РАБОЧАЯ ПРОГРАММА “ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»

ФИО: Газизуллина Л.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2549
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования 

«Центр внешкольной работы» 

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан»

  

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»

НАПРАВЛЕННОСТЬ ___ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ____

на _____2022-2023___учебный год

возраст детей  ___11- 17_лет_____________

Составитель 

___Газизуллина Лейля Сабировна___

 

Рабочая программа составлена на основе Дополнительной общеобразовательная программы:    «ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»

Составитель  программы: _____Газизуллина Лейля Сабировна_________________

ФИО (педагог, разработавший образовательную программу)

И рассмотренной на заседании педагогического совета от «__» сентября 2023г., протокол № 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн», автор составитель Газизуллина Л.С., 2023 г., в соответствии с Положением «О рабочей программе педагога дополнительного образования» МБУДО «ЦВР»,  Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660) и Уставом Муниципального бюджетного  учреждения дополнительного образования  «Центр внешкольной работы» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.

      Актуальность  программы «Декоративное садоводство и ландшафтный дизайн»:

Программа предназначена для ориентации учащихся на профессии связанные с биологическими науками и цветоводством, садоводством, ландшафтным дизайном. Также состоит в том, что грамотно спланированный, засаженный плодовыми и ягодными культурами, декоративными деревьями и кустарниками, цветниками,  школьный участок должен стать объектом эстетической и  экологической культуры. Приобщение учащихся к природе, воспитание чувства гармонии с ней, сохраняя и улучшая ее,  является весьма актуальным. Основу ку составляет процесс изучения ассортимента, биологических особенностей и агротехнических приемов выращивания цветочно-декоративных и древесно-кустарниковых форм растений, основ дизайна и элементов оформления садовых участков, экстерьера и интерьера дома, дачи, квартиры, классной комнаты, основ аранжировки и флористики.

 

Цель – создание условий для реализации учащимися своих интересов и способностей в области ботаники, биологии, декоративного садоводства, ландшафтного дизайна.

Задачи

Образовательные:

– систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые научные понятия;

– продолжить формировать профессиональные умения и навыки, закрепить их на практике;

– формировать потребности в обучении и саморазвитии;

– создавать эмоционально окрашенный фон для позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания и применения на практике

Развивающие:

– способствовать развитию любознательности в данных областях знаний, расширять кругозор учащихся;

– развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, усваивать и применять биологические знания; устанавливать причинно-следственные связи, сходство и различия; выдвигать гипотезы и предложения, проверять их достоверность; планировать свою деятельность; работать со справочной литературой, иллюстрациями, дидактическими пособиями, таблицами, схемами, графиками; проводить опыты, наблюдения, ставить эксперименты; наблюдать и объяснять происходящие процессы и явления;

– развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества (активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.).

Воспитательные:

– воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру и грамотность;

– развивать эстетический вкус, умение ценить красоту в себе и окружающем мире;

– приобщать учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям;

– формировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину

 

Программа составлена на 144 часа в год с теоретическим курсом, лабораторными, практическими, игровыми, итоговыми занятиями и экскурсиями с учащимися 11-16 лет. Занятия проводятся по программе первого года обучения.

Режим и формы  занятий: двухчасовые занятия проводятся по 45 минут каждый час с 10 – минутным перерывом, два раза в неделю (вторник, четверг),  согласно санитарным правилам нормам 2.4.4.3172-14

«Требования к уровню подготовки обучающихся»

Планируемые результаты: 

-Разъяснять и аргументировать высказывания

– Распределять работу при совместной деятельности

– Уметь распределять время для выполнения учебных заданий

– Уметь использовать ИКТ, справочную литературу, инструменты иприборы

– Уметь определять последовательность промежуточных целей

– Уметь составлять план и последовательность действий.

– Уметь проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

– Уметь самостоятельно делать выводы, схемы, модели

– Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

– Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

-Образовательные результаты могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

– Текущий контроль (беседа с обучающимися по изучаемым темам, индивидуальный опрос)

 – Тематический контроль (тестовые задания)

– презентации,

-фотоотчеты, схемы и рисунки.

Оценка и взаимооценка выполненных работ: – устные обсуждения

Организационно-педагогические условия реализации программы 

Для успешного выполнения программы необходимо:

  • Пакет технологических карт по темам;
  • Учебники по ландшафтному дизайну, экологии «Красная книга»;
  • Комплект гербария по цветоводству;
  • Тесты для обучающихся;
  • Фильмы по ландшафтному дизайну, декоративному садоводству, топиарное искусству искусство, по обрезке плодовых, ягодных и декоративных культур
  • Экскурсии по поселку и городу «Зеленые насаждения городского ландшафта», парки, скверы, зооботанический сад и т.д.;
  • Проведение выставок, творческих проектов, составление проектов, выставка работ, изготовление макетов, конкурсов  (лучший реферат, лучший проект, лучшая композиция, лучшая клумба, лучшая научная работа и т. д.).

 

 

Содержание программы

Раздел 1. Введение  (5 ч)

Тема 1.1. Предмет и методы ландшафтного дизайна 

Понятие ландшафтный дизайн. Методы, используемые в ландшафтном дизайне. Цели и задачи курса.

Тема 1.2. История возникновения и развития садово-паркового и ландшафтного искусства..

Рассказ с использованием презентации, фотографий об истории возникновения садово-паркового и ландшафтного дизайна. Развитие ландшафтного дизайна в современном обществе. 

Текущий контроль: тест

Раздел 2. Растения пришкольного участка (12 ч.)

Тема 2.1. Экскурсия на пришкольный участок. Сбор растений для гербария.

Знакомство с растениями пришкольного участка. Сбор культурных и дикорастущих растений для гербария. Закладка собранных растений для просушки.

Тема 2.2. Определение состава почвы, кислотности почвы.

Забор почвы для анализа с разных участков пришкольной территории. Практическая работа №1 «Определение состава почвы». Практическая работа №2 «Определение кислотности почвы».

Тема 2.3. Изготовление гербариев

Теория: Правила изготовления гербария, фиксирование растений.

Изготовление гербариев растений.

Тема 2.4. Определение дикорастущих растений по определителю.

Правила работы с определителем.

Работа с определителем. Составление систематических карт растений.

Раздел 3. Ландшафтный дизайн  (26 ч.)

Тема 3.1. Основные понятия ландшафтного дизайна.

Основные термины и понятия, используемые  в ландшафтном дизайне.

Тема 3.2. Стадии ландшафтного проектирования

 Знакомство со стадиями ландшафтного проектирования. Предпроектный этап. Эскизное проектирование. Технико-экономическое обоснование. Стадия рабочего проектирования.

Текущий контроль: тест

Тема 3.3. Подбор растений в зависимости от комплекса условий среды (типа почвы, освещенности, рельефа)

Экологические группы растений. Влияние факторов среды на условия жизни растений и проявления признаков.

Тема 3.4. Садик с искусственным водоемом

Практика 2 часа: Рисунки, аппликации, поделки из подручных материалов на тему «Садик с искусственным водоемом»

Тема 3.5. Типы посадок растений 

Раздел 4. Разработка проектов клумб (101 ч.)

Виды посадки растений: групповые посадки, аллеи, массив, живая изгородь, одиночные посадки.

Тема 4.1. Структура и форма цветников и клумб

Цветники. Виды цветников. Клумба – как разновидность цветника. Бордюры и ленточные цветники. Рабатки. Миксбордеры. Модульные цветники и другие типы цветников. Подготовка к проектной работе. Разработка плана цветника.

Тема 4.2. Использование однолетних, двулетних и многолетних растений в цветоводстве.

Виды растений, используемых в декоративном цветоводстве. Классификация декоративных растений по продолжительности жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Изучение растений наиболее часто используемых в декоративном цветоводстве. Подготовка и защита проекта «Моя клумба»

Тема 4.3. Типы удобрений. Подкорма растений.

Удобрения минеральные и органические. Сроки внесения удобрений. Влияние разных видов удобрений на рост и развитие растений. Подкормка растений.

Тема 4.4. Посадочный материал. Подбор растений для клумб. Уход за рассадой.

Посадочный материал. Качество посадочного материала. Выбор и получение посадочного материала. Подготовка посадочного материала. Посев семян. Прорастание семян. Уход за рассадой декоративных цветочных растений.

Тема 4.5. Планирование участков

Планирование участков: определение места с необходимыми условиями для формирования клумбы на основе полученных ранее знаний.

Подготовка участков на пришкольном участке для формирования цветников.

Тема 4.6. Ограждения для участков   Виды ограждений. Определение значения ограждения. Материалы для изготовления ограждений.

Текущий контроль: тест

 Изготовление ограждений из подручных материалов.

Тема 4.7. Подготовка участков под посадку    Подготовка участков под посадку: перекапывание почвы, очищение почвы от сорняков, внесение удобрений.

Тема 4.8. Оформление клумб.   Оформление клумб согласно разработанным проектам. Высадка рассады на клумбы.

Тема 4.9. Уход за высаженными растениями (полив, рыхление почвы, прополка, подкормка).

Уход за высаженными растениями (полив, рыхление почвы, прополка, подкормка).

Дорожки. Стиль.

 

Календарный учебный график

п/п

Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол – во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
сентябрь 2 1300-1345 Презентация

Вводное занятие

1 Предмет и методы ландшафтного дизайна Кабинет биологии Открытое занятие
сентябрь 7

7

8

9

1300-1345

1355-1440

1300-1345

1300-1345

Ознакомительное занятие 4 История возникновения и развития садово-паркового и ландшафтного искусства. Кабинет биологии Тест 
сентябрь  14

14

1300-1345

1355-1440

Ознакомительное занятие, 2 Экскурсия на пришкольный участок. Сбор растений для гербария. Пришкольный участок Практическая работа
сентябрь 15

16

21

21

1300-1345

1300-1345

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 4 Определение состава почвы на пришкольном участке, кислотности почвы Пришкольный участок Практическая работа
сентябрь 22

23

1300-1345

1300-1345

Ознакомительное занятие, комбинированное занятие 2 Изготовление гербариев Пришкольный участок Гербарий 
сентябрь 28

28

1300-1345

1355-1440

Комбинированное занятие 2 Определение дикорастущих растений по определителю Кабинет биологии Практическая работа
сентябрь 29

30

1300-1345

1300-1345

Комбинированное занятие 2 Определение дикорастущих растений по определителю Кабинет биологии Практическая работа
октябрь  5

5

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Основные понятия ландшафтного дизайна Кабинет технологии Тест
октябрь  6

7

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Стадии ландшафтного проектирования.   Кабинет технологии Практическая работа
октябрь 12

12

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Знакомство со стадиями ландшафтного проектирования. Предпроектный этап. Практическая работа
октябрь 13

14

19

19

1300-1345

1300-1345

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 4 Эскизное проектирование. Технико-экономическое обоснование. Стадия рабочего проектирования. Тест 
октябрь  20

21

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Подбор растений в зависимости от комплекса условий среды (типа почвы, освещенности, рельефа) Кабинет технологии Практическая работа
октябрь 26

26

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Экологические группы растений.  Кабинет технологии Практическая работа
октябрь 27

28

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Экологические группы растений.  Кабинет технологии Практическая работа
ноябрь 2

2

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Влияние факторов среды на условия жизни растений и проявления признаков Кабинет биологии Практическая работа
ноябрь 3

4

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Влияние факторов среды на условия жизни растений и проявления признаков. Кабинет биологии Практическая работа
ноябрь 9

9

10

1300-1345

1355-1440

1300-1345

Тематическое занятие 3 Садик с ис-кусственным водоемом Кабинет технологии Творческая работа
ноябрь 11

16

16

1300-1345

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 3 Типы посадок растений Кабинет биологии Практическая работа
Ноябрь 17

18

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Структура и форма цветников и клумб Кабинет технологии Практическая работа
ноябрь 23

23

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Цветники. Виды цветников. Кабинет биологии Практическая работа
ноябрь 24

25

30

30

1300-1345

1300-1345

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 4 Клумба – как разновидность цветника. Кабинет биологии Практическая работа
декабрь  1

2

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Бордюры и ленточные цветники.  Кабинет биологии Практическая работа
декабрь 7

7

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Рабатки.  Кабинет биологии Практическая работа
декабрь 8

9

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Миксбордеры. Кабинет биологии Практическая работа
декабрь 14

14

15

16

1300-1345

1355-1440

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 4 Модульные цветники и другие типы цветников.  Кабинет биологии Практическая работа
декабрь 21

21

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Подготовка к проектной работе. Кабинет биологии Практическая работа
декабрь 22

23

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Разработка плана цветника Кабинет биологии Практическая работа
декабрь  28

28

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Использование однолетних, двулетних и многолетних растений в цветоводстве Кабинет биологии Практическая работа
декабрь 29

30

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Использование однолетних, двулетних и многолетних растений в цветоводстве Кабинет биологии Практическая работа
январь 11

11

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Виды растений, используемых в декора-тивном цвето-водстве.  Кабинет биологии Практическая работа
январь 12

13

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Классификация декоративных растений по продолжительности жизни: однолетние, двулетние, многолетние.  Кабинет биологии Практическая работа
январь 18

18

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Изучение растений наиболее часто используемых в декоративном цветоводстве.  Кабинет биологии Практическая работа
январь 19

20

25

25

1300-1345

1300-1345

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 4 Подготовка и защита проекта «Моя клумба» Кабинет биологии Проектная работа «Моя клуба»
январь

февраль

26

27

1

1

1300-1345

1300-1345

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 4 Типы удобрений. 

Удобрения минеральные и органические. Сроки внесения удобрений

Кабинет биологии Практическая работа
февраль 2

3

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Подкормка растений Кабинет биологии Практическая работа
февраль 8

8

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Посадочный материал.  Кабинет биологии Практическая работа
февраль 9

10

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Подбор растений для клумб. Кабинет биологии Практическая работа
февраль 15

15

16

1300-1345

1355-1440

1300-1345

Тематическое занятие 3 Уход за рассадой Кабинет биологии Практическая работа
февраль 17 1300-1345 Тематическое занятие 1 Уход за рассадой Кабинет биологии Практическая работа
февраль 22

22

24

1300-1345

1355-1440

1300-1345

Тематическое занятие 3 Планировка участков Пришкольный участок Практическая работа
март 1

1

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Планировка участков Пришкольный участок Практическая работа
март 2

3

9

10

1300-1345

1300-1345

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 4 Подготовка участков на пришкольном участке для формирования цветников. Пришкольный участок Практическая работа
Март 15

15

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Ограждение для участков Пришкольный участок Практическая работа
Март 16

17

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Ограждение для участков Пришкольный участок тест
Март 22

22

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 2 Виды ограждений. Определение значения ограждения. Материалы для изготовления ограждений Пришкольный участок Практическая работа
март 23

24

29

29

1300-1345

13001345

1300-1345

1355-1440

Тематическое занятие 4 Подготовка участков под посадку Пришкольный участок Практическая работа
март 30

31

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Оформление клумб. Пришкольный участок Практическая работа
Апрель 5

5

6

7

1300-1345

1355-1440

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 4 Оформление клумб согласно разработанным проектам.  Пришкольный участок Практическая работа
Апрель 12

12

13

14

1300-1345

1355-1440

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 4 Высадка рассады на клумбы. Пришкольный участок Практическая работа
Апрель 19

19

20

21

1300-1345

1355-1440

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 4 Уход за высаженными растениями  Пришкольный участок Практическая работа
Апрель 26

26

27

28

1300-1345

1355-1440

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 4 Уход за высаженными растениями

(полив)

Пришкольный участок Практическая работа
май 3

3

1300-1345

1355-1440

Комбини-рованное

занятие 

2 Уход подкормка за высажен-ными расте-ниями (рых-ление почвы) Пришкольный участок Практическая работа
май 4 1300-1345 Комбини-рованное

занятие 

1 Уход подкормка за высажен-ными расте-ниями (рых-ление почвы) Пришкольный участок Практическая работа
май 5

10

10

11

1300-1345

1300-1345

1355-1440

1300-1345

Тематическое занятие 4 Уход за высаженными растениями 

(прополка)

Пришкольный участок Практическая работа
май 12

17

18

1300-1345

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 3 Уход за высаженными растениями (подкормка) Пришкольный участок Практическая работа
май 19

24

1300-1345

1300-1345

Тематическое занятие 2 Дорожки. Стиль Пришкольный участок Практическая работа

 

Методическое обеспечение

Раздел или тема занятия Материалы, оборудование Дидактический информационный, справочный материалы, на различных носителях
1 год обучения
1 Введение Компьютер, проектор, экран, садовый инвентарь Презентация, интернет ресурсы, WWW.landscap.ru, видео материалы, CD – диски, наглядные пособия, таблицы, схе-мы, плакаты, картины, фотографии,
2 Растения пришкольного участка Компьютер, проектор, экран, колонки, плакаты, лаборатория, гербарий Дидактические карточки, видео-записи, презентации, аудиозаписи, фонотека, электронные образо-вательные ресурсы
3 Ландшафтный дизайн   Компьютер, проектор, экран, аудиосистема, фотоаппарат, телевизор,  лаборатория, удобрения, проекты, макет Презентация, интернет ресурсы, видео материалы, CD – диски, книги, WWW.landscap.ru
4 Разработка проектов клумб Посадочные материалы, садовый инвентарь, удобрения, почва, семена  Интернет ресурсы, видео материалы, WWW. agropark.ru, WWW. Green – Life.ru