Логопедические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

ФИО: Осипова Ж.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2553
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Логопедические сказки в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



Логопедические сказки в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Одним из основных направлений коррекционной работы на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения является исправление звукопроизношения воспитанников. Правильное произношение звуков родного языка – одно из важнейших условий для полноценного развития дошкольников. Многие отечественные исследователи в области дефектологии и логопедии А.Н.Гвоздев, Г.А. Каше, Р.Е.Левина, М.Ф. Фомичёва и другие подчёркивали актуальность вопроса формирования звукопроизношения у детей. Это определялось ключевой ролью речевой функции в психическом развитии ребёнка и готовности его к обучению в школе. Основной формой организации коррекционной работы являются индивидуальные и погрупповые занятия. Для успешного логопедического процесса необходимо добиваться того, чтобы ребенок испытывал радость от занятия, а это возможно только тогда, когда ему интересно, когда у него что-то получается, когда его понимают и воспринимают таким, каков он есть. Не секрет, что на этапе автоматизации звуков, особенно когда имеются тяжелые нарушения и приходится многократно отрабатывать один и тот же речевой материал, логопедические занятия становятся утомительными для ребенка. Чтобы интерес детей к занятиям не угасал, я стараюсь разнообразить приемы своей работы. Одним из таких приёмов является логопедическая сказка (логосказка). Сказка в педагогической работе с детьми используется не один десяток лет и этот метод давно получил научное обоснование.

Приём используется на этапе автоматизации звука в связной речи. Речевой материал подбирается таким образом, чтобы в тексте максимально использовался автоматизируемый звук. 

Тексты всех логосказок авторские.

Работа с логосказкой строится по следующей схеме:

-чтение логосказки взрослым,

-беседа по содержанию (ответы на вопросы),

-пересказ текста,

-называние слов с автоматизируемым звуком,

-определение места звука в слове,

-рисование иллюстрации к логосказке (домашнее задание для родителей).

Предлагаю несколько примеров логосказок на автоматизацию твёрдых звуков.

«Волчонок»  (Звук «Л»)

В логове у болота жил-был Волчонок. Волчонок любил мечтать. Днём он лежал на полянке и наблюдал за облаками.  Волчонок думал о том, на что  похожи облака. Белое облако, то как  лошадка, то как пчёлка, то как голубь. Так Волчонок лежал пока не начинался дождь. Тогда он убегал в своё логово и засыпал. А во сне к Волчонку опять прилетали облака в виде  белочки, лосёнка и ласки. Если сон Волчонка нарушали чьи-то голоса, то он просыпался и выл на луну. Луна тоже была похожа  на жёлтое солнышко, только холодное.

 

«Друзья» (Звук «Р»)

Недалеко от пруда проживали выдра Рая и бобр Егор. Выдра Рая очень любила рыбу. Рыба была разная: карпы, караси, ерши. На завтрак выдра ела карпа, на обед – карася, на ужин – ерша. Очень нравилась такая жирная еда. А бобр Егор любил разные овощи и поэтому развёл огромный огород, на котором выращивал помидоры, огурцы, горох, картофель, укроп, петрушку и морковь. Каждую осень бобр собирал  урожай  и часть сырых овощей вёз 

продавать на базар. Так бобр Егор и выдра Рая дружно жили и не тужили.

 

«Снеговик» (Звук «С»)

 

Утром выпало много снега и получился снежный сугроб. Во двор вышли  сёстры – Соня и Саня с санками и стали играть в снежки. Накатали много снежков. Соня сказала: «Скучно стало, давай слепим снеговика». «Давай слепим, Соня»,- ответил Саня. Дети скатали сначала самый большой ком, потом скатали ком поменьше и в конце самый маленький. Сложили снежные комки друг на друга,  и получился Снеговик. Соня принесла сосновую шишку и вставила её вместо носа. Вместо глаз вставили угольки.  Вместо рук – сухие сосновые веточки. Смешной получился снеговик.

 

«Мышонок и лягушонок» (Звук «Ш»)

 

На лесной опушке жили-были мышонок Шуша и лягушонок Шиша. Мышонок Шуша не любил надевать штанишки, шапочку и шарфик. Лягушонок Шиша не любил завязывать шнурки. Шуша и Шиша были шалунишками и шутниками, не могли посидеть в тишине.  Мамы Шуши и Шишы – Мыша и Лягуша, наказывали малышей за непослушание – лишали их шоколада и иногда шлёпали. Но Шуша и Шиша никого не боялись и шалили дальше – прятались в шалаше и шуршали.

 

«На даче» (Звук «Ч»)

 

Обычно летом Вовочка и Танечка жили на даче. Утром они пили горячий чай   с булочками и печеньем и бежали на речку. На речке Вовочка ловил удочкой на крючок рыбу- бычков, щучек, чебочков. Танечка качалась на качелях или играла с мячом. Вечером Вовочка и Танечка очень любили сидеть на лавочке и читали по очереди сказки: «Курочка Ряба», «Крошечка- Хаврошечка», «Снегурочка».

 

 

«Щенок» (Звук «Щ»)

 

Однажды щенок попал лапой в щель и запищал. Петя вытащил щенка. На площадке  для щенка поставили ящик из-под овощей. Ему дали кличку 

Щапа. Щенок любил погрызть прищепку или поиграть со щёткой из щетины. Петя и Щапа любили друг друга. Петя угощал щенка пойманной рыбкой – лещиком или щучкой. Щапа защищал хозяина и приносил ему плащ. Щенок Щапа всех восхищал.

 

«Цыплята» (Звук «Ц»)

Тетя Цыля купила двенадцать яиц. Через четырнадцать дней из яиц вылупилось двенадцать цыплят. Сами жёлтые, а глаза как чёрные пуговицы.  Цыля налила цыплятам в блюдце водицы из колодца. Цыплята любят возиться в цветах циннии. Цыплят охраняет пёс Цыбик. Цыбик отпугивает от цыплят лисиц и куниц. В конце концов цыплята выросли во взрослых куриц и стали нести яйца.