Конспект открытого занятия “Времена года”

ФИО: Горбоконенко А.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2574
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Конспект открытого занятия "Времена года"
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



Конспект открытого занятия “Путешествие по временам года”

старшая группа “Красная шапочка”

Воспитатель: Евсеева А.М.

Цель: Создание условий для систематизирования знаний детей старшего дошкольного возраста о временах года:

Образовательные:

– Обобщать и систематизировать знания воспитанников об изменениях в природе по временам года

– Расширение  лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Развивающие: 

– Развивать логическое мышление, воображение

– Развивать связную речь

 Воспитательные:

– Формировать умение видеть красоту природы;

– Воспитывать любовь к природе

Образовательная среда:

– характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность взрослого и детей

– средства обучения и воспитания: наглядные, словесные (беседа, загадки), игровой метод, создание проблемно-учебной ситуации, элементы логоритмики, рассуждения, дидактическая игра, художественное слово, рефлексия

– предметно-практическая среда: письмо, «ковер-самолет», волшебная палочка, снежинки, конверты с картинками времен  года, заготовка календаря

Предварительная работа: разделение группы на зоны, рассматривание картин о временах года

Ведущая образовательная область: Познавательное развитие, речевое развитие

Планируемые результаты: Закрепление знаний детей о временах года, их признаках; развитие у детей связной грамматически правильной речи, умение детей взаимодействовать в совместной деятельности.

        Дети заходят в группу

Воспитатель: Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом и нашими гостями

Игра на общение

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

— ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла на работу, воспитатель второй младшей группы передал мне конверт (показать конверт). Хотите узнать что там? (открыть конверт и прочитать)

                        “Здравствуйте дети старшей группы «Красная шапочка».

  Мы ребята младшей группы хотим обратиться к вам за помощью.  У нас в группе нет      календаря природы и мы не знаем по каким признакам отличаются все времена года.”

Мы сможем помочь детям?

Что нам нужно знать, для того чтобы сделать календарь природы? (ответы детей). Чтобы создать календарь природы, мы сами должны знать признаки времен года. Предлагаю послушать вам одну историю, которую однажды мне рассказал старичок – лесовичек. Далеко-далеко, высоко-высоко в удивительном воздушном дворце живут поживают круглый год и его 4 дочери: зима, весна, лето и осень. Они совсем не похожи друг на друга. Но отец  любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Первой идет Зима.

– А как вы думаете, кто пойдет за ней? (Ответы детей)

– Кто пойдет за Весной? (Ответы детей)

-А кто идет за летом? (ответы детей)

– А кто же замыкает год? (Ответы детей)

Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.

В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына».  Как вы думаете, что это за сыновья? (ответы детей)

Воспитатель: Кто вспомнит сыновей Зимы (ответы детей: декабрь, январь, февраль).

Кто вспомнит сыновей Весны: (ответы детей: март, апрель, май) 

Вспомните,  пожалуйста, сыновей лета. (Ответы детей: это июнь, июль и август)

Кто вспомнит сыновей осени:(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете можно ли встретиться со всеми временами года одновременно. (Ответы детей). А вы бы хотели попасть к ним в гости? (ответы детей)

Я предлагаю  вам, отправится в путешествие и вспомнить все признаки времен года.

Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей). Предлагаю полететь на ковре самолете.  Занимайте скорее места. А чтоб наш ковер самолет  взлетел, нам поможет волшебная палочка.

(Дети закрывают глаза)

Палочкой волшебной взмахнем

В сказку попадём (звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, а вот и первое царство времен года.  Кто знает загадку про это время года. Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает ( зима)

Воспитатель: Какое это время года?  Почему вы так думаете?  Кто вспомнит  признаки зимы?

Каждый ребёнок говорит по предложению о признаках зимы: зимой ветер колючий, холодный, облетели листья с деревьев.  Деревья стоят голые, покрыты снегом, выпал снег, реки покрылись льдом. На улице  холодно, люди одеты тепло. Дни стали короче, а ночи длиннее, остались только зимующие птицы.

Воспитатель: А кому из вас нравиться  зима? Что можно делать зимой? ( Зимой можно покататься на санках, лыжах и т.д., новый год- любимый праздник).

Воспитатель: Ребята, посмотрите что это? Снежинки. Посмотрите, какие они красивые. Хотите посмотреть как они кружатся – летят?

(Дети берут по одной снежинке и дуют на них)

Воспитатель: Смотрите ребята, какая это красивая и большая снежинка, она не похожа на остальные. Что там на ней?

(На снежинке написано задание.Воспитатель читает задание, дети выполняют)

«Из чего – какой? Какая?»

Горка из снега – снежная

Дорожка изо льда – ледяная

Погода с морозом – морозная

Погода с ветром – ветреная

Ком из снега – снежный

Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно выполнили задание. А на прощание нам Зима дарит вот такой конвертик с картинками, где изображены признаки зимы.   (Прощаемся зимой)

Воспитатель: Занимайте скорее свои места на ковре самолете

Мы волшебной палочкой взмахнём и в другое время года попадем.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна.)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где сейчас мы оказались? В чье царство попали? (ответы детей) В царство Весны. Какая весна в нашем краю?

Воспитатель: Предлагаю  вспомнить приметы весны: (дети вспоминают) начинает греть солнышко стало тепло, на ветках распускаются почки, появилась травка, прилетели птицы из тёплых краёв, строят гнёзда,  появились первые цветы.

Воспитатель: Ребята, так тепло весной, что и не хочется уходить. Предлагаю вам поиграть.

Логоритмика  «За зимой идёт весна»

За зимой идет весна (дети идут друг за другом)

Снова будет не до сна ( потягиваются)

За весной будет лето (взявшись за руки идут по кругу)

Не забудем мы про это ( грозят пальцем)

А потом приходит осень ( руки на плечи, идут друг за другом)

Хоть ее мы и не просим ( пожимают плечами)

А за осенью зима – ( оглядываются назад)

Заморозит всех она ( греемся).

Воспитатель: Молодцы, здорово играли. Весна тоже дарит нам конверт

Весна благодарит детей и дарит конверт с приметами весны.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается, занимайте скорее места. Мы волшебной палочкой взмахнём  и в другое время года попадем.

Слушайте следующую загадку: 

Солнце печет – Липа цветет

Воспитатель: Как вы догадались, в чье царство мы попали? (дети говорят приметы лета: солнце светит ярко, стало жарко, ветер стал тёплым, растут ягоды, грибы вся земля покрыта зелёным ковром, весело щебечут птицы, заботятся о своём потомстве, порхают бабочки, летают пчёлы, всё вокруг движется, радует яркими красками). 

Воспитатель: Летом цветет много цветов. Кто вспомнит названия цветов. (ответы детей). Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова. Предлагаю поиграть в игру.

Д/И « Какие  цветы»

Красивые, нежные, трепетные, маленькие, луговые, ароматные.

Воспитатель:  Молодцы ребята! Лето тоже дарит вам конверт

Лето благодарит детей и дарит конверт с приметами лета

Занимайте скорее свои места на ковре самолете. Мы волшебной палочкой взмахнём  и в другое время года попадём  (звучит музыка)

Следующая загадка:                 

Несу я урожаи 

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю

Но не касаюсь елочек

И сосен, а зовусь я ( осень)

Воспитатель: Как вы догадались? Это чье царство? Кто вспомнит приметы осени?

Дети говорят приметы осени: небо серое, хмурое. Дикие звери делают запасы на зиму,  часто идут дожди, животные линяют, медведи и ежи готовятся к спячке, деревья меняют свой окрас, птицы улетают на юг. 

А как называют птиц, которые улетают на юг? (перелетные). Почему их так называют? Каких перелетных птиц вы знаете?  (скворцы, ласточки, грачи, стрижи)

Воспитатель: Осенью часто идут дожди, предлагаю вам представить, что пошел дождик и немного поиграть.

Физминутка (дети встают друг за другом)

Массаж спины «Дождик»

Дождик бегает по крышам, /Похлопывают ладонями друг друга по спине/

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше – /Постукивают пальчиками по спине/

Бом! Бом! Бом!

– Дома, дома посидите, – /Поколачивают кулачками по спине/

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите, – /Растирают ребрами ладоней по спине/

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте. /Поглаживают ладонями по спине/

Бом! Бом! Бом!

-Ребята,что люди собирают осенью? Я предлагаю вам разрисовать эти овощи и фрукты,которые я приготовила для вас,они на столе.

-Молодцы,с этим заданием вы справились

Осень прощается и тоже дарит конверт с приметами осени.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте скорее свои места на ковре самолете 

Палочкой волшебной палочкой 

В воздухе взмахнём.

Снова в детский сад все вместе попадём

Воспитатель: Вот и в детский сад вернулись мы. Как вы думаете, мы сможем теперь помочь малышам и сделать для них календарь природы? (ответы детей)

Предлагаю все картинки достать из конвертов на стол и разместить их на календаре природы по временам года.Вот и наш календарь готов. Мы его отнесём малышам.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вспомнить, куда же сегодня мы с вами отправлялись? (Ответы детей). Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?