Технологическая карта урока русского языка в 3классе по теме: “Обобщение по теме: “Глагол”

ФИО: Желдашева Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2684
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства для работников образовательных организаций «Учитель-профессионал», в рамках федерального проекта Современная школа
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока русского языка в 3классе по теме: "Обобщение по теме: "Глагол"
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе.

 Тема: “Глагол. Обобщение.”

Желдашева Лена Амдулчеримовна, учитель начальных классов

МКОУ «Прогимназия» с.п.Атажукино, Баксанского муниципального района, КБР

 

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: Урок обобщения и систематизаций
Тема урока: “Глагол. Обобщение.”
Цель урока: актуализировать знания детей о глаголе как части речи; расширить представления учащихся о значении глагола; работать над расширением активного словарного запаса учащихся.
Задачи урока 1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

– уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

– формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в своей системе знаний;

–  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

– развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения;

– использование проектной деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

– уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

– формирование умения взаимодействовать в статичных парах, в группе.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы, разбирать слова по составу, находить основу предложения

Панируемые результаты: Предметные 

 Осознавать глагол как часть речи, использовать специальную терминологию при определении этой части речи, распознавать глаголы в речи, записывать текст по памяти.

Метапредметные 

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

– устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 – определять общие для всех правила поведения;

 – определять правила работы в парах, в группах;

 – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 – определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 – формулировать учебные задачи;

 – учить планировать свою деятельность на уроке;

 – высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  – отличать верно выполненное задание от неверного;

  – осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике, тетради;

 – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; 

– строить речевое высказывание в устной форме; 

– выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; 

– устанавливать причинно-следственные связи; 

– делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; 

–  моделировать информацию;

– уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 – слушать и понимать речь других;

– формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

–  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Место урока в системе уроков: Урок – обобщения  и систематизации полученных знаний.
Методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, стимулирования и мотивации.
Форма учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основные понятия и термины: глагол

орфограмма

часть речи

пликерсы

Межпредметные связи Литературное чтение, математика, кабардино-черкесский язык, финансовая грамотность.
Оборудование: презентация,

коды  для индивидуальной работы,

карточки для работы в паре,

наглядность для оценивания знаний учащихся на уроке, 

учебник русского языка, 

компьютер,

мультимедийный проектор, экран.

Технологии, формы, методы и приемы организации деятельности учителя и обучающихся. Игровые технологии

 

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность

учеников

Обучающие и развивающие задания каждого этапа Формируемые УУД
1.Мотивация учебной деятельности. 

Цель: – сформировать самооценку готовности к уроку, мотивировать на «успех»,

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

способствовать формированию положительной учебной мотивации.

Создает эмоциональный настрой на урок Слушают, воспринимают, настраиваются на работу. 

троят  монологическое  высказывание,  участвуют  в  учебном  диалоге.

Начинаем наш урок

– Сегодня у нас много гостей  и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание.

Хороший гость – и радость, и во благо.

Скажу ему адыгское «Къеблагъэ!»

Пожалует хоть летом, хоть зимой.

Приму его – он гость желанный мой.

Присловье мудрое адыгов:

«Гость – это благо!»

Так скажем вместе им душевное «Къеблагъэ!»

Мы знаем, что гость долго не задерживается и замечает очень многое, а мы   постараемся, чтобы они заметили только хорошее. 

 Улыбнулись  друг другу, улыбнитесь нашим гостьям и тихонечко садимся.

Давайте вспомним правила поведения на уроке

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

На уроке нужно говорить четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Будь прилежен на уроке.

Не болтай: ты не сорока.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу —

Подними спокойно руку.

Личностные  УУД: самооценка готовности к уроку.

Метапредметные УУД:  Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Коммуникативные:

Умение слушать и слышать.

2.Значимость предмета

Цель:определить важность данного предмета

-У нас урок русского  языка.

Для чего нам нужен русский язык?

-Я считаю, что изучать русский язык необходимо, так как мы родились и живем в России. 

-Благодаря русскому языку люди разной нации  могут найти общий язык. в этом и заключается  важнейшая  функция языка.

Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации.
А какой язык у нас родной?

-Родной язык важен для нас, не забывайте ребята никогда об этом. Не зная своего родного языка, ты не сможешь выучить другие языки. Об этом говорят строки Алима Кешокова.

 Адыгэбзэр зэзмыгъащ1эу 

Урысыбзэр сщ1эн слъэк1акъым…

Личностные УУД:  умение 

формулировать значимость русского языка.

Метапредметные УУД:

 целеполагание.

умение высказывать свою точку зрения.

Регулятивные: прогнозирование.

3. Минутка чистописания Следить за осанками учеников и за правильным написанием буквы В в Повторить 

 правильное написание буквы В в

Кто  из вас знает, кто  же такой исследователь? 

А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре

Давайте обратимся к словарю, ребята,  и поищем значение этого слова.

 « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями».

А вы знаете как по кабардинский будет исследователь?  Къэхутак1уэ

А вы были исследователями? Какие исследования вы проводили?

–  У каждого из вас есть листы оценивания и вы будете оценивать себя.

-Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений -это будут ваши тетради.

– Откройте тетради и запишите  дату исследования и место проведения работы.

 Начнём с чистописания.

-Какую букву будем писать на минутке чистописания узнаете, если отгадаете загадку:

Раскрывает почки

  В зеленые листочки.

  Деревья одевает,

Посевы поливает,

Движением полна,

Зовут её… (Весна)

– А какое сейчас время года? 

По каким признакам вы узнали, что наступила весна?

-Что за праздник отмечают кабардинцы весной?

– Я взяла первую букву этого слова. 

– Какая буква стоит в начале слова «весна»?

– Охарактеризуйте звук буквы в.[ в ] – согл., звон., парн., мягк.

– На минутке чистописания мы с вами будем писать заглавную и строчную буквы Вв.

Вв  Вв Вв

Запишем слова на доске с буквой в

Весна, веснушки, веснянка.

Коммуникативные УУД.  

Работа в тетрадях.

Уметь оформлять мысли  в письменной форме

4.Словарно-орфографическая работа.  Актуализация знаний.  – Прочитайте слова на доске. (Весна, веснушки, веснянка.) 
– Как называются такие слова? (Однокоренные, родственные.) -Что такое корень?
– Какие слова вам знакомы? (Весна, веснушки.)

Закончи мои высказывания: 
Первого марта наступила …(весна). 

На носу и на щеках появились…(веснушки)
– Какое слово осталось? (Веснянка) 

Посмотрите в словари и найдите значение этого слова.

Рассказ о веснянке.

-Давайте запишем слово ВЕСНЯНКА в словарики и поставьте ударение.

– У каждого народа есть свои обычаи. У  нас одним из которых является  маф1эщхьэджэд.

Будем работать по тексту.

В древности родились у народа песни, обращенные к приходу в…сны – так называемые «веснянки». Дети в эти дни должны были залезали  на  крыши из… и распели  песни-веснянки. К этому празднику матери выпекают  печенье в виде птиц жаворонков. Дети кричали: «Летите, скорее, скворушки,  к нам! З.ма нам но.ки  поморозит». 

А сейчас, внимание, на экран – приглашаю вас на орфографическую разминку. Проведём 

словарную работу. Перед вами тетрадные листы и ручки.  На экране появляется предметы,  

запишите названия этих предметов (дети записывают словарные слова). Выделите  в 

словах  опасные места. 

На экране появляются слова, дети проверяют и оценивают свои работы. 

О чём этот текст? 

Как можно озаглавить текст?

Выписать 3 предложение и найти грамматическую основу.

Коммуникативные УУД 

находить в справочнике информацию, необходимую для решения поставленных учебных задач, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне

Физминутка для глаз Объясняет задание. Следят за движениями предметов. Личностные УУД

Снятие утомляемости .напряжения ,поддержание эмоционального настроя.

Продолжение работы с текстом. Объясняет задание. Выписывают слова, которые обозначают действия предметов. Выписать из текста все слова, которые обозначают действия предметов в один столбик. Коммуникативные УУД 

 делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

3.Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.

Цель этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия; развить орфографическую зоркость; проверить усвоение теоретического материала по теме «Имя существительное».

Наводящими вопросами помогает выявить предметную направленность урока

Формулирует задание.

Организует: проверку выполнения задания

Обосновывают выбор глаголов

Участвуют  в учебном диалоге. Отвечают на вопросы учителя и одноклассников.

– А сейчас давайте узнаем, что мы будем исследовать. Посмотрите ещё раз  внимательнее на эти слова и скажите, что они обозначают и  к какой части речи  они относятся?

Все эти слова обозначают действие предмета и являются глаголами.

Верно, все эти слова глаголы и вы, наверное, уже догадались, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

Сегодня будем говорить о глаголе.

 – Попробуйте сформулировать цель урока.

Мы будем повторять всё то, что знаем об этой части речи. 

– Нам нужно последовательно идти к достижению нашей цели.  

Познавательные  УУД:  

-формулирование темы и цели урока

Коммуникативные УУД: 

-умение оформлять свои мысли в устной форме;

– слушать и понимать речь других;

Регулятивные УУД:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV. Работа по теме. Сегодня мы с вами составим проект под названием «Глагол» .  В любом проекте есть конечный результат. Какой продукт у нас получится мы узнаем в конце урока.

Для этого мы  с вами будем работать по плану:

  • Выполнить задание. 
  • Выбрать нужный макет.
  • Сделать вывод: вы даёте объяснение почему вы выбрали этот макет.

  – Что такое глагол? А в кабардинском языке какое правило мы знаем о глаголе.

-Я положила фундамент нашего проекта.

– Давайте вернёмся к словам, которые вы записали и укажем времена глаголов.

Вывод: глаголы изменяются по временам. Есть настоящее время, прошедшее время, будущее время.

– А на нашем родном языке как звучит это правило?

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Работа по тексту – Далее нам надо эти же  глаголы  записать в неопределённой  форме?

-Какой вывод можно сделать? 

Вывод: глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Называются глаголами неопределённой формы. Это начальная форма глагола (инфинитив). 

Глаголы в неопределённой форме не изменяются ни по временам, ни по числам.

На кабардинском языке какое правило мы знаем?

Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для

решения учебной задачи.

Работа в парах Организует работу в парах. Зачитывает глаголы. Играют в игру «График». Работают парами. Повторяют правила. Давайте с вами повторим единственное и множественное число глагола. Сейчас работать  парами и поиграем в игру «График» (детям раздаются листочки с системой координат) 

Правила работы в парах.   

Выбираем ответственного. 

Уважаем мнение партнера.

Работаем дружно. 

Своевременно выполняем задание: следим за временем, доводим начатое дело до конца.

Выбираем выступающего.

  

               

– Я вам буду читать слова , а вы ставьте точку на графике. Если слово единственного числа ставите точку  где единственное число, если названное слово множественного числа ставите точку напротив множественного числа. У нас 10 слов по этому на графике 10 чисел. 

Расцветает, раскрылся, пахнут, распускаются;  процветает, покачиваются, вьется, цветут, растут, благоухают.

– Соедините точки по линейке. Проверяем  график. Если вы правильно определили число существительных, то график должен выглядеть так:

 

– Что у вас получилось?

-Как мы называем такую прямую?

Из скольких звеньев состоит  кривая ?

 

Вывод: Глаголы  изменяются по числам. Глаголы в единственном числе называют действие одного предмета, а во множественном числе – действие нескольких предметов.

А на кабардинском языке как? 

-Когда вы слышите эти слова, какие ассоциации у вас возникают?

 (Постучать)- Кажется, у нас ещё гости!

Личностные УУД:

Умение оценивать результат собственной деятельности при работе в парах

Коммуникативные УУД:

Умение работать в парах. 

4.Проблемная ситуация.

 Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;  построить проект выхода из затруднения: способ и средства выхода из затруднения.»развивать умение самостоятельно находить новый способ действия   

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи знака Участвуют  в  учебном  диалоге: оформляют четко и понятно тему и цель своей деятельности.

Предлагают способы выхода из затруднения: посмотреть в  словаре, прочитать в учебнике и т.д.

Участвуют в обсуждении способов выхода из затруднения, доказывают свою точку зрения.

Появляется Королева Цветов.

-Здравствуйте , ребята! Я королева цветов из страны «Финансовой грамотности» 

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств грамотно их приумножать.

– А теперь, ребята, давайте попросим Королеву Цветов с нами отдохнуть.

Познавательные УУД:

Умение ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

Личностные УУД:

Умение оценивать результат деятельности

Познавательные УУД:

Умение сравнивать и анализировать

4. Физминутка

Цель:

 отдых и снятие напряжения 

Выполняют движения ,Интерактивная физкультминутка  Выполняют движения под музыку. Музыкальная  физминутка.

Королева Цветов:

– Спасибо Вам ребята! От моего Королевства хочу вам подарить  этот  цветок. Это не простой цветок, а цветок с заданиями. Вы должны поработать в группах, исключить лишнее слово и указать род  глагол в прошедшем времени.

Личностные УУД

Снятие утомляемости .напряжения ,поддержание эмоционального настроя.

Закрепление материала

Цель:

 закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Работа в группах

Формулирует задание. Напоминает обучающимся, как работать в группе.

Контролирует выполнение работы.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Работают в группе.

Составляют алгоритм написания мягкого знака в глаголах возвратной формы.

Защищают проект.

Оформляют на слайде и листе с заданиями.

Тут 5 лепестков, поэтому мы должны разделиться на 5 групп и выполнить задания. 

Правила поведения в группе:

Работай дружно, по плану.

Умей выслушивать другого.

Уважай мнение других.

Не согласен с мнением  других -доказывай свою точку зрения.

Начинаем работу.

1 группа                                         4 группа

Читал     Пенсия

Играла Рисовал

Банк Сияло

3 группа 2 группа

Поливала Рисовала

Бюджет Вклад

Убирала Пекло

5 группа

Танцевала

Сбережение

Убрал

Молодцы, ребята! Оставайтесь такими же яркими, как эти лепестки. До новых встреч!

Личностные УУД:

Желание участвовать в творческом процессе

Коммуникативные УУД:

Умение 

работать в группах

Работа по учебнику.

Цель:

 закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Проводит работу по учебнику. Работают по учебнику.

Определяют падеж существительного.

Выполнить упражнение по учебнику. 

Подчеркнуть не с глаголами..

 Упр.161.

А в кабардинском языке у нас нет такого правила.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Построение проекта. Проект «Глагол»

Цель:   воспитание у учащихся чувства любви и уважения и гордости за свою семью.

Контролирует выполнение работы.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечный результат

Дети составляют проект. Делают вывод. Переводят на кабардинский язык, составляют предложения на английском языке.

 

А теперь посмотрите, что вы видите, какой конечный результат?

-У нас получился красивый дом.

-Кто живет в домах ребята?

-Что такое семья?

Перевести на кабардинский, на английский  языки.

Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

Хочу, чтоб про вас говорили наши гости: 
Какая хорошая Ваша семья!

Ваш класс- это большая, дружная семья. Вы должны любить, уважать и защищать друг друга.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  Тестовое задание. 

Цель:

-проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

-организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы. 

Организует самостоятельную работу с последующей проверкой работы по эталону. Проверяют правильность выполненного задания  Самопроверка Самоанализ затруднений Самооценка 

Делают вывод

Сейчас выполним  тестовое задание с помощью пликерсов.  Возьмите свои коды.

Тест  тема «Глагол» 

1. Глагол– это …

    А) часть речи;

    В) часть слова;

    С) словосочетание. 

2. Глагол отвечает на вопросы и обозначает:

   А) кто? или что? и обозначает  предмет;

   В) какой? какая? какое? и обозначает действие предмета;

   С) что делать? или что сделать? и обозначает действие предмета

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание. 

Развивать внимание, зрительную, слуховую память 

  Умение анализировать

Закрепление материала.   Итог урока. 

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

Подводит итог урока. Вспоминают всё, что проходили на уроке. А сейчас подведём итог нашего урока и  поиграем в игру «Грамматическое домино». С помощью этой игры мы вспомним чем мы занимались сегодня на уроке.

( у каждого ребенка карточка , на которой записан вопрос и ответ. Ученик читает вопрос а тот, у кого ответ на него – продолжает.)

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»),

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке .  

Цели:

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Оценивает и комментирует работу обучающихся одноклассников.  Делают выводы о результатах совместной работы на уроке и о достигнутых личных результатах урока. Ребята, какое у вас настроение к концу урока? 

У кого хорошее настроение и кому  всё понятно берёт свой любимый цвет цветка. Кому надо ещё потренироваться берёт  белый цветок.

Почему ты выбрал этот цвет? 

– А я ребята дарю вам частичку своего тепла(прикрепляет солнце). Вы ребята, как эти лучики солнца согреваете и освещаете все вокруг себя!

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и у меня от вашей работы хорошее настроение, поэтому я  дарю вам частичку своего тепла(прикрепляет солнце). Вы ребята, как эти лучики солнца согреваете и освещаете все вокруг себя!

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

IX.  Домашнее задание. Задает домашнее задание. Записывают домашнее задание в дневник Получите следующие задания.

1 группа  получает задание сделать разбор  глагола «сообразил», так как они сегодня были самыми сообразительными, смекалистыми .

2 группа   делает разбор  глагола «мыслил» для развития своего логического мышления.

3 группа   делает разбор  глагола  «вспомнила», чтобы помнить, что хороший ученик  должен  постоянно тренировать свою память.

 

 

 

 Приложение. 

 

Лист самооценивания

Инструкция: если вы справились с  заданием ставите «+»,                              если допущена ошибка «-»

 

п/п

Задания Самооценка
1 Вспомнить орфограммы и вставить пропущенные буквы. Найти грамматическую основу.
2 Времена глаголов.
3 Неопределённая форма глагола.
4 Работа в паре. Игра «График». Единственное и множественное число глаголов.
5 Групповая работа. Род глаголов в прошедшем времени.
6 Работа по учебнику. Частица не с глаголами.
                                                                    Итог :