ПРОЕКТДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА»

ФИО: Сафонкина Ю.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2546
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: ПРОЕКТ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КУКЛЫ ИЗ БАБУШКИНОГО СУНДУЧКА»
Итоговая оценка: 2 место,  73 баллов(-а)



 

Проект

духовно-нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста

«Куклы из бабушкиного сундучка»

Воспитатель высшей          

квалификационной категории: 

Сафонкина Ю.П.

                                                                                             

Кудрово, 2023г

Содержание

 

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи проекта
  3. Формы и методы работы
  4. Этапы реализации проекта 
  5. Перспективный план
  6. Список литературы
  7. Приложение

 

Пояснительная записка

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, всерьёз задумываешься о том, какими вырастут наши воспитанники, ставшие уже такими родными и близкими? Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение»?

Современная педагогика знает ответ на этот вопрос. Чтобы с раннего возраста научить детей доброте, терпению, милосердию, и состраданию, мы должны им передать не просто знания, а знания, имеющие нравственную основу. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с русскими культурными традициями, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну.

Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой охотно играет. С игрушками в мир детей приходит особое богатство. И складывается оно из любви и заботы, выдумки и таланта, красоты и трудолюбия. Мячик и кубики, пирамидка и неваляшка, птичка-свистулька и матрёшка с дюжиной сестриц “мал мала меньше”… И все-таки самая распространенная в мире игрушка – это кукла – знак человека, его игровой образ и символ. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» –  гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.

 У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни, бытом и получали первые уроки нравственности.

Куклы – обереги использовались для семейных и общественных обрядов. Ритуальную куклу, на которую заговорено заклинание тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место, ставили в красный угол. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе доброе начало, охраняли от темных сил, ссор, болезней. 

Народная тряпичная кукла радует, развивает, учит понимать окружающий мир, будит мысль и фантазию ребёнка. Именно в тряпичной кукле так много теплоты и любви к ребёнку. На первый взгляд покажется, что это примитивный сверточек из ткани. Но в этом и есть обманчивость простоты. В этом и суть народная. При внешней скромности – глубокое внутреннее содержание.

Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.

 

Цели и задачи проекта

 Цель – приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной куклой. Создание мини – музея «Русская кукла» (изготовление традиционной народной куклы).

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с традициями русского народа;
  • познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • познакомить с приёмами шитья.

Развивающие:

  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • побуждать к самостоятельному созданию кукол, дать возможность экспериментировать с тканью;
  • предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

  • содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • прививать основы культуры труда;
  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

 

Формы и методы работы

Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.

Методы и приемы: 

  • одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
  • метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
  •  словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); 
  • практический (самостоятельное выполнение детьми силуэта куклы с использование различных инструментов и материалов для изготовления);
  • эвристический (развитие находчивости и активности);
  •  частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); 
  • метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);

Обогащение предметно – развивающей среды в группе:

  • подбор наглядного материала;
  • создание дидактических игр;
  • выставки произведений декоративно – прикладного искусства;
  • книжные выставки;
  • внесение материала для самостоятельной творческой деятельности детей;
  • создание мини-музея.

Работа с родителями:

  • участие в создании мини-выставок;
  • выставки передвижки для родителей;
  • совместные праздники и развлечения;
  • колонка «Читаем детям» (в родительском уголке);
  • конкурсы – задания.

 

Этапы реализации проекта

 

1 этап – подготовительный.

Изучение и анализ литературы по теме, определение объема материала, сроков и направлений по проекту. Составление каоендарно0тематического плана по теме. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий, разработка технологических карт), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях. Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей». 

2 этап – основной.

Цель: формировать: устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы; подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

Второй этап включает в себя цикл НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми, в ходе которых дети знакомятся с народными куклами   и получат новые знания о народной культуре и истории своего народа. На протяжении всего путешествия детей сопровождает мудрая сказительница, хранительница знаний, умелица на все руки. Именно она рассказывает детям все новые и новые сказки, интересные истории, приносит детям народные игрушки и различный материал для продуктивной деятельности.

3этап-творческий.

Цель: создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую, продуктивную деятельность связанною с народной культурой; стимулировать творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития.

Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогало в этом мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – кукла.

На протяжении всего путешествия по новому неизведанному миру прекрасного дети узнают историю возникновения и при желании научатся делать следующих народных кукол:

  • Покосница.
  • Стригушка
  • Кукла Счастье
  • Кукла Ангел
  • Крестец.
  • Кубышка-травница
  • Кукла на ложке
  • Кукла Масленица
  • Колокольчик
  • Кукла Пеленашка.

Ожидаемые результаты:

  • будет более развит интерес детей к народной кукле и народным традициям;
  • расширятся знания детей о народной кукле;
  • сформируется интерес к способам изготовления народных кукол;
  • у детей сформируются навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда. 
  • укрепиться творческое взаимодействие с семьями воспитанников 
  • в ходе реализации проекта, будет создана апробируемая   система мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле.

Вывод.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры. 

Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В. Высоцкого:

             Красоту, чистоту мы у старших берем,

             Саги, сказки из прошлого тащим,

             Потому, что добро остается добром

             В прошлом, будущем и настоящим 

Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «Детской души» прорастет и   принесет свои плоды.

 

Перспективный план

Месяц Мероприятия Цель Краткое содержание Материал

 

Сентябрь «Что мы знаем о куклах?» Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением. Виртуальная экскурсия в музей, компьютерная презентация «Русская народная кукла». Раскраски и разрезные картинки по теме занятия
Знакомство детей с куклой Покосница Познакомить детей с народной куклой Покосница, ее происхождением и предназначением воспитывать внимание, наблюдательность Беседа с детьми о лете. Рассматривание картины Кустодиева
«Сенокос»
 
Кукла Покосница, картина Кустодиева «Сенокос»

 

Рисование «Сенокос» Закрепить знание детей о времени года – лето, о труде взрослых. Развивать творчество Рассматривание иллюстраций на тему «Лето» Краски, альбомы,
кисти.
 
Изготовление народной куклы Покосница Учить детей изготовлять куклу из ткани и ваты, развивать навыки работы с нитками. Совместная творческая деятельность детей и родителей в процессе изготовления куклы Народная кукла Покосница, схема изготовления куклы. Лоскут белой ткани 10х20, цветная ткань 10х20, красные нитки, вата, треугольный лоскут ткани для платка, полоска ткани 1х7 см
Октябрь Беседа «От семени до льняного полотна» Познакомить детей с процессом изготовления народного костюма  Беседа  Картины «Лен цветет», «Пряха», иллюстрации прялки и льна.

 

Рассказ Ушинского

«Как рубашка в поле выросла»

Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию. Чтение художествен-ной литературы. Иллюстрации к рассказу

 

Ноябрь Знакомство с народной куколкой Счастье Познакомить детей с куколкой Счастье, ее назначением Беседа  Картина Ф. Булкина «Девушка перед зеркалом»

 

Беседа «По одежке встречают» Объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре Рассматривание кукол, игровая деятельность Куколка Счастье, куколка Стригушка.
Чтение  народной сказки «Куколка в траве» Познакомить детей со сказкой беседа по содержанию Литература: сказка «Куколка в траве»
Изготовление народной куколки Счастье – в подарок мамам на День матери. Учить детей изготовлять куклу счастье, воспитывать любовь к  близким, желание о них заботиться. Творческая деятельность детей Вата, белый материал, нитки для волос, материал для юбки, красные нитки.

 

Декабрь Рисование  

« Кукла в национальном костюме»

Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом Рассматривание куклы в национальном костюме Альбом, гуашь, кисти, баночки с водой, образец для рисования.

 

Изготовление куклы Ангела Познакомить детей с народной куклой Ангел, технологией изготовления. Совместная творческая деятельность педагога и  детей по изготовлению  куклы. Образец куклы Ангел, вата, белые квадратные лоскуточки, красные нитки.

 

Экскурсия в музей русского быта (в д/с)(виртуальная экскурсия) Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.

 

Рассматривание предметов обихода избы, объяснить детям как их использовали. Старинные предметы утвари, мебели

 

Январь Беседа с детьми о празднике Рождество Познакомить детей с праздником, его значением и обычаями.  Беседа.
Рассматривание рождественских открыток.
Иллюстрации
Знакомство куклой Крестец. Познакомить детей с куклой, ее назначением, технологией изготовления. Творческая деятельность детей Образец куклы Крестец, лоскуточки, нитки, ленточки, деревянные палочки, для крестовины.

 

Знакомство детей с куклой на ложке. Познакомить детей с народной куклой на ложке, ее происхождением и предназначением. Рассматривание различных ложек и куклы на ложке. Кукла на ложке, ложки, сделанные из различных материалов.

 

В гостях у бабушки Арины. Расширять представления о русских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику Рассматривание предметов старины. Деревянная посуда

 

Изготовление народной куклы на ложке. Научить детей изготовлять куклу на ложке. Совместная творческая деятельность педагога и  детей по изготовлению куклы Образец куклы на ложке, деревянная ложка, квадратный лоскуток, вата, красные нитки.

 

Февраль Знакомство детей с народной куклой Кубышка-травница Познакомить детей с народной куклой Кубышка- травница, ее предназначением и технологией изготовления. Беседа

 

Кукла Кубышка- травница.
Д/и « Кто ты куколка моя?» Воспитывать у детей внимание, наблюдательность

 

Игровая деятельность Народные куклы
«Растения, которые нас лечат»  Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, их внешним видом, местом произрастания. Беседа.
Рассматривание иллюстраций с лекарственными растениями. 
Иллюстрации

 

Март Досуг «Посиделки в деревенской избе» (масленичная неделя) Развитие детской познавательной активности, знакомство с народными обрядами. Пение народных песенок, закличек, народные игры. Старинные предметы утвари, мебели
Знакомство детей с народной куклой «Масленица» Познакомить детей с народной куклой Масленица, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления. Беседа

 

Кукла Масленица.
«Широкая масленица».

Открытое мероприятие мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы (проводят дети)

Расширить представление детей о народном обрядовом празднике.  Игровая программа, мастер-класс. Материал для изготовления куклы (см.технологическую карту) Народные костюмы, блины., атрибуты для  родных игр.
Апрель Знакомство с народной куклой Колокольчик Познакомить детей с народными костюмами, на примере куклы колокольчик, показать многослойность народного костюма. Рассказ о русском наряде, в который обряжается кукла. Детали русского наряда и их значение. Народная кукла Колокольчик
Чтение сказки «Василиса прекрасная» Познакомить детей со сказкой, учить внимательно ее слушать. Беседа по содержанию. Чтение художественной литературы.  Иллюстрации к сказке.
Изготовление народной куклы Колокольчик совместно с родителями. Научить детей изготавливать куклу Колокольчик, развивать творчество. Совместная творческая деятельность детей и родителей по изготовлению куклы Образец кукла колокольчик, три круглых лоскутка ткани разного цвета. Один меньше другого, вата, нитки, треугольный лоскуток на платок
Рисование

 «Моя любимая куколка»- выставка работ.

Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество Рассматривание кукол, художественное творчество.

 

Народные куклы, краски. Кисти, альбомные листы.
Май Досуг Приключение куклы Пеленашки Расширить представления детей о куклах разных народов, народной игрушке. Рассказ, с/р. игра Кукла Пеленашка.
Изготовление куклы -Пеленашки в подарок малышам. Научить детей изготавливать куклу Пеленашку, развивать творчество. Совместная творческая деятельность педагога и  детей по изготовлению куклы Кукла Пеленашка. Материал для изготовления куклы (см.технологическую карту)
Досуг «Веселая ярмарка» (итоговое мероприятие» Закрепление знаний о народной игрушке

Формирование эстетического отношения к народному творчеству.

Заклички, считалки, пословицы, 

народные игры 

Народные обрядовые куклы, изготовленные детьми совместно с родителями.

 

Литература

 

  1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
  3. И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.

4.И.Н. Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная Кукла. -СПб: «Паритет» 2008.

5.Е. В.Берестнёва Н. В.Догаева. Кукольный сундучок. –  Москва «Белый город»   

6.Т.Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г.

  1. Журнал Цветной мир. №1 2009 г. Народная игрушка. Москва.

8.Т.А. Бударина. О.Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство Пресс» 2008г.

9.Журнал. Читаем, учимся, играем. №1,2,3,8,6- 2007г. «Либерия библиопринт»