Конспект логопедического занятия по развитию фонетико – фонематической стороны речи «Звук «Р» для детей 5 – 6 лет

ФИО: Семенова Н.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2703
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Конспект логопедического занятия по развитию фонетико – фонематической стороны речи «Звук «Р» для детей 5 - 6 лет
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 34 « Красная шапочка» 

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико – фонематической стороны речи «Звук «Р» для детей 5 – 6 лет

                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                                             учитель – логопед 

                                                                                             МБДОУ Детского сада № 34

                                                                                             Семёнова Н.Н.

Осинники, 2023

Тема «Звук Р»

Цель: познакомить  детей со звуком « Р».

Коррекционно-образовательные задачи: 

  • закрепить произношение звука «Р» и его характеристику с опорой на артикуляционные признаки;
  • познакомить с понятием «согласный звонкий твёрдый звук»;
  • учить произносить звук изолированно, в слогах и словах;
  • закреплять навык звукослогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие задачи: 

  • развивать фонематические процессы;
  • упражнять детей в определении одушевлённых и неодушевлённых предметов;
  • упражнять в делении слов на слоги;
  • упражнять в образовании слов в родительном падеже;
  • развивать общую и мелкую моторику детей; 
  • развивать голос и дыхание;
  • развивать память и внимание;
  • развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство гордости за свою страну;
  • формировать навык совместной работы в паре.

 

Оборудование::  мяч, ИКТ,  массажные коврики, схема для характеристики звука, индивидуальные зеркала, звуковые символы,  картинки на заданный звук,  звуковые коробки, картон,  фасоль.   

Ход занятия

  1. Вводная часть (коммуникативный круг).

Для начала встанем  в круг.
Сколько радости вокруг.
Все мы за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

Ра – ра – ра – ждут в пути нас чудеса.

Ра – ра – ра – начинается игра.

 

 -Вы готовы поиграть?

– Можно встречу начинать?

  • Игра с мячом « Назови военных».

– Как  называют людей, которые воевали, охраняли нашу Родину? ( Герои, воины, солдаты, защитники……).

– Прочитайте пословицы про 9 Мая.

Пословицы «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «Враг хотел пировать, а пришлось воевать», «За правое дело стой смело», «Родина-мать – умей её защищать», «Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет», «Родину любимую защищай, как мать родимую»

  1. Основная часть
  1. – Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а каким, угадайте.

    Игра «Четвёртый лишний»

– Назовите лишнее слово:

Ветеран, партизан,  командир,  война

– Почему?

– Какой одинаковый звук в словах? (Р)

2.Игра «Поймай звук» (хлопни).

«Поймай слог» (топни).

«Поймай слово» (хлопни и топни):

враг, радость, солдат ,танкист, герой, награда, обелиск,мир…..

  1. Работа с зеркалами. Артикуляция звука.

Губы в улыбке, язык у верхних зубок, вдох носом и подуть посильнее на язык, кончик языка вибрирует.

– Произнесите «Р»– громко, «Р»- тише и совсем тихо.

4.Характиристика звука по схеме: Р – согл., твёрд, звонкий ( графическое обозначение).

  1. Произнесение звука «Р» изолированно, в слогах, в словах.

– Произнесите «Р»– громко, тише и совсем тихо.

– Повтори  цепочку слогов:  ра  –  ро  –  ру – ры (хором).

                                              ро – ру – ры – ра (индивидуально)

                                              ар – ор – ур – ыр

 

– Назовите картинки со звуком «Р», посвящённые празднику 9 Мая.

-Игра « Кто или что?».

– Игра «Чего не стало?»

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре                      Руки в стороны и с силой к плечам. 
Будем всех сильнее в мире.          Поднимают прямые руки над головой

Будем мир мы защищать      
Будем маму обнимать.
На носочки встанем,                     Поднимаются на носочках. 
Солнышко достанем. 
До пяти считаем, Приседают пять раз.

Дружно приседаем.

 

Гимнастика для глаз .

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами)

Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево,)

Серые тучки, чёрные тучки. (вверх-вниз.)

Лёгких – две штучки,

Тяжёлых – три штучки.

Тучки попрятались, тучек не стало.

Солнце на небе вовсю засияло. (Закрыть глаза ладонями.)

  1. «Живые звуки» (работа со звуковыми коробками).

-Отгадайте загадку.                              О ней все знают,
                                                                Любят, уважают,
                                                                А солдат на посту
                                                                Бережет, охраняет.
                                                                Кто она, все знают! 
                                                                                              (Родина) 

 

Анализ и синтез слова  РОДИНА.

– Считаем звуки.

– Какой первый звук? ([р] — согласный), второй? ([о] — гласный), третий?-…

  Сколько всего звуков? – 6.

Одновременно на столе дети выкладывают звуковую схему слова родина  (на доске образец).

– Сколько в слове слогов?

11.Знакомство с буквой Р.

– На что похожа буква Р.

– Из каких элементов состоит?  (из 2)            Как запомнить букву Р?
                                                                            Каждый может, например,
                                                                            Руку на бочок поставить
                                                                            И друг другу Р представить.

– Напишем в воздухе.

– Выложим из фасоли.

 

III. Заключительная часть

– Дорогие мои ученики, вы хорошо потрудились. 

– Что нового узнали?

– У меня сейчас очень хорошее настроение.

– Какое у вас настроение?

– Я всех благодарю за активную работу и приготовила вам сюрпризики: кому понравилось занятие, у кого всё получалось – возьмите – красное сердечко, у кого были трудности – возьмите жёлтое.          

-Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё – чему мы научились.