Мастер-класс: “Использование змейки В.В.Воскобовича в образовательной деятельности” в ДОУ

ФИО: Тхагапсоева М.Х.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2681
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс: "Использование змейки В.В.Воскобовича в образовательной деятельности" в ДОУ
Итоговая оценка: 1 место,  91 баллов(-а)



«Игра – это огромное светлое окно, 
через которое в духовный мир ребенка 
вливается живительный поток представлений, 
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский

– Сейчас я предлагаю вам поближе познакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания. Первые игры Воскобовича появились еще в 90-х. “Геоконт” , “Игровой квадрат” (сейчас это “Квадрат Воскобовича”) сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше                                                                                                  

К достоинствам развивающих игр В.В. Воскобовича можно отнести:

Широкий возрастной диапазон участников игр.

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач:

Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы;

Узнает и запоминает цвет или форму;

Учиться считать, ориентироваться в пространстве;

Тренирует мелкую моторику рук;

Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Вариативность игровых заданий и упражнений.

– А сейчас я познакомлю вас еще с одной игрой из технологии «Сказочные лабиринты» – «Геоконт».

В народе эту игру называют “дощечкой с гвоздиками”. Но для ребят – это не просто доска, а сказка – “Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». На игровое поле “Геоконт” нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются “паутинки” (разноцветная резинка), и 

получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Следующая игра-«Игра- ходилка » на коврографе «Ларчик». Не секрет ,что дети очень любят эту игру. Это увликательно, это азартно  и это драйв. Поэтому именно в игре ходилки им легко что-то осваивать ,что-то изучать, поэтому мне кажется, что это прекрасный вариант для занятий. Задания на коврографе могут быть совсем разные, все зависит от того, что сейчас нужно отработать с ребенком, если это например формирование целостной картины мира, то конечно будет больше насекомых, птиц. Самое замечательное здесь то, что это не стационарная игра-ходилка,здесь оно может быть каждый раз новым. Это обеспечивает не ослабевающий интерес ребенка.

А игра « Чудо-цветик» переносит детей на поляну Чудесных цветов Фиолетового Леса, где пчелка Жужа не может разгадать тайну загадочных разноцветных цветов, растущих там. Малыши собирают из лепестков цветы, строят башни, складывают из деталей забавные фигурки по предложенным схемам или придумывают свои силуэты. В ходе игры дети обучаются счету, учатся сравнивать, усваивают понятия « больше-меньше»,поровну.               

В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности Самое главное, что отличает игры Воскобовича от других. Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки-задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусеница  Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.

Также особенностью игр Воскобовича является Сказочная огранка.

Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.

Фиолетовый цвет – в интерпретации психологов это цвет творчества

Как будет выглядеть ваш лес – придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, сделать аппликации из ткани, как сделали мы. Здесь тканевая основа фетр.

В данную развивающую среду входят все элементы игр, созданные В. Воскобовичем.

Сказочный мир «Фиолетового леса»

«Фиолетовый лес» –  это развивающая сенсорная среда,  фиолетовый цвет достаточно хорошо активизирует детское мышление. Он хорошо влияет на нервную систему, повышает творческий потенциал и даже излечивает от бессонницы.

Фиолетовый лес соответствует всем требованиям, которым должна отвечать развивающая среда по ФГОС. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует Воскобович в своих пособиях и сенсорной среде.

Квадрат Воскобовича является эффективной игрой, которая формирует у ребёнка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие психологические процессы. Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с лёгкостью сделают домик с зелёной крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры.    

Следующая замечательная развивающая игра от питерского изобретателя Вячеслава Воскобовича.

Это змейка. Выглядит она очень просто – это треугольники, наклеенные на прочную тканевую основу.

С одной стороны красно-зеленые

С другой желто-синие

За этой простотой скрываются просто неисчерпаемые возможности для развития пространственного мышления у взрослых и детей. И сегодня мы с вами ее изготовим. Для этого нам понадобится тканевая основа 10х40 см, 8 красных, 8 зеленых, 8 синих и 8 желтых треугольника. Кроме этого жидкий клей и клей пистолет. Давайте мы возьмём нашу тканевую основу и распределим на ней наши треугольники, с расстоянием по 0,5 см. Сначало мы приклеиваем треугольники жёлтого и голубого цвета как на слайде. Наносим клей на каждый угол треугольников. Таким же образом приклеиваем вторую сторону нашей змейки с красными и зелёными треугольниками. Наша змейка готова!  

Змейку можно складывать и сворачивать по любым сгибам, получая все новые и новые фигуры. Само по себе увлекательное занятие. Давайте теперь мы с вами изобразим несколько персонажей из фиолетового леса (гусеница Фифа, ворон  Метр).

Кстати, все фигуры имеют свои названия, что очень нравится деткам. Согласитесь, интереснее складывать “гусеницу” или “ворона”, чем абстрактную фигуру.

Конструирование можно разделить на 3 уровня сложности:                               

1 уровень-плоскостные фигуры. Далее 2 уровень – цветовые фигуры.3 уровень-объемные фигуры.                                                                          Лучше приступать, когда плоскостные уже пройдены хотя бы наполовину и ребенок уже усвоил основные приемы складывания.

Игра очень занимательная, хорошо развивает мелкую моторику, творческие способности и интеллект.

     Как гласит китайская мудрость: Покажи и я запомню

                                                              Дай мне сделать самому-и я научусь.