Дополнительная общеразвивающая программа по оригами “Искусство волшебной поделки и бумаги”

ФИО: Чермакова А.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2748
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеразвивающая программа по оригами "Искусство волшебной поделки и бумаги"
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №127 «Малышка»

города Чебоксары Чувашской Республики

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по оригами «Искусство волшебной поделки из бумаги»

художественное развитие

                                        

Возраст детей, на которых рассчитана 

программа: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: старший воспитатель

Чермакова Анна Николаевна

г. Чебоксары, 2023г.

Раздел №1

«Комплекс основных характеристик программы»

 

1.1 Пояснительная записка

 

        Данная программа разработана и реализуется в соответствии с нормативно-правовой базой для разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ на 2023-2024 учебный год:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 — фз от 29.12.2012).
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв.  Правительством РФ, распоряжение №678-Р 4 от 31 марта 2022 г.).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 08.09.2015 № 613н).
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Устав МБДОУ «Детский сад №127» г. Чебоксары.

 

Новизна и актуальность данной программы

 

Занятия по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Новизна и актуальность программы «Искусство волшебной поделки из бумаги» заключается, прежде всего в том, что обучающиеся знакомятся с новой техникой складывания фигурок из бумаги –оригами, что позволит вовлечь детей в активную творческую жизнь, организовать досуг. 

Оригами — искусство складывания бумажных фигурок — может быть очень полезно благодаря своему многостороннему воздействию на детей. Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель.  Занятия оригами координируют работу обоих полушарий мозга, потому что все действия в оригами производятся  двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

 Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. 

 

               Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Можно соединить знания оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

 

          Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. А ребята уже постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей в условиях дошкольного учреждения комбинированного вида.

        Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по формированию элементарных математических знаний и рисованию. 

 

          Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовывать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Настоящая программа   «Искусство волшебной поделки из бумаги» предназначена для дошкольных образовательных учреждений. Настоящая программа носит художественную направленность  и ориентирована на работу с детьми 5-6 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Уровень – стартовый

Форма обучения – групповая, творческая мастерская. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Форма занятий – совместная деятельность с детьми, творческая мастерская, выставки.

Методы обучения:

– словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)

– наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, практический показ педагогом, работа по образцу и др.)

– репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

– исследовательский  (самостоятельная творческая деятельность детей)

– практический  (выполнение заданий по образцу, наглядности и т.д.) 

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 мин. –  всего 16 часов.  

Наполняемость учебной группы составляет 25 человек.         

 

1.2 Цель и задачи программы

 

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и художественное развитие детей в процессе  овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник).
  • Научить ребенка различным приемам в работе с бумагой.
  • Научить ребенка работать по образцу, слушать взрослого и следовать устным инструкциям.
  • Научить ребенка аккуратно из квадрата  складывать  различные  базовые формы оригами, четко следуя основным правилам.
  • Способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

                Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Активизировать мыслительную деятельность.
  • Развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

 

          Воспитательные: 

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способности детей путем создания игровых ситуаций.
  • Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

 

1.3 Учебный (тематический) план

Возраст 5-6лет, стартовый уровень

Срок реализации – 3 месяца, количество часов – 16 часов

(октябрь-декабрь 2023г.)

 

п/п

Тема Количество часов Форма аттестации/

контроля

Теория Пракика Всего
1 Вводное занятие. Знакомство с историей оригами. 1 1 Беседа, наблюдение
2 Знакомство с базовыми формами и с условными знаками, принятыми в оригами. 1 1 2 Беседа

наблюдение

3 Знакомство с основными элементами складывания 1 1 Беседа

наблюдение

выставка

4 Базовая форма «Треугольник» (гриб, лягушка, бабочка, собачка, и др.) 4 4 Беседа

наблюдение

выставка

5 Базовая форма «Воздушный змей» (кролик, курочка, птицы) 1 3 4 Беседа

наблюдение

выставка

6 Базовая форма «Двойной треугольник» (елка, рыбка, мотылек, бабочка) 1 1 2 Беседа

наблюдение

выставка

7 Базовая форма «Конверт» (солонка) 1 1 Беседа

наблюдение

выставка

8 Базовая форма  «Рыба» (акула, пингвин) 1 1 Беседа

наблюдение

выставка

9 Итого 8 8 16

 

1.4. Содержание учебного плана

Возраст 5-6 лет, стартовый уровень

Срок реализации -3 месяца, количество часов — 16

Месяц Тема Цель Содержание Форма занятия
Октябрь Вводное занятие. Знакомство с историей оригами. Знакомство с правилами поведения на занятиях. Знакомство с целями и задачами, содержанием предмета оригами, просмотр презентации об истории развития оригами. Игровая ситуация, беседа
Октябрь Знакомство с базовыми формами и с условными знаками, принятыми в оригами. Знакомство с условными обозначениями и базовыми формами, принятыми в оригами. Сгибание бумаги в разных направлениях, разрезание, складывание. Игровая ситуация, творчество
Октябрь Знакомство с основными элементами складывания Знакомство с упражнениями по отработке основных элементов складывания Выполнение практических упражнений  «Сложи квадрат по диагонали», «Сложи квадрат пополам», «Найди центр квадрата, складывая его по диагонали» и т.п. Беседа, практические упражнения
Ноябрь Базовая форма «Треугольник» (гриб, лягушка, бабочка, собачка, самолет, синица и др.) Преобразование базовой формы в разные поделки Развитие навыков выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отработка выполнения базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

Темы: «Елка», «Гриб», «Бабочка», «Лягушонок», «Щенок», «Самолет», «Стаканчик», «Щенок», «Синица».

Беседа, творчество, обыгрывание
Ноябрь Базовая форма «Воздушный змей» (кролик, курочка, птицы) Обучение способам складывания, повышение интереса к занятиям ригами. Темы: «Кролик», «Курочка», «Птицы» (сова, ворона, лебедь). Беседа, творчество, обыгрывание
Декабрь Базовая форма «Двойной треугольник» (елка, рыбка, мотылек, бабочка) Обучение способам складывания, сгибание, складывание по описанию. Темы: «Елка», «Рыба», «Лебедь», «Мотылек», «Бабочка» Беседа, творчество, обыгрывание
Декабрь Базовая форма «Конверт» (солонка) Обучение способам складывания, складывание по описанию, схеме Темы: «Солонка» Беседа, игровая ситуация
Декабрь Базовая форма  «Рыба» (акула, пингвин) Обучение способам складывания, складывание по описанию, схеме Темы «Акула», «Пескарь» Беседа, игровая ситуация

 

1.5 Планируемые результаты:

При успешном освоении Программы достигается следующий уровень усвоения ребенком  знаний, умений и навыков и развития мыслительных действий:

– Познакомиться  с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник).

               – Научится   работать по  образцу, слушать взрослого и  следовать устным инструкциям;

– научится аккуратно из квадрата складывать различные базовые формы оригами. 

              – Ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости;

– Научиться проговаривать свои действия при работе с бумагой, используя специальную терминологию.

– Разовьется мелкая моторика пальцев.

– Обогатиться словарный запас детей.

– Активизируется мыслительная деятельность.

              – Формируются  мелкая  моторика рук, художественный вкус, творческие способности и   фантазия;

– Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.

– Проявиться интерес к искусству оригами.

– Развитие коммуникативных способностей детей в игровых ситуациях.

– Научиться   различным  приемам  работы с бумагой;

              – Способен предложить собственный замысел и воплотить его в  изделия выполненными в технике оригами;

 

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Составление альбома  тематических  работ.
  • Проведение выставок детских работ.
  • Инсценировка детских художественных произведений.

 

Методы, используемые на занятиях кружка:

– беседа, рассказ, игра – сказка;

– рассматривание иллюстраций;

– показ образца выполнения последовательности работы, интеграция образовательных областей в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями.

Форма занятий – совместная деятельность с детьми, творческая мастерская, выставка, игровая ситуация

 

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный учебный график

 

п/п

Тема занятия Форма занятия Количество часов Форма

контроля

1 Вводное занятие. Знакомство с историей оригами. Игровая ситуация 1 Беседа, наблюдение
2 Знакомство с базовыми формами и с условными знаками, принятыми в оригами. Игровая ситуация 2 Беседа

наблюдение

3 Знакомство с основными элементами складывания Практическое занятие 1 Беседа

наблюдение

4 Базовая форма «Треугольник» (гриб, лягушка, бабочка, собачка, и др.) Творческая мастерская

Игровая ситуация

4 Беседа

наблюдение

выставка

5 Базовая форма «Воздушный змей» (кролик, курочка, птицы) Творческая мастерская

Игровая ситуация

4 Беседа

наблюдение

выставка

6 Базовая форма «Двойной треугольник» (елка, рыбка, мотылек, бабочка) Творческая мастерская

Игровая ситуация

2 Беседа

наблюдение

выставка

7 Базовая форма «Конверт» (солонка) Творческая мастерская

Игровая ситуация

1 Беседа

наблюдение

выставка

8 Базовая форма  «Рыба» (акула, пингвин) Творческая мастерская

Игровая ситуация

1 Беседа

наблюдение

выставка

9 Итого 16

 

2.2. Условия реализации программы

 

Учебно- информационное обеспечение программы

 

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с.
  3. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  4. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
  5. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
  6. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  7. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с.
  8. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
  9.  Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. – (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»).
  10.  Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. – (Серия «Я расту!»).
  11.  Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с.
  12.  Художественно-творческая деятельность. Оригами [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.
  13.  Черенкова, Е. Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей [текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 154 с. – (серия «Учимся играючи», «Азбука развития»).

 

 Методическое обеспечение программы

(перечень форм занятий, приемов и методов организации образовательного процесса по темам программы)

 

Форма занятий –практические занятия, творческие мастерские, игровые ситуации

 

Методы обучения:

 

– словесные (устное изложение, беседа, рассказ и т. д.)

– наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, практический показ педагогом, работа по образцу и др.)

– репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

– исследовательский  (самостоятельная творческая деятельность детей)

– практический  (выполнение заданий по образцу, наглядности и т.д.) 

 

При обучении технике оригами педагог придерживается следующих правил:

 

  1. Заготовки для детей выполняет заранее, до занятий. Заготовка имеет точно квадратную форму, бумага должна быть хорошо сгибающейся, цветной или белой (в зависимости от темы занятия). Наглядный образец -заготовка у педагога в два раза больше, чем у детей.

 

  1. Обучение складыванию любой поделки ведется по схеме, по этапам. При показе не должно быть лишних сгибов. Педагог дает четкую инструкцию.

 

  1. Игрушку выполняют вместе с педагогом, затем дети самостоятельно изготавливают фигурку, педагог использует практическую помощь детям.

 

  1. Педагог систематически поощряет все усилия ребенка.

 

Все занятия в программе построены на дидактических принципах наглядности, доступности, систематичности и последовательности. Темы занятий составлены так, что обеспечивают последовательное развитие и совершенствование приобретенных навыков у детей.

 

Материально-технические условия реализации программы

 

(перечень помещений, оборудования, приборов и необходимых технических средств обучения, используемых в образовательном процессе).

 

– хорошо освещенный, проветриваемый кабинет;

– компьютер, мультимедийный экран, музыкальная фонетика;

– канцелярские принадлежности: обычная бумага, цветная бумага, цветная двусторонняя бумага, ножницы, карандаши, фломастеры, клей;

– схемы с изображением условных знаков и приемов складывания;

– технологические карты последовательности выполнения оригами.

 

2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

 

Для проверки знаний, умений и навыков используются следующие виды и методы контроля:

 

– стартовый: направлен на выявление имеющихся ЗУН к началу обучения программы;

– текущий : на выявление пробелов, проверка умений и знаний (беседа, наблюдения);

– тематический: по мере прохождения темы, с целью систематизации знаний и умений;

– итоговый: в конце года (выставки, открытое занятие).

 

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение сведений для совершенствования педагогом образовательной программы и  методики обучения.

Для определения результативности обучения, учащиеся в течение  года выполняют творческие поделки для участия в конкурсах, на тематические выставки к календарным праздникам. Выставка –это форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих поделок, а также с целью выявления и развития творческих способностей  обучающихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или творческий сюрприз. Выставка является инструментом поощрения обучающегося. 

Оценочные материалы по реализации данной программы не предусмотрены.