Укрепление и сохранение здоровья младших школьников на уроке.

ФИО: Данилова А.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2602
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Укрепление и сохранение здоровья младших школьников на уроке.
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Статья. 

Укрепление и сохранение здоровья младших школьников на уроке.

Данилова Анастасия Викторовна

                        учитель начальных классов МБОУ «СОШ №35» г. Чебоксары 

    Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их здоровье или обучение”. 

  За последние 7 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,6 раза. За время обучения 68 % функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 5 – 6 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 4 раза – органов пищеварения, в 3 раза – число нервно-психических расстройств.                                                               Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и начальная школа. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и в школе, оказался одним из периодов, в течение, которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов.                                         

       Перед учителем начальных классов остро стоит вопрос, как помочь детям получить образование без ущерба для здоровья?                                                             Поступление ребенка в школу – первая большая и серьезная ступень в его жизни. Мы стремимся, чтобы наши ученики  хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар, который дает человеку природа. Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы – это рациональная организация урока.   Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровье сберегающей педагогики: “Не навреди!”   

     Учитываем следующие требования при построении своих уроков:                                1.Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме.  Сюда относятся: поддержание благоприятной температуры и влажности воздуха в классе, правильное освещение рабочего места, парты, подобранные по росту школьников, учебники, соответствующие необходимым требованиям полиграфии, регламентированное время пребывания у мониторов, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.                                                 2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 3- 8 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач).  Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 5-8 минут. 3.Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут. На уроках стараемся максимально активизировать дифференцированное, проблемное, диалоговое, рефлексивное обучение, использовать разные виды и формы коллективной мыслительной деятельности. Фронтальная форма организации деятельности требует от ребенка серьезного напряжения и концентрации, так как протекает под внешним давлением учителя. А это ведет к повышенной утомляемости, эмоциональному дискомфорту, низкой вовлеченности в совместную деятельность, работают только сильные ученики. Индивидуальная работа ведется на каждом уроке, как с сильными, так и со слабыми учениками. 

             Так, на уроке математики при решении составных задач после самостоятельного прочтения условии задачи ученики, которые смогут решить эту задачу самостоятельно, решают ее. Остальные разбирают условие задачи вместе с учителем. После первоначального разбора задачи, ученики которые поняли, как решается задача, записывают решение. И, наконец, ученикам, которые не до конца поняли решение, учитель объясняет в третий раз. Один из них записывает решение у доски. 

         Немаловажную роль в решении этой проблемы играет технология коллективной мыслительной деятельности, которая в отличие от традиционной организации урока, стимулирует как мыслительные, так и двигательные функции организма за счет активной работы в микрогруппах.                                                 Так на уроке чтения вовремя словарной работы дети, распределившись по группам, находят значения непонятных слов в словарях, затем объясняют это слово всему классу. 

     На уроках используем различные формы фантазирования. Важно постоянно ставить детей в ситуацию аргументированного выбора: нужно чистить зубы или не нужно; заниматься физкультурой или нет; беречь себя или относиться к себе безразлично. В такую ситуацию, например, ребенок попадает, участвуя в игре «Хорошо и Плохо». Эта игра дает возможность постепенно подвести ребенка к мысли о противоречивости окружающего мира и научить его творчески решать свои жизненные задачи.

        Забота о здоровье детей подводит учителя к широкому использованию в практике нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки-конкурсы, уроки фантазии, уроки-экскурсии. На уроке-экскурсии по теме «Растения» надо найти лекарственное растение подорожник. В народе его называют «порезник». Это связано с его ранозаживляющим свойством.   

     Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во время урока. В классе часто занимаемся в режиме динамических поз: дети сидят, выполняя письменную работу, выполнили – встают, чтобы дождаться остальных. В свои уроки стараемся включать элементы технологии В.Ф. Базарного.  Вместо традиционной сгорбленной сидячей позы – режим меняющихся поз, когда можно стоя и сидя работать в течение урока. Вместо близорукого обучения, когда взгляд прикован к столу, – поиск необходимой информации на большом расстоянии.

       Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения обязательно на каждом уроке проводим оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, танцевальные минутки (произвольные) под музыку. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

   У первоклассников повышенная утомляемость, поэтому на уроке часто меняем  вид деятельности, предлагаем  разные задания, используем  интересный материал, вводим  в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запоминают лучше то, что интересно. Например, чтобы дети лучше запомнили букву, предлагаем им пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, вырезать ее из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы, найти в кассе букв, а затем и среди других, разнообразных или написанных несколько иным шрифтом. Ученики дописывают недостающие элементы букв, играя в «Поставь буквы правильно». 

          Танцевальные минутки проводим под популярную детскую мелодию или используем классические произведения. Например, предлагаем учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащие листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и т.п.                                                                         Кроме того, определяем и фиксируем психологический климат на уроке, проводим эмоциональную разрядку.                                                                              Большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни имеют интегрированные уроки.

              Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. 

     В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж. Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 

                                                  Приложение

 Критерии урока с точки зрения здоровьесбережения. 

Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока
      рациональный  недостаточно-рациональный  нерациональный 
1.  Плотность урока  не менее 60% и не более 75-80%  85-90%  более 90% 
2.  Количество видов учебной деятельности  4-8 2-3  1-2 
3.  Средняя продолжительность различных видов деятельности  не более 10 мин.  11-15 мин.  более 15-20 мин. 
4.  Частота чередования различных видов учебной деятельности  смена не позже чем 5-8 мин.  смена через 11-15 мин.  смена через 15-20 мин. 
5.  Количество видов преподавания  не менее 3-х 
6.  Чередование видов преподавания  не позже чем 10-15 мин.  через 15-20 мин.  не чередуется 
7.  Наличие эмоциональных разрядок (количество)  2-3  нет 
8.  Место и длительность применения ТСО  в соответствии с гигиеническими нормами  с частичным соблюдением гигиенических норм   в произвольной форме 
9.  Чередование позы  поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся  имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся  частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем 
10.  Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток  на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 1 физкультминутка с неправильным содержанием и продолжительностью  отсутствует 
11.  Психологический климат  преобладают положительные эмоции  имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный  преобладают отрицательные эмоции 
12.  Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности  не ранее 40 мин.  не ранее 35-37 мин.  до 30 мин. 

   

Анализ урока 

с позиции здоровьесбережения 

  1. Санитарно-гигиенические условия классного помещения:
  • температурный режим.
  • режим проветривания.
  • рациональное освещение класса и доски.
  • рассаживание учащихся в соответствии с мебелью.
  • рациональное использование образовательного пространства класса.
  1. Постановка здоровьесберегающих задач урока.

    Мотивация учащихся на сохранение и укрепление здоровья.

  1. Средняя продолжительность и частота различных видов деятельности.(норма 5-8 минут).
  2. Количество и чередование методов преподавания (норма не менее трех через 10-15 минут).
  3. Поза учащихся. Чередование позы в соответствии с видом деятельности. Реальная роль учителя в формировании правильной позы учащихся.
  4. Содержание, продолжительность и эффективность оздоровительных моментов на уроке:
  • физкультминутки.
  • динамические паузы.
  • минутки релаксации.
  • дыхательная гимнастика.
  • гимнастика для глаз.
  • массаж биологически активных точек.
  • работа в режиме смены зрительных горизонтов (норма 2 раза за урок на 10-15 мин., на 25-30 мин.).
  1. Психологический климат на уроке:
  • взаимоотношения между учителем и учениками.
  • взаимоотношения между учениками.
  • наличие на уроке эмоциональной разрядки.
  • наличие познавательной активности, интереса.
  1. Плотность урока.

    (60%-80% времени урока отводится учебной деятельности).

  1. Роль отметки, оценки знаний.
  2. Объем домашнего задания.
  3. Темп окончания урока.
  4. Оценка урока учащимися.