- Организационный момент
ГОЛОСОВОЙ НОВИГАТОР(Продолжайте движение. Вы прибыли в пункт назначения –подготовительная группа «Солнышко»)
В:-Здравствуйте, это подготовительная группа «Солнышко»?,
меня зовут Хаишат Хазреталиевна.
-Здравствуйте!Хаишат Хазреталиевна!
-А мы Вас ждали!
В:- Рада видеть всех вас.
Пусть этот день станет днём новых открытий для каждого из нас. Пожелаем друг другу успеха и прекрасного настроения.
-(ПРИВЕТСТВИЕ)
В: Сегодня мы будем открывать тайны природы. А где их лучше всего открывать? ( На природе)
Воспитатель: Ребята, в жизни каждого человека есть увлечение.
Вот и я в свободное от работы время люблю совершать пешие прогулки по красивым местам родного края и снимать на фотоаппарат.
А как называется наш край ребята?
Дети: Кабардино-Балкарская республика.
Воспитатель: Правильно. Молодцы!
Сегодня я собираюсь в горы и приглашаю вас с собой.
В: Сегодня у нас будет очень интересный и познавательный маршрут.
Ребята,перед нами две дороги: одна (длинный путь) по которой все едут на транспорте, и вторая (короткий путь) – вдоль берега реки, его выбирают пешие туристы. А какой путь выберете вы?
(Ответы детей)
-Почему, кто скажет?
-Потому что ,мы пойдём пешком.
Вос-ль: Ребята, выбранный вами путь – это тропинка , которая ведет в горы Нас ждет много препятствий, а в конце пути-сюрприз!
Скажите, что нужно соблюдать и детям, и взрослым на природе? (Правила поведения в природе)
«Правила безопасного поведения в природе»:
- Не загрязняй природу, убирай за собой мусор.
- Не ломай ветки и не срезай кору с деревьев.
- Не вырывай растения с корнями, не губи красоту живой природы.
- Не лови лесных обитателей, помни, что ты на природе в гостях.
- Не разрушай муравейники и норы лесных обитателей.
- Не трогай и не забирай домой птенцов, насекомых и диких зверушек.
- Не шумите сами и не позволяйте шуметь другим.
под песню «Если с другом вышел в путь», авторы Михаил Танич и Владимир Шаинский)
Вос-ль: Наш путь мы будем прослеживать по голосовому новигатору
Ребята,обратите внимание на схему нашего сегодняшнего голосового маршрута.
-Кто скажет, что на схеме маршрута? ( гора, неизвестный пункт)
Воспит : Нажимаем на первую картинку и узнаем направление нашего пути.. (ГОЛОС)
Вос-ль: Итак ребята нам пора двигаться дальше. Нажимаем на схему .
(голос )
Эти горы далеко,
К ним добраться нелегко:
Через горы и овраги
(Ходьба на цыпочках)
Через камни и коряги
(Прыжки на двух ногах)
Под еловыми кустами
(В полуприсяде)
Да сосновыми мостами
(Приставным шагом)
Вот и горы впереди –
Выходи и погляди!
Вос-ль: Ребята, посмотрите мы дошли до горы. Как здесь красиво.
-Ух ты! Какая она высокая!
Давайте сделаем снимок на память.
-Кого вы видите на вершине?
-Орла.
-А вы знаете, что орел может видеть в четыре-пять раз дальше ,чем мы с вами.
-Мы с вами находимся возле горы Бедык.
-Какие горы КБР вы знаете?
(перечисляют Чегет, Дыхтау, Эльбрус )
Как Кабардинцы называют Эльбрус? «Ошхамахо»,
А балкарцы называют его – «Минги – Тау», что в переводе означает «гора Счастья».
-А вы были в горах с родителями?
Воспитатель: Горы – это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Посмотрите вокруг нас лежат камешки. Давайте возьмем их присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней.
– Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
-Какие ваши камешки по размеру? (Ответы детей).
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь?
(Крапинки, ямочки, узоры и т. д.).
– Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну.
–Как человек использует камень?
(Ответы детей )
– Из камней строят башни, мосты ,дороги и дома..
В: Ребята, напомните мне ,как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи.
Воспитатель: Правильно, геологи.
Каким должен быть геолог ребята?
Дети-Геолог должен быть сильным и смелым, ловким, умным, находчивым , бесстрашным …..
-Что бы быть такими – же сильными и смелыми мы с вами немного потренируемся.
Стоит гора – старушка- До небес макушка, (Дети поднимаются на носки.)
Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук.)
Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук.)
Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам.)
Камешки теряет. (Качают головой.)
И каждый день, и каждую ночь (Дети разбегаются и присаживаются.)
Катятся, катятся камешки прочь.
Помогите мне ребята ,я кажется застряла в зарослях.
-Ой. ребята посмотрите здесь что то есть . Мальчики, давайте вы отодвиньте этот камень, а девочки уберите заросли. Я же вам обещала, что нас ждет сюрпиз.
Вот он наш сюрприз. Что это ребята?
ПЕЩЕРА
Правильно Это БЕДЫКСКАЯ ПЕЩЕРА.
– Что же такое пещера? Как она появилась в горе? Кто проделал эти ходы?
(предположения детей)
– Пещера-это пустоты в горе с выходом наружу. И сделала это обычная вода. На протяжении тысячи лет она старательно растворяла и размывала камень и создавала подземные лабиринты.
– Пещеры служили жилищем для животных и первобытного человека.
– На самом деле, пещера – это что-то таинственное и завораживающее,
хранящее много загадок. Я предлагаю вам стать отважными исследователями пещер. А таких исследователей ещё называют –спелеологами(словарная работа)
– Как вы думаете, какими качествами должны обладать спелеологи?
(смелость, выносливость, храбрость, смекалка, настойчивость)
-Посмотрите! вы видите эти большие сосульки, которые растут сверху вниз и снизу вверх, как будто из земли? В пещере в холодное время года намерзают красивые ледовые сталагмиты, сталактиты.
Если образование находится на потолке в виде сосулек, то это сталактит; если же на полу в форме колышков — это сталагмит.
-Повторите это слово ещё раз.
-Давайте ребята все вместе скажем
СТА /ЛАК /ТИТ СТА / ЛАГ/ МИТ
Дети-(ребенок) Что это такое? Это река?
( или воспитатель –Посмотрите какое чудо! Что это ребята?)
Воспит.: Молодец ____________ правильно заметил, какой ты наблюдательный, это МОЛОЧНАЯ РЕКА – как в сказках.
-А в какой сказке встречаются молочные реки с кисельными берегами ?
-Дети- в русской народной сказке Гуси -Лебеди
-Правильно. Какие вы молодцы.
-Молочные реки бывают только в пещерах. Они образуются в результате большого содержания гипса или известняка в стекающей воде.
-Ребята, я придумала ,что-то интересное.
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. Посмотрите , что здесь?
– Вода
Какого цвета вода?
-Вода прозрачного цвета.
Перед вами тарелочки с гипсом. Рассмотрите его. На что он похож? (На муку, на крахмал…)
В: Какой он на вид? (белый, не прозрачный, рыхлый)-
Гипс – это белый, не прозрачный, рыхлый, со слабым запахом, сыпучий, мягкий, не держащий форму порошок. Похожий на муку или крахмал.
Воспитатель. Медленно насыпьте гипсовый порошок в воду и перемешайте ложкой. Размешайте все комочки . Какая стала наша вода?
-Здесь должен быть еще один указатель. Вот он ребята.
( Поверните направо(налево) черед 5 метров придете в группу)
Вот мы и вернулись в группу.
-Ребята давайте присядем в кружочек.
Майнд-карт
-Скажите ребята, где мы с вами сегодня побывали?
-Что нового и интересного вы узнали?
-А что больше всего вам понравилось?
-Что интересного произошло с вами в пути?
– Какую форму имеет вход в пещеру? (Арка)
-Что можно увидеть на стенах пещеры? (Рисунки)