обучения личностно значимым и эффективным для обучающихся [3, 5]. Педагогам построение ИОТ позволяет осуществить гибкость И персонализацию обучения, адаптируясь К индивидуальному образовательному пути и реализуя процессы планирования, организации и оценки с учетом интересов и способностей обучающихся

Мы попытались разработать и реализовать технологию построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся на базе интерактивного научнотехнического центра «Дом занимательной науки и техники» (г. Казань). Она призвана обеспечить эффективность 

Сканировано с CamScanner 

профессионального самоопределения B условиях реализации программ дополнительного образования. Данная технология подразумевает создание модели проектирования и реализации персонифицированных образовательных целей, задач и содержания обучения при помощи системы современных педагогических методов, форм и средств, гарантирующих достижение образовательных результатов, соответствующих как индивидуальным потребностям и запросам обучающихся, так и нормативным требованиям к уровню освоения образовательной программы. «Дом занимательной науки и техники» является учреждением дополнительного образования, на базе которого реализуются как дополнительные, так и основные образовательные программы научнотехнического направления для школьников и студентов [4]. При этом осуществляется сотрудничество с ведущими образовательными организациями профессионального образования и промышленными предприятиями. Помимо реализации образовательных программ, в центре проводятся научные и творческие мероприятия (форумы, конференции, выставки, фестивали, конкурсы технического творчества, мастерские и др.), функционирует интерактивный музей научнотехнической направленности

Основной целью деятельности центра является успешное профессиональное самоопределение обучающихся старших классов и студентов колледжей, например, Казанского авиационнотехнического колледжа имени П. В. Дементьева. Реализация индивидуальных образовательных траекторий осуществляется на основе интеграции профориентационной, образовательной, научноисследовательской и проектнотворческой деятельности. Обучающиеся имеют возможность работать на базе высокотехнологичных научных лабораторий, посещать производственные предприятия, освоить на практике специфику современных технологических процессов, познакомиться И пообщаться с ведущими представителями инженерной профессии, руководителями предприятий и профильных образовательных организаций

С целью решения образовательных и профориентационных задач на базе интерактивНОГО научнотехнического центра 

центра разработана и реализуется технология построения И реализации индивидуальной образовательной траектории, которая представляет собой блочномодульную систему, состоящую из четырех блоков

B рамках 

диагностического блока при помощи имеющегося интерактивном научнотехническом центре пакета диагностических методик проводится входная диагностика по двум направлениям: педагогическому, в рамках которой определяются актуальные показатели уровня предметной подготовки обучающихся и психологическому, в рамках которого проводится выявление индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и профессиональных склонностей на основе типовых диагностических методик, применяемых, в том числе, в онлайн формате

Далее, B рамках 

стратегического блока персонифицированные цели обучения, являющиеся 

определяются 

отражением 

индивидуальных образовательных потребностей и, в то же время, основанные на нормативных требованиях (в первую очередь, требованиях к образовательным 

Сканировано с CamScanner 

результатам освоения основных и дополнительных образовательных программ). В рамках этого блока также определяется содержание индивидуальной образовательной программы, которая имеет модульную структуру и носит интегрированный характер

Ha этапе реализации технологического блока определяются И обеспечиваются необходимые методические, дидактические, технологические и технические ресурсы, необходимые для реализации образовательных программ. Процессуальный блок состоит в реализации образовательных программ и обязательного индивидуального сопровождения обучающихся. Тьюторами в данном процессе выступают не только педагоги и психологи центра, научные консультанты и преподаватели профильных вузов, но и студенты вузов и Казанского авиационнотехнического колледжа имени П. В. Дементьева, которые принимают участие в программе наставничества И оказывают поддержку старшеклассникам, осваивающим дополнительные или основные образовательные программы в рамках обучения в профильных классах. По завершении процессуального блока вновь осуществляется психолого- педагогическая диагностика с целью оценки полученных образовательных результатов и мониторинга профессионального самоопределения

По результатам мониторинга можно судить о том, что технология построения И реализации индивидуальной образовательной траектории, реализуемая B интерактивном научнотехническом центре, оказывает положительное влияние на профессиональное самоопределение обучающихся. Такой вывод можно сделать, в частности, исходя из результатов опроса, проведенного в период с 2021 

по 2022 год. В нем участвовало 154 старшеклассника, обучающихся по образовательным программам интерактивного научнотехнического центра. Если на начало обучения всего 27,3% определились с профилем профессионального образования и имели представление о будущей профессии, то в конце учебного года таковых было 59,7%

Таким образом, технология построения и реализации индивидуальной образовательной траектории, применяемая B интерактивном научно- техническом центре «Дом занимательной науки и техники», выступает одним из факторов успешного профессионального самоопределения обучающихся, помогая им выявить свои профессиональные интересы, цели и ценности, спланировать дальнейшее образование, выбрать сферу профессиональной 

Деятельности