Педагогические достижения: Проект “Фаст-Фуд: польза или вред”.Мастер-класс “Технология Буктрейлер”. Проект “Дендрарий – парк”. Конспект открытого занятия “Микки Маус и его друзья”.

ФИО: Тлимахова И.Х.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2591
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Педагогические достижения: Проект "Фаст-Фуд: польза или вред". Мастер-класс "Технология Буктрейлер". Проект "Дендрарий - парк". Конспект открытого занятия "Микки Маус и его друзья".
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



                         Паспорт проекта:

Тема: «Дендрарий парк».

Тип проекта: познавательно исследовательский, творческий.

База для реализации проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: сентябрь-май 2022-2023гг.

Авторы разработчики:

Воспитатели 

Гучапшева К.Б

Тлимахова И.Х

                                Аннотация к проекту.

                                                     

                                                          Все хорошее в людях из детства!

                                                          Как истоки добра пробудить?

                                                              Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                          Удивиться, узнать, полюбить!

Проект «Дендрарий парк» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.   Дендрарий-это пространство, предназначенное для сохранения и изучения редких видов растений.

Новизна нашего проекта заключается в его универсальности и  многозначности .Многочисленные экологические катастрофы ставят вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой. Изучив  по этой теме много материалов, мы решили   разработать свою концепцию по созданию своего дендрологического парка.

Срок реализации: долгосрочный(сентябрь-май).

Участники проекта: дети ,педагоги, родители воспитанников. 

Цель проекта: способствовать воспитанию и развитию экологического мировоззрения, творческих и   исследовательских способностей детей через создание проекта-инновационного дендрологического парка; проектирование  познавательного, эстетически и экологически привлекательного пространства на территории детского сада; внести вклад в ее озеленение.

Направление работы: создание экологической тропы, зеленого кабинета как часть учебной зоны, мини метеостанции на территории дендрария.

Дендрарий должен способствовать росту экологической культуры дошкольников посредством проведения регулярных занятий, досугов, наблюдений, трудовой и творческой деятельности детей.

Необходимые ресурсы: приобретение редких , декоративных деревьев и кустарников, закупка семян цветов и лекарственных трав, оборудование мобильной лаборатории, метеостанции , изготовление демонстрационного стенда дендрологического парка.

Методический инструментарий: (картотека дидактических игр, конспекты занятий ,сценарий, развлечений и т. д.)Библиотека юного эколога.

Новизна проекта еще заключается в том, что реализация проекта осуществляется через интеграцию различных видов деятельности: познавательной, экспериментальной, экологической, речевой, продуктивной и игровой ,объединенных одной темой. Это позволяет детям познать целостную картину окружающего мира и дает возможность развитию творческих способностей и самореализации каждого участника проекта.

Проектом предусмотрено не только экологическое просвещение детей, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе, развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников, огорода, детского сада.

                                      

 

                 Актуальность проекта. Постановка проблемы.   

«Любовь к  Родине начинается с любви к природе».

А.Герцен тонко выразил словами : светлые дни детских впечатлений, полученные от общения с родной природой, провожают далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы «служению Родине».

Эту же мысль великий русский педагог К.Ушинский выразил так: « А воля, а простор, а природа, а розовая весна и золотая осень-разве они не были нашими воспитателями”. В воспитании чувств патриотизма он придавал большое значение общению с родной природой. Изучение ее воспитания, чувств ребенка с первых лет жизни является педагогической задачей. Ведь ребенок не рождается злым или добрым, с нравственным или безнравственным отношением к природе. Какие нравственные качества у ребенка разовьются, зависит прежде всего от родителя и педагогов.

Взаимоотношение человека с природой –актуальный проблемный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. 

Деревья  это легкие земли. Деревья, кустарники и цветы украшают нашу жизнь, радуют, делают нас более воспитанными к  красотам природы, музыки, стихам, живописи, очищают воздух, обогащают его кислородом.  Вот почему  мы должны не только охранять природу, но и обогащать ее, научиться приумножать ее богатства. Наш проект « Дендрарий парк» с экологической тропой призван воспитывать эти ценнейшие качества. Для воспитания гармонично развитого человека необходимо, чтобы он умел не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками.

 Созидание красоты является сильнейшим методом воспитания. Дендрарий  с экологической тропой, метеостанцией- это учебно-воспитательное пространство на открытом воздухе.

Такой комплекс позволит детям ощутить  единение с природой, сделать занятия, прогулки более эмоциональными и яркими, наладить связь между ребенком и природой.

Благодаря научным исследованиям дошкольного воспитания Н.А.Рыжовой, С.Н.Николаевой, Т.И.Поповой,  Н.А.Кондратьевой,  О.А.Соломенниковой и др. мы имеем возможность воспитывать экологическую культуру детей, начиная с раннего возраста.

Дендрологическая площадка является не только местом отдыха, но и местом проведения исследований, наблюдений, экспериментов.

Озеленение изучаемой территории очень важно с точки зрения:

  • Эстетической ( излюбленное место детей)
  • Улучшения микроклимата ( благодатная тень в летнюю жару)
  • Снижения ветра
  • Увлажнения и очищения воздуха
  • Снижение уровня шума
  • Регуляция температуры воздуха
  • Лечебного фактора (большинство деревьев выделяет фитонциды)

 

                                 Цели и задачи проекта.

Цель: способствовать воспитанию и развитию экологического мировоззрения, творческих и исследовательских способностей детей через создание проекта-инновационного дендрологического парка посредством сказочных героев «Эколят» и хозяином экологической тропы; проектирование познавательного эстетически и экологически привлекательного пространства на  территории Дендропарка; включить родителей в процесс экологического воспитания .

Задачи для детей:

1) Образовательные:

  • Формировать систему элементарных экологических знаний , доступных пониманию ребенка младшего дошкольного возраста.
  • Дать элементарные понятия о «Дендропарке» (добиться, чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года и ее разновидностей.
  • Формировать представление детей о растительном (в т.ч. и лекарственных) и животном мире.
  • Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.
  • Формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей посильную помощь.

2) Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к миру природы, к исследовательской деятельности, желание познать новое.
  • Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

3) Воспитательные:

  • Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе.
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Задачи для педагогов:

  • Изучить материалы в литературных и интернет-источниках, отражающих общие сведения о дендрарии, порядок создания дендропарка, который включает создание экологической тропы и метеостанции на территории дендропарка.
  • Определить целевое назначение, основные направления работы, стиль и принцип организации дендропарка и экологической тропы.
  • Разработать схему парка и экологической тропы.
  • Разработать экскурсионную программу по каждой видовой точке экологической тропы.
  • Укрепление детско-взрослого сотрудничества.

Задачи для родителей:

  • Привлечение родителей к сотрудничеству, активное вовлечение их в общую деятельность по реализации проекта.

 

               Стратегия достижения поставленных целей и задач.

                                   График работы над проектом.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

2 этап: Основной

3 этап: Заключительный

Сроки реализации :Сентябрь-май  2022-2023гг.

Подготовительный этап.

  • Изучить материалы в литературных и интернет-источниках, отражающие общие сведения о дендропарке.
  • Определить целевое назначение, основные направления работы, стиль и принципы организации дендропарка и экологической тропы исходя из интересов и потребностей детей.
  • Планирование предстоящей деятельности,направленной на реализацию проекта: разработать схему парка и экологической тропы, экскурсионную программу по каждой видовой точке.

Основной (практический) этап.

  • Чтение художественной литературы на экологическую тему.
  • Проведение подвижных, дидактических игр.
  • Продуктивная деятельность детей ( рисование, аппликация, лепка) (отображение в творчестве общение с природой).
  • Целевые прогулки по экологической тропе.
  • Опытно-экспериментальная деятельность. Уход за растениями, наблюдение за посадкой и ростом растений.
  • Наблюдение за объектами, явлениями погоды на метеостанции.
  • Театрализованная деятельность, экологические досуги, развлечения, конкурсы стихов на экологическую тему.
  • Изготовление поделок из бросового материала.

Заключительный этап.

  • Презентация проекта.
  • Обобщение результатов работы , закрепление полученных знаний через игру, викторины.

                               Принципы реализации проекта.

Принцип дифференциации и индивидуализации  предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной  воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности  заключается в том, что дети получают и усваивают информацию в естественном состоянии ритмичности, игры, свободы движений. Через движения и эмоции мы будим в ребенке волю и мысли.

Принцип диалогического общения как часть неотъемлемого условия взаимодействия , взаимопонимания воспитателя и ребенка, что дает установку на разумное усвоение темы.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач: оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

 

Ожидаемые результаты .(Предполагаемые продукты проекта).

Дети:

Проект « Дендропарк» должен способствовать росту экологической культуры дошкольников. Посредством проведения регулярных целевых прогулок, занятий, игр, развлечений, в нем возможно решение таких задач, как: развитие нравственных качеств у детей; побуждение детей к освоению экологического материала  через нетрадиционные формы работы.

Кроме этого, дендрарий создает условия для реализации творческого потенциала детей, возникновение атмосферы психологического комфорта; развития чувства причастности к решению проблем через включение детей в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки; сформирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной  деятельности; дети будут различать живую природу и неживую.

Родители:

Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного трудового характера.

Педагоги:

Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления. Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей. Улучшение эстетического вида участка детского сада.

Продуктивность совместной работы воспитанников, педагогов и родителей.

  • Стенды, фотодневник проекта, рисунки.
  • Экологические творческие конкурсы из бросового материала (совместная работа детей и их родителей).
  • Создание мини музея (экологического).
  • Экологические акции: листовки, новые деревца на участке-создание дендропарка, экологической тропы, мини-метеостанции, птичья столовая, огород на подоконнике, «Зеленый островок памяти».

 

Вывод:

  • Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
  • Повысился уровень экологических знаний , познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
  • Улучшилось состояние психического здоровья детей.
  • Взаимодействие ребенка с природой позитивно повлияло на эмоциональное состояние детей.
  • Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Исходя из этого можно сказать, что экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

 

Методическое обеспечение:

Литература:

  • Т.М.Бондаренко «Конспекты занятий во второй младшей группе», Воронеж,2007г.
  • С.Н.Николаева. «Экологическое воспитание младших дошкольников».
  • « Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду».
  • О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург,2007г
  • Н.Рыжова «Деревья-наши друзья»
  • Т.Н.Нуждина «Энциклопедия для малышей Чудо-всюду»
  • Наглядно-демонстрационный материал «Деревья и листья».
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
  • Маханева М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.

 

Конспект открытого занятия «Микки Маус и его друзья».

Цели и задачи:

Оздоровительные:

В игровой форме сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье,формировать координацию движения,мышечно-двигательные навыки,правильную осанку.Профилактика плоскостопия,нарушение зрения.Обучать снимать психоэмоциональное напряжение,мышечные зажимы.

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в себе,самостоятельность,организованность,трудолюбие,коммуникативные навыки,самооценку.

Развивающие:

-Развивать связную речь,активный и пассивный словарь,лексику.

-Развитие умения мыслить неординарно и творчески.

-Находить неизвестное в уже известном.

-Находить выход из создавшейся  ситуации.

-Развитие  высших психических процессов:мышления,восприятия,памяти,внимания,воображения.

Методы и приемы:

-Создание мотивации к выполнению заданий,благоприятной обстановки и ситуации успеха.

-Подготовка детей к выполнению необычных заданий.

-Методика М.Монтессори.

-Метод  В.В.Воскобовича.

-ТРИЗ.

-Кольца Р.Луллия.

-ИКТ.

-Здоровьесберегающие технологии.

Звучит  музыка,входит Микки Маус.

Микки:Всем привет!Вы меня узнали?Да,я Микки Маус.Не хотите ли заглянуть в мой клуб?Отлично,я очень рад.Но для этого мы должны  произнести заклинание:Микка,мокко,Микки Маус.Теперь все вместе: Микка,мокко,Микки Маус.

Входит Кларабель:

Кларабель: О,Микки.

Микки: Наша подруга Кларабель.

Кларабель:Микки!На тебя вся надежда.Я возилась в саду,высаживала снотворные розы.

Микки:Снотворные?

Кларабель:Да,их называют снотворными из за того,что любой их сорвавший будет спать сотню лет.И тут как раз мимо проходила Минни(показывает на слайде)и одну из них сорвала.Словом ,Минни крепко заснула и проснется не раньше чем через 100 лет.

Микки:Ой,беда,бедняжка!Мы должны ее разбудить,ведь мы договорились с Минни устроить ребятам праздник .Можно ли снять заклятие?

Кларабель:Снять заклятие сможет тот,Кто сыграет мелодию на золотой арфе.Но эта арфа находится ужасно далеко,в музыкальном лабиринте.Чтобы ее отыскать,надо быть очень и очень умными.

Микки:Мы с вами умные ребята?(Да)

Кларабель:И еще надо быть очень сильными.

Микки:Мы с вами сильные ребята?(Да)

Кларабель:О,это прекрасно!Но помните,Чтобы туда добраться,надо перейти через мост,через лес,а потом вы попадете в музыкальный лабиринт.

Микки:Ого,вы поможете, ребята,раздобыть золотую арфу,сыграть на ней и разбудить Минни?(Да)Ура!А поможет нам в этом пирамида любви.

Кларабель:Удачи,Микки!Только запомните,Что б арфу разыскать ,смелее нужно быть,и всем на ней сыграааааааать,и Минни разбудить!

Микки:Точно,Кларабель!Вперед на поиски арфы!(отправляется в путь).

Микки:Итак,сначала нужно перейти через трогательный мост.Надо найти этот мост.Может сложим ладони в виде биноклявот так:посмотрим направо,посмотрим налево,вот он!Этот мост не простой.Его поверхность из разных материалов.Я вам буду давать трогательные доски,вы сначала руками на ощупь с завязанными глазами определите,какой это материал,а потом ножкой находите такой же мост и сразу останавливаетесь.Какой же маусструмент поможет нам перейти мост.Давайте позовем подручного. «Подручный»(Слайд:Повязка,мальчик с трубочкой,музыкальная шкатулка,секретный маусструмент(тележка).

Пойдемте быстренько возьмем наш маусструмент и за дело(показать на слайде появление).

(Дети по очереди проходят через мост,с завязанными глазами и угадывают из какого он материала).

Какой это материал?

1)Твердый

2)Мягкий

3)Гладкий

4)Шершавый

5)Колючий

6)Пушистый

7)Ребристый

8)Треугольник

9)Квадрат

10)Круг

Микки:А мы и вправду умные,ребята!(Слайд.Кларабель поет)

Микки:Смотрите,ребята,куда это мы пришли?(В лес)Какая интересная тропинка!Что за чудные фигурки,мячик,трубочки.Что же нам делать?кого мы позовем?(Подручный)(на слайде мальчик дует в трубочку)догадались ребята,что надо делать?

Микки:Правильно,нам надо задуть шарики в рот нашим животным-«Обжорикам»

Микки:Тихо,ребята,мишка спит.Пойдемте на цыпочках,чтобы не разбудить медвежонка Тип-топ-тип-топ-тип-топ.(просыпается мишка,плачет)

Микки:Медвежонок проснулся.Надо уложить его спать поскорее.Споем ему ребята,может заснет.Какую колыбельную песню вы знаете?(медвежонок плачет).

Микки:Ой-ой,лучше применить один из маусструментов.Ну-ка дружно «Подручный».Думайте,ребята,что поможет нам убаюкать медвежонка?(Слайд):повязка-нет,тележка-нет,мальчик с трубкой-нет,значит пришла пора секретного маусструмента.Сегодняшний маусструмент-шкатулка,на ней цифра.Какая это цифра?(10).Посчитаем 10 раз и посмотрим,что будет.

Релаксация.

Микки: Ляжем дружно мы в кружок

На цветочный на лужок!

Глазки закрываем

Сном волшебным засыпаем.(Слайд Кларабель)

Микки:Нам пора ,ребята,открывайте глазки!Тип-топ-Тип-топ-Тип-топ.

Физкультминутка.

Микки:Надо нам ребята взбодриться.

Ротик должен просыпаться,чтобы шире улыбаться(открыть широко рот,зевнуть,закрыть и улыбнуться)

Ручки к верху потянулись,до солнышка дотянулись,

Будем ножки пробуждать,их в дорогу собирать.

Станцуем наш Микки танец «Тип-Топ».

Вот проснулись ручки,вот проснулись ножки

И хотят скорей бежать к арфе по дорожке.

Доходят до лабиринта.

Микки:Гляньте!Это же лабиринт!(Урааа!!!)

Появляется Черный Пит со стулом и столом.

Микки:Что такое?Это Пит.

Черный Пит:Так-Так!Никак Микки –тонкохвостик и его друзья. Чем могу быть вам полезен?

Микки:Нам необходимо войти в лабиринт  и добыть золотую арфу,иначе Минни не проснется.

Черный Пит:Ну войти то можно,только если найдете новое применение этим вещам.Должен предупредить,вы должны меня удивить.(Высыпает  из коробки подручные материалы).

Конструирование.

Микки:Ой,смотрите какая красота!Сколько оказывается интересных рисунков можно сделать из резинки и гвоздиков.(раздать по одной доске).У кого какой рисунок?(Бабочка,солнышко,цветочек,птичка,кораблик,речка,елочка).Ребята,это признаки какого времени года?(Весна).

Микки:А давайте вместе сочиним рассказ про весну.Я начну,а вы продолжайте.Наступила долгожданная весна.(Ответы детей).

Микки:Ребята,Мы же с вами умные?(Да)Сделаем из этих резинок треугольник.А если к треугольнику прибавить квадратик,получится что?(Домик)Какие мы с вами молодцы!

Гимнастика для глаз.

Микки:Мы с вами сделали треугольник,квадрат,теперь попробуем глазками нарисовать круг и похлопаем ресничками.Молодцы!

Микки:Посмотрите,сколько разных вещей.Может мы приклеим на наш планшет и посмотрим,что получится.Сначала приклеим зеркальце в середину планшета и посмотрим на себя.Какие же мы красивые,наше зеркальце очень веселое.Оно любит,когда детки улыбаются.

Артикуляционная гимнастика.

А теперь приклеим ежикаи в правый нижний угол планшета.Какие красивые цвета у наших ежиков.У кого какой цвет?(ответы детей)

Ребята,а это что?(выключатель).Все мы любим дома пошалить:включать-выключать,но нам этого не разрешают,потому что играть с электричеством нельзя-это опасно.А с нашим планшетом играй сколько хочешь.(Приклеивают замочек).И с замочком можно поиграть,хочешь застегивай,хочешь растегивай.Ну все ребята,мы с вами создали уникальный планшет.А давайте назовем наш планшет-ГЕОБИЗИБОРД,

Показывают Питу.Пит протирает глаза.

Черный Пит:Сумели,удивили!Ой какие вы умные,можете войти в лабиринт.На счет арфы-желаю удачи,она тяжеленная.Даже мне ее не поднять,а силенок то у меня хватает.

Микки:А у нас хватит ума пройти лабиринт?(да),а у нас хватит сил поднять арфу?(да)Давайте же найдем дорогй к золотой арфе.Куда же мы пойдем?Надо подумать.О!Придумал!Как звучит арфа?Давайте приложим руки к уху и послушаем,может по правой тропинке?(звучит звук барабана)Это же барабан.Может по левой тропинке?(звучит звук колокольчика)Нет,это колокольчик.Звучит арфа.Нувот,это она!Пойдем по средней тропинке.

Кольца Луллия.Триз.

Чтобы поднять арфу,нам надо пройти последнее испытание.Посмотрите ребята,из данных картинок должна получиться песня и мы вместе попытаемся ее пропеть.

1)В лесу родилась елочка(елка,зима,лес)

2)Я на солнышке лежу(солнце,львенок,черепаха)

3)Жили у бабуси(бабуся,белый,серый гусь)

4)Чунга-чунга(солнце,негритенок,пальма)

Микки:молодцы ребята,мы справились и с этим испытанием.А теперь попробуем поднять арфу.Как вы думаете,ребята,почему Черный Пит не смог поднять арфу,а мы смогли?(потому что был один,а вместе мы все преодолели).Но как мы довезем арфу?Кто нам в этом поможет?(подручный).Дети выбирают нужный маусструмент-тележка.

(Привозят  арфу на тележке к Минни).

Микки:Осталось только сыграть на арфе и Минни разбудить.

Появляется Кларабель.

Кларабель:О,вы справились,давайте будить Минни(играют на арфе,звуки арфы).Перебираем пальцами струны.

Минни просыпается.

Минни:Ой,всем приветик!

Микки:У нас получилось!Мы сумели разрушить заклятие!Ура!

Минни:Заклятие?Ой,спасибо что разбудили.

Микки:Какие же мы все молодцы,ребята!Мы очень умные и сильные.Давайте же мы себе поаплодируем.Какой интересный выдался день!Давайте вспомним,ребята,что мы сегодня делали?(ответы детей)

Микки:Спасибо большое,ребята!Вы нам очень помогли.Иначе бы она спала целых 100 лет.А теперь мы приглашаем вас на наш МИККИ ПАРК.Мы хотим устроить вам праздник.

Бумажное шоу.

 

Использование буктрейлер-технологии в дошкольных учреждениях

СОДЕРЖАНИЕ:

Краткое описание……………………………………………….……………3

Введение ………..……………………………………………….……………3

Буктрейлер – современный способ рекламы книги……….….………..….4

История появления буктрейлеров……………………………….….………6

Классификация буктрейлера………………….……………….…….………7

Основные этапы создания буктрейлера…………………….………………7

Описание основных этапов создания буктрейлера…….………….………9

Библиографический список………………………………………………..13

Приложения………… ……………………………………………………….14

 

Введение

Актуальность данной работы связана с тем, что в последние годы заметно изменился (резко понизился) статус чтения, стали совсем другими способы работы с печатным текстом, изменился перечень привлекательных для чтения детей книг, поменялись мотивы и стимулы чтения, а главное, изменилось отношение к чтению. «Такое положение сопряжено с большим социальным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно значимой информации, без него немыслима интеграция личности в жизнь общества»

Активизировать работу по приобщению детей к чтению необходимо, ведь детская книга важное средство социально-коммуникативного и познавательного развития, она помогает решить задачи, определённые в ФГОС ДО: обеспечивает усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, способствует развитию общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Приобщение дошкольников к книге и чтению осуществляют не только наш детский сад, но и другие социальные институты, главный из них – семья. ФГОС ДО определяет сотрудничество педагогов ДОУ с семьями воспитанников как один из основных принципов дошкольного образования. Такое взаимодействие обеспечивает приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества. Чтение относится к важным социокультурным практикам, без которых не может состояться полноценная личность и детский сад должен создать среду для читательского развития детей и для их родителей как организаторов семейного чтения.

К сожалению, многочисленные исследования доказывают, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребёнка. Детям мало читают в семье, но ещё хуже то, что они не видят читающих родителей, им некому подражать в столь важной развивающей деятельности как чтение.

Национальная программа поддержки и развития чтения до 2020 года, констатирует, что только 7% родителей читают постоянно своим детям. Концепция Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ подчёркивает, что не читающие родители – воспитывают не читающих детей. Уровень компетентности родителей в области приобщения детей к книге и чтению невысок. Им не хватает основополагающих знаний о важности для ребёнка чтения вслух, о смысле домашних библиотек не только для детей, но и взрослых членов семьи, о необходимости использования детской литературы разных жанров для воспитания и развития детей. Зачастую родители приобретают так называемые интерактивные книги, которые могут сами озвучивать текст, с другими книгами можно играть, в третьих можно рисовать и раскрашивать, а также собирать книгу – пазл или шнуровать. Взрослые, покупая такие книги, думают, что с их помощью могут и приобщить детей к чтению, и развить мелкую моторику рук, и слух музыкальный, и чувство прекрасного. Ну и самое главное, чтобы ребёнок сам себя занимал. Но к сожалению, к чтению данные книги не имеют никакого отношения. Во- первых, во время игры с такой книгой отсутствует тактильная и эмоциональная связь между ребёнком и родителем. Во-вторых, ребёнок не слышит живую речь, не ощущает отношение взрослого к данной книге. В-третьих, взрослый не акцентирует внимание ребёнка на изображения в книге, не называет предметы, и как следствие- у ребёнка не формируется понятие «слово – образ». Такой книгой ребёнок занимает себя сам: нажимает на кнопки, из динамика звучит речь. Но ребёнок не воспринимает данную информацию, так как занят другим делом. Таким образом, играя с интерактивными книгами, ребёнок начинает воспринимать книгу как игрушку.

Поэтому разъяснение родителям необходимости восстановления традиций семейного чтения, семейные походы в библиотеку, семейные квесты, семейные спектакли, развивающие настольные игры по прочитанным книгам, как культурной нормы развития дошкольников является важнейшей проблемой работы педагогов с семьями.

 

Буктрейлер – современный способ рекламы книги

Дошкольное учреждение может оказать помощь семье в формировании дошкольников как читателей, ведь здесь работают специалисты, владеющие методиками приобщения детей к книге, а мини-библиотека в нашем детском саду может стать центром читательского развития детей, объединяющим в привлекательных формах работу педагогов и родителей.

Как создать условия, чтобы учесть все перечисленные позитивные эмоции у ребёнка по отношению к процессу чтения? Эффективным средством решения этой задачи, с нашей точки зрения, можно рассматривать такую инновационную форму работы со старшими дошкольниками, как создание материала по анонсированию книги для привлечения внимания ребёнка к чтению художественного произведения – это буктрейлер.

Буктрейлер – это…

  • короткий видеоролик по мотивам книги;
  • видео аннотация книги;
  • ролик-миниатюра, тизер (teaser), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание.
  • это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство, электронные и интернет- технологии.

Цель таких роликов – пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимания к книге при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять её и почитать. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладываются на популярные видеохостинги, что способствует их активному распространению в сети Интернет.

Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребёнка к сюжету художественного произведения.

Для практикующих педагогов-дошкольников такая форма работы может рассматриваться как интересный опыт взаимодействия с дошкольниками и их родителями в процессе создания творческого продукта, что является не только средством приобщения ребёнка к чтению и средством развития личности ребёнка, но и является средством саморазвития педагога.

В этой связи такая форма работы с дошкольниками, как реализация деятельности по созданию буктрейлера, представляет интерес в условиях дошкольного учреждения.

Цель: способствовать формированию устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей посредством использования технологии «Буктрейлер».

Задачи:

        • внедрить в педагогическую практику буктрейлер – технологию (видеоролик) для популяризации чтения художественной литературы в семьях воспитанников;
  • повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников библиотеки, детей, родителей;
  • развивать у детей старшего дошкольного возраста умение договариваться о совместной деятельности и ее конечном продукте, распределять обязанности между собой, умение работать в команде;
  • пополнить фонд всех мини-библиотек дошкольной организации литературой: библиотеки методического кабинета, обеспечивающей реализацию ООП; групповых библиотек, удовлетворяющих интересы детей; библиотеки взаимообмена «Почитай-ка» для семейного чтения;
  • установить взаимодействие с городской Пушкинской библиотекой, расширить возможности доступа к книге у педагогов, родителей, детей;
  • провести серию детско-родительских мероприятий о книге, квесты, встреч с детскими писателями, музыкально-литературных развлечений, посвящённых детской литературе;
  • разработать методические рекомендации для педагогов ДОО по приобщению дошкольников к книге и чтению;
  • обучить родителей, обучающихся алгоритму снятия видеоролика и размещению его в сети Интернет.

 

История появления буктрейлеров

Идея создания буктрейлера зародилась в США, в России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Изначально буктрейлер предназначался для взрослых, суть создания – продвижение книги на рынке продаж.

История буктрейлера началась с 2002 года, однако популярность создания буктрейлеров получила в 2005 году благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в Европе и США не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги. Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо». На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.

В России одним из первых стал ролик на книгу Алексея Маврина «Псоглавцы». Есть в России и свой эксперт по буктрейлерам – переводчик и критик Лев Оборин, который примерно полтора года вёл на сайте Openspace.ru обзоры главных буктрейлеров месяца.

С целью популяризации книги и чтения в России также проводятся ежегодные конкурсы буктрейлеров. Летом 2012 г. прошёл первый конкурс буктрейлеров Videobooks, который устраивал московский книжный магазин DodoSpace. В ноябре 2012 г. стартовал первый Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров, который стал традиционным и проводится ежегодно.

 

 

 

 

Классификация буктрейлера

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Сейчас это мини – фильмы, экранизация отрывка произведения с привлечением профессиональных актёров или любителей и т.д. При создании буктрейлера используются иллюстрации, фотографии, развороты книг, видео, фоновую музыку и прочее.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры бывают:

  • игровые (мини-фильм по книге, видео можно снять самостоятельно

или использовать отрывки из экранизации книги);

  • неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными

разворотами, фотографиями и др.);

  • анимационные (мультфильм по книге).

По содержательной классификации встречаются:

  • повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
  • атмосферные или эмоциональные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
  • концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Создание буктрейлера должно быть ориентировано на четыре важных момента, а именно:

  • определить, на что бы вы хотели обратить внимание потенциального читателя, который смотрит ваш ролик;
  • какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачей;
  • проверить, подойдет ли видео или иллюстративный ряд выбранной

музыке (музыка обязательно должна сочетаться с информацией и картинками, положительно воздействовать на воображение зрителя);

  • решить, как в ролике будет представлен текст – появлением на слайдах, субтитрами или аудиозаписью вместо музыки.

Для создания буктрейлера потребуется минимальное техническое обеспечение:

  • микрофон, камера или фотоаппарат;
  • компьютер;
  • программы для звукозаписи, конвертирования видеофайлов, работы с фотографиями и картинками, нарезки и склеивания фильмов.

 

Основные этапы создания буктрейлера

Весь комплекс творческих дел направлен на то, чтобы рассказать детям о книге, заинтересовать читателя, создать мотивационную интригу, которая станет толчком для возникновения интереса у ребёнка к сюжету художественного произведения.

Проанализировав доступную нам литературу, подходящую по возрасту и интересу детям старшего дошкольного возраста, актуальной оказалась книга В.Даля «Война грибов с ягодами»- поучительная история с непредсказуемым финалом.

Нами был разработан план по созданию буктрейлера:

  1. Выбор литературного произведения.
  2. Подбор подходящих иллюстраций, видео и музыки.

Для создания видеоролика понадобятся следующие материалы для видеоряда:

        • Начальные и конечные титры, а также цитаты из рекламируемого произведения (если они предусмотрены в сценарии);
  • Фото, сканированные иллюстрации, разворот обложки с аннотацией, подходящие по смыслу картинки (свои или скаченные из сети Интернет);
  • Музыка или аудиозапись закадрового текста.
  • Техническое оборудование – микрофон. Аудиозапись должна быть качественной, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости.
  1. Описание короткого сюжетного текста по содержанию прочитанного.
  2. Съёмка видеоролика.
  3. Монтаж (склейка) видеоролика.

После того, как материалы собраны, можно накладывать звук на видео/изображения и заниматься редакторской работой. 

  1. Презентация книги посредством буктрейлера.

 

Описание основных этапов создания буктрейлера

  1. Выбор литературного произведения. Главное условие: сюжет книги, которая выбрана в качестве основы для создания буктрейлера, должен быть не знакомым детям. На этом этапе удобно провести работу по развитию творческого воображения дошкольников, используя приём «открытый финал произведения», тем самым предлагая детям придумать свой вариант финала книги. Такая творческая работа может быть интересной формой работы по взаимодействию с родителями воспитанников, в сотрудничестве с которыми появятся новые варианты финала. Такой творческий союз непременно станет инструментом для укрепления детско-родительских взаимоотношений, что является важной задачей взаимодействия детского сада и семьи.
  2. Подбор материалов для видеоряда. К подбору подходящих иллюстраций, видео-, аудиозаписей для буктрейлера мы привлекаем родителей воспитанников. Подбираем картинки, сканируем иллюстрации книги, снимаем своё видео или скачиваем видео по тематике в интернете (помним об авторском праве). Важно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда. Скачанное с интернета видео конвертируется в формат avi. Для этого мы используем программу FormatFactory (Фабрика форматов) – это многофункциональный и мощный конвертер медиа файлов. Программа удобная в использовании. При необходимости можно бесплатно загрузить с интернета. Так, например, для буктрейлера по книге В. Даля «Война грибов и ягод» были выбраны иллюстрации к книге, взятые с интернет – ресурсов, а также в ролике использовали аудиозапись сказки В. Даля «Война грибов и ягод». Все материалы обсуждаются и принимаются для работы активом мини – библиотеки совместно с родителями воспитанников. Видеоролик должен быть не более 3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание читателя.

Старайтесь скачивать из Интернета изображения без крупных значков чужой рекламы. Для редактирования фотографий используйте программы Paint.net. Бесплатно загрузите по рекомендуемой ссылке http://www.getpaint.net/download.html.

Для записи и редактирования необходимого аудиоматериала: голос, звуки, музыка, закадровый текст можно использовать программу Звукозапись (Пуск → Все программы → Стандартные → Звукозапись).

Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.

  1. Описание короткого сюжета. Сюжет для постановки буктрейлера разрабатывается активом мини – библиотеки совместно с родителями воспитанников. Обсуждение и разработка будущего буктрейлера проходит в мини-библиотеке ДОУ. В ходе обсуждения обговаривается в какой последовательности будут размещаться кадры, иллюстрации, части видео и аудиозаписей. Все прописывается в сценарии. Обязательным требованием в разработке и написании сюжета является учёт мотивационной интриги, посредством которой к содержанию будет приковано внимание будущих зрителей, должна стать определяющей при написании сценария. Это необходимо, чтобы ребёнку непременно захотелось узнать, как будут развиваться события в книге, которую рекламируют в сюжете.
  2. Съёмка видеоролика. Съёмка видеоролика проводится согласно разработанному сюжету буктрейлера родителями воспитанников либо педагогами ДОУ в домашних условиях, на природе и мини – библиотеке ДОУ на мобильное устройство, видеокамеру. Съёмка длится не более 5 – 7 минут. На видео ребёнок рассказывает зрителям о выбранном литературном произведении, о главных (любимых) героях, о том, чем именно нравится это произведение. При монтаже (склейке), видео разделяется на части.
  3. Монтаж (склейка) буктрейлера. Для работы с аудио и видео файлами мы использовали программы SonyVegasPro16, VirtualDab, MicrosoftPowerPoint. На начальном этапе мы проходили обучение по работе с данными программами. Затем обучили работе с этими программами родителей воспитанников. На данном этапе вырезается / склеивается несколько фрагментов видео, добавляется звуковая дорожка, изменяется размер видео, субтитры и т.д.. На видео накладываются эффекты, переходы на разнообразную музыку, потом готовый буктрейлер записывается на жесткий диск ПК или другой носитель. Технические и постановочные требования к созданию ролика следующие: сценарий для видеозаписи не более 2-3 минут, так как это оптимальное время, чтобы удержать внимание зрителя, в нашем случае – внимание дошкольника.
  4. Презентация книги посредством видеоролика. Презентация буктрейлера проходит в музыкальном зале ДОУ во вторую половину дня. Активом мини – библиотеки выбирается ответственный за подготовку и презентацию буктрейлера, который анонсирует показ очередного буктрейлера, готовится зал для просмотра. Перед презентацией буктрейлера представляет его дошкольникам, затем начинается просмотр. После презентации буктрейлера обязательно демонстрируется книга, по поводу которой он снимался, проводится беседа о содержании книги, демонстрируются фрагменты содержания как этюд на тему данного произведения в форме кукольного театра или драматизации.

Представление детям других возрастных групп дошкольного учреждения собственного видеофильма вызывало интерес у всех ребят. Им тоже хотелось придумывать сценарий и сниматься в кино о новой книге. Следующие буктрейлеры снимаются и монтируются раз месяц.

После проведения вышеописанных мер по повышению интереса у ребёнка к сюжету художественного произведения задачи и цели, поставленные нами в начале деятельности были достигнуты. Активный спрос у детей к библиотеке и её ассортименту появился достаточно скоро. Родители также приобщились к просвещению и поддержанию читательского интереса себя и своих детей.

Системный подход в работе на основе буктрейлер технологии дал положительный результат в формировании читательского интереса у детей и помог сближению всех участников образовательного процесса.

Просмотр зрителями-воспитанниками, не участвовавшими в создании ролика, не только заинтересовал детей, но и вызвал интерес к чтению, к библиотеке.

Полагаем, что создание буктрейлеров для приобщения дошкольников к книге и чтению через взаимодействие педагогов и родителей в мини- библиотеке детского сада оказалась продуктивной, т.к. основана на принципах системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости.

Можно попытаться пересказать за две минуты сюжет сказки, рассказа или романа, можно инсценировать начало произведения или его ключевой момент, можно заснять реакцию читателей, а можно попытаться придумать что-то совсем оригинальное и новаторское. Главное – зацепить внимание потенциального читателя и побудить к чтению (или хотя бы – повторному просмотру буктрейлера).