“Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования обучающихся основной школы”

ФИО: Яковлева Г.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2615
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: "Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования обучающихся основной школы"
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Внеурочная деятельность как механизм повышения качества образования обучающихся основной школы

 Г.П. Яковлева, учитель истории   

М.П. Селянинова, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» г. Чебоксары

 

Аннотация. В современном обществе неуклонно возрастает значение качественного образования, с его развитием связывают духовный, культурный и нравственный потенциал общества. Авторы статьи считают, что одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности является экскурсия, направленная на достижение личностных и метапредметных результатов образования, а также на установление прочной связи с урочной деятельностью.

Ключевые слова. Качественное образования, экскурсии как форма внеурочной работы, совместная творческая деятельность подростков и учителя.

Основная образовательная программа общего образования в рамках ФГОС реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, для учета личностных особенностей педагогов и школьников, для реальной индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания детей, для их эффективной социальной адаптации, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. Какой бы ни был предмет: биология, история России, литература и русский язык, математика, география, обществознание, физика, информатика, химия или астрономия — детям всегда интересней выбраться за пределы родной школы и изучать его, находясь в музее, на фабрике или заводе, в художественной галерее, на улицах и площадях города, в национальном парке, в усадьбе, планетариина автобусной экскурсии по городу. 

Очевидно, что качественное образование требует выхода за пределы школы, осмысленного погружения в окружающий мир, который становится богатейшей развивающей средой. Только информатизация не может заменить путешествий по своему городу, краю, стране. 

Одним из наиболее эффективных механизмов организации качественного учебного процесса является опора на принцип развивающего и воспитывающего обучения, который представляет собой фундамент экскурсий. Экскурсии как форма внеурочной работы является комплексным средством всестороннего развития подрастающего поколения, вовлечения учащихся в активное познание и освоение окружающего мира. Находясь на экскурсии, школьник словно забывает об основной учебной деятельности, формализованные отношения образовательного учреждения уходят на задний план, образуя фон. 

Каникулы – лучшее время для школьников для того чтобы открывать мир для себя и себя в этом мире, осваивать свободное пространство времени, пытаться узнать о чем-нибудь, причем абсолютно добровольно и всегда с удовольствием.  Экскурсионные мероприятия в дни школьных каникул направлены на закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания учебных программ, повышение интереса обучающихся к учебным предметам, формирование умений применять полученные знания для решения практических задач, развития ученического потенциала в исследовательской деятельности. 

В МБОУ «СОШ № 35» г. Чебоксары при изучении предметных областей «Филология» и «Общественно-научные предметы», которые должны обеспечить формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; формирование личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации, с 2017 года активно используется такая форма внеурочной деятельности как экскурсии. Учителя русского языка и литературы и истории совместно с учащимися основной школы разрабатывают и реализовывают программы экскурсионных поездок. 

Школьные экскурсии дают детям очень многое, а что-то дети могут почерпнуть и вовсе только в таких поездках. 

Во-первых, школьники получают знания по литературе, истории, обществознанию, культуре родного края.  Историко-мемориальный центр-музей И. А. Гончарова, музей-мемориал В.И. Ленина и музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» в Ульяновске, литературный музей Марины Цветаевой, дом-музей И. И. Шишкина в Елабуге, музей детства А. М. Горького «Домик Каширина» и музей-квартира А. М. Горького в Нижнем Новгороде, музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи в Саранске – музейные учреждения, в которых процесс приобретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями, приобщая школьников к реальным свидетелям истории, к раритетам отечественной и мировой культуры.

Во-вторых, дети погружаются в «реальную жизнь» с помощью оригинального метода обучения и конкретного занятия по совершенствованию практического мастерства, проводимого специалистом в определённой области творческой деятельности – мастер – класса.  Секреты изготовления стеклянных елочных игрушек ребята постигали, не только знакомившись с производством фабрики «Ариэль» в Нижнем Новгороде, но и через изготовление собственной игрушки к Новому году. АО «Хохломская роспись» открыла двери цехов предприятия, мастерских художников и дала возможность побывать на мастер-классе по росписи матрешки. Вовлечение учеников в активную деятельность по освоению мастерства было частью экскурсий в   Музей истории шоколада «Криолло», Музей мороженого «Артико» в Кирове, «Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Щёлоковский хутор» в Нижнем Новгороде.

В-третьих, путешествия лучше всего развивают в детях самостоятельность, независимость от взрослых и умение жить в коллективе. Общение с детьми в свободной обстановке имеет существенное значение и для самого учителя, так как помогает лучше узнать своих учеников, открывает новые стороны личности самого учителя, дает ощущение необходимости и значимости работы.

Таким образом, совместная творческая деятельность подростков и учителя в процессе экскурсионных мероприятий даёт возможность школьнику утвердиться в своей среде, завоевать авторитет, пережить ситуацию успеха в познавательной деятельности, школьники будут развиваться гармонично и получат всесторонние знания и яркие, глубоко запоминающиеся моменты, которые помогут преподавателю быстро и эффективно освоить с группой школьников программу по любому предмету.