Мастер –класс «Развиваемся, играя».
Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.
Задачи:
-Создать атмосферу доброжелательного настроя и взаимопонимания между педагогами и родителями.
-Обратить внимание коллег на значение игры в развитии детей;
-Заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных детей;
-Представить практический материал по данной теме (проиграть некоторые игры вместе со всеми участниками мастер-класса).
Ход проведения:
1.Организационная часть.
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поговорить с вами поговорить о детской игре. Казалось бы, эта тема достаточно изучена и педагогами, и психологами, но почему-то растет процент детей, не желающих или не умеющих играть.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как сформировать умения у детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру.
-В начале подумаем, что такое игра?
Закончите предложение игра это….
- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
- Занятие с целью развлечения, подчиненное определенным правилам
- Сценическое исполнение роли.
Цель игры — познавать мир, развивать себя.
Игра является основным видом детской деятельности в дошкольном возрасте. Игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов: внимания, памяти, речи и особенно воображению.
«Главное в игре – ощущение Радости. Обратите внимание на корневую основу слов: РАдость, пРАздник, игРА. Радость – это основное чувство Игры. Игра, не приносящая Радость – плохая игра.
Игра является необходимым средством для полноценного развития детей. А вот что она развивает, мы узнаем с помощью ромашки.
Попрошу каждого из вас по очереди вытянуть лепесток и зачитать то, что на нем написано.
Итак:
– в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;
– развивает речь ребенка;
– развивает любознательность;
– развивает нравственные качества: волю, умение уступать;
– осваивает опыт человеческой деятельности;
– развивает творчество и фантазию;
– развивает память;
– развивает внимание;
– развивает мыслительную деятельность;
– способствует развитию навыков общения у детей;
– способствует эмоциональному развитию;
– способ снятия эмоционального напряжения.
-Какие основные компоненты игры вы знаете?
-игровой замысел,
– сюжет (или содержание),
– игровые действия,
– роль (главный компонент),
– правила, которые диктуются самой игрой или создаются детьми, а также могут быть предложены взрослыми.
Все виды игр можно разделить на три группы:
- Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):
– сюжетно-отобразительная;
– сюжетно-ролевая игра;
– режиссёрская постановка;
– театрализованная импровизация.
- Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:
– дидактические игры с сюжетным рисунком;
– игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
– подвижные разного уровня интенсивности;
– дидактические игры с музыкальным сопровождением.
- Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:
– развлекающие игры;
– интеллектуальные головоломки и состязания;
– календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
– театрально-костюмированные;
– народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.
Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.
Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:
(ПРАВИЛА ЗАЧИТЫВАЮТ РОДИТЕЛИ И ОБЪЯСНЯЮТ)
- Игра не должна угрожать здоровью ребенка;
- Игра не должна быть излишне азартной;
- Обязательность добровольности игры;
- Заканчивать игру нужно ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.
2.Практическая часть.
Ну а сейчас, уважаемые коллеги, мы с вами закрепим наши знания на практике.
- Игра для сплочения коллектива «Мы команда!»
Цель: сплочение коллектива.
Группа выполняет задания быстро и четко.
Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:
- квадрат;
- треугольник;
- круг;
- ромб;
- угол;
- букву;
- птичий косяк.
- дидактическая игра с музыкальным сопровождением
2.Музыкально – речевая игра «Музыкальная посуда»
Цель: Развитие чувства ритма через различные виды музыкальной деятельности детей.
Слушают песню и по очереди играют на разных инструментах.
- Старинная русская игра “Пушинка”.
Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.
- Спокойная игра “Конфетки”.
Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы.
Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.
- “Горячий шарик”.
Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.
Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.
- Подвижная игра “Успей-ка”.
Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.
На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).
7.Игра “Где мы были, вам не скажем, что мы делали – покажем”.
Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.
Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит “Где мы были, вам не скажем, что мы делали – покажем” и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.
- Игра в “Бильбоке”.
Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Мы подумали почему бы не сделать самим нашим детям игрушки своими руками по мотивам раритетной игрушки Бильбоке.
Бильбоке (фр. bilboquet) – старинная ирушка, появившаяся во Франции в ХIХ веке, не утратившая своей привлекательности в настоящее время. В нее можно играть одному, но лучше в компании.
Участники игры по очереди держат палочку – основание и подбрасывают шарик вверх, ловят его с помощью чашечки. Побеждает тот, кто наберёт большее количество попаданий за определённое время.
Данная игра полезна для развития у детей ловкости, глазомера, скорости реакции, координации и настойчивости.
- Тестирование.
А сейчас я предлагаю необычное задание:
вспомните ваши будни в детском саду и дайте им самооценку.
Если Вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – желтого, никогда – синего.
- Каждый день уделяю время на игры с детьми.
- Рассказываю им о своих играх в детстве.
- Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.
- Приобретя новую игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
- Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.
- Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время играли игрушки.
- Часто дарю ребенку игрушку.
Если на Вашем столе больше красных фишек, значит, игра в Вашем доме присутствует всегда.
Про игру и ее принципы можно говорить бесконечно, но значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.
Играете с ребенком на равных. И тогда, поверьте, Вы будете для него отличным педагогом и прекрасным другом!