Мастер-класс “Развиваемся играя”.

ФИО: Дышекова А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2730
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс "Развиваемся играя".
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



 

                              Мастер –класс  «Развиваемся, играя».

Цель: Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Задачи:

-Создать атмосферу доброжелательного настроя и взаимопонимания между педагогами и родителями.

-Обратить внимание коллег на значение игры в развитии детей;

-Заинтересовать проблемой развития игровой деятельности у современных детей;

-Представить практический материал по данной теме (проиграть некоторые игры вместе со всеми участниками мастер-класса).

                                  Ход проведения:

1.Организационная часть.

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поговорить с вами поговорить о детской игре. Казалось бы, эта тема достаточно изучена и педагогами, и психологами, но почему-то растет процент детей, не желающих или не умеющих играть.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как сформировать умения у детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру.

-В начале подумаем, что такое игра?

Закончите предложение игра это….

  1. вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
  2. Занятие с целью развлечения, подчиненное определенным правилам
  3. Сценическое исполнение роли.

Цель игры — познавать мир, развивать себя.

Игра является основным видом детской деятельности в дошкольном возрасте. Игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов: внимания, памяти, речи и особенно воображению.

«Главное в игре – ощущение Радости. Обратите внимание на корневую основу слов: РАдость, пРАздник, игРА. Радость – это основное чувство Игры. Игра, не приносящая Радость – плохая игра.

Игра является необходимым средством для полноценного развития детей. А вот что она развивает, мы узнаем с помощью ромашки.

Попрошу каждого из вас по очереди вытянуть лепесток и зачитать то, что на нем написано.

Итак:

– в игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания;

– развивает речь ребенка;

– развивает любознательность;

– развивает нравственные качества: волю, умение уступать;

– осваивает опыт человеческой деятельности;

– развивает творчество и фантазию;

– развивает память;

– развивает внимание;

– развивает мыслительную деятельность;

– способствует развитию навыков общения у детей;

– способствует эмоциональному развитию;

– способ снятия эмоционального напряжения.

-Какие основные компоненты игры вы знаете?

-игровой замысел,

– сюжет (или содержание),

– игровые действия,

– роль (главный компонент),

– правила, которые диктуются самой игрой или создаются детьми, а также могут быть предложены взрослыми.

Все виды игр можно разделить на три группы:

  1. Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):

– сюжетно-отобразительная;

– сюжетно-ролевая игра;

– режиссёрская постановка;

– театрализованная импровизация.

  1. Игры, рождающиеся по инициативе взрослых. Игры с ярко выраженным обучающим характером:

– дидактические игры с сюжетным рисунком;

– игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;

– подвижные разного уровня интенсивности;

– дидактические игры с музыкальным сопровождением.

  1. Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:

– развлекающие игры;

– интеллектуальные головоломки и состязания;

– календарные и тематические праздники, карнавальные представления;

– театрально-костюмированные;

– народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.

Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода, но есть общие правила организации игры:

(ПРАВИЛА ЗАЧИТЫВАЮТ РОДИТЕЛИ И ОБЪЯСНЯЮТ)

  • Игра не должна угрожать здоровью ребенка;
  • Игра не должна быть излишне азартной;
  • Обязательность добровольности игры;
  • Заканчивать игру нужно ярко, эмоционально, результативно — победа, поражение, ничья.

2.Практическая часть.

Ну а сейчас, уважаемые коллеги, мы с вами закрепим наши знания на практике.

  1. Игра для сплочения коллектива «Мы команда!»

Цель: сплочение коллектива.

Группа выполняет задания быстро и четко.

Инструкция: Постройте, используя всех игроков, следующие фигуры:

  • квадрат;
  • треугольник;
  • круг;
  • ромб;
  • угол;
  • букву;
  • птичий косяк.
  • дидактическая игра с музыкальным сопровождением

2.Музыкально – речевая игра «Музыкальная посуда»

Цель: Развитие чувства ритма через различные виды музыкальной деятельности детей.

Слушают песню и по очереди играют на разных инструментах.

  1. Старинная русская игра “Пушинка”.

Спокойная игра. Развивает дисциплину. Подходит для дома. Команды встают друг против друга, между ними – черта, которую нельзя переступать (например, ленточка). Ведущий подбрасывает перышко (можно использовать распушенный ватный клочок) над головами участников. Задача: передуть его на сторону противника. Внимание, команде, заступившей ленточку или дотронувшейся до перышка руками, засчитывается поражение.

  1. Спокойная игра “Конфетки”.

Учит общению, умению формулировать вопросы и ответы. 

Хорошая игра для начала праздника, позволяющая детям раскрепоститься. Потребуются любые конфеты или драже. Каждому ребенку предлагают взять столько конфет, сколько он хочет. Затем тарелку с угощением передают по кругу. Затем ведущий объявляет правила игры: каждый гость должен ответить на количество вопросов от других, равное количеству конфет, которые он взял.

  1. “Горячий шарик”.

Спокойная игра. Развивает ловкость, скорость и внимательность. Подходит для дома и улицы.

Азартная игра: все становятся в круг и под музыку передают друг другу шарик. Когда музыка замолкает, игрок, который не успел передать шарик и остался с ним в руках, выбывает (можно отсаживать в почетные зрители, можно брать фанты). Выигрывает последний участник, оставшийся без шара.

  1. Подвижная игра “Успей-ка”.

Спокойная игра. Развивает внимание, мелкую моторику. Подходит для дома.

На полу разложены кубики (или кегли и пр.) по числу игроков минус один. Игроки ходят под музыку вокруг, а как только она стихает, должны схватить кубик. Кому не достался кубик – выбывает (или отдает фант).

7.Игра “Где мы были, вам не скажем, что мы делали – покажем”.

Спокойная игра. Развивает моторику, фантазию, внимание, расширяет кругозор. Подходит для дома и улицы.

Ведущий тихо говорит игроку профессию, так, чтобы остальные не слышали. Игрок говорит “Где мы были, вам не скажем, что мы делали – покажем” и пытается без слов показать, что делают люди этой профессии. Остальные угадывают. Угадавший игрок – показывает следующим.

  1. Игра в “Бильбоке”.

Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Мы подумали почему бы не сделать самим нашим детям игрушки своими руками по мотивам раритетной игрушки Бильбоке.

Бильбоке (фр. bilboquet) – старинная ирушка, появившаяся во Франции в ХIХ веке, не утратившая своей привлекательности в настоящее время. В нее можно играть одному, но лучше в компании.

Участники игры по очереди держат палочку – основание и подбрасывают шарик вверх, ловят его с помощью чашечки. Побеждает тот, кто наберёт большее количество попаданий за определённое время.

Данная игра полезна для развития у детей ловкости, глазомера, скорости реакции, координации и настойчивости.

  1. Тестирование.

А сейчас я предлагаю необычное задание:

вспомните ваши будни в детском саду и дайте им самооценку.

Если Вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда – желтого, никогда – синего.

  • Каждый день уделяю время на игры с детьми.
  • Рассказываю им о своих играх в детстве.
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.
  • Приобретя новую игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры.
  • Слушаю рассказы ребенка об играх и игрушках в детском саду.
  • Не наказываю ребенка игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время играли игрушки.
  • Часто дарю ребенку игрушку.

Если на Вашем столе больше красных фишек, значит, игра в Вашем доме присутствует всегда.

Про игру и ее принципы можно говорить бесконечно, но значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна творить чудеса. Словно волшебная палочка, она может изменить отношения детей ко всему, поможет включить в активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, воспитать сознательную дисциплину.

Играете с ребенком на равных. И тогда, поверьте, Вы будете для него  отличным педагогом и прекрасным другом!