«Профессиональные дефициты начинающего преподавателя. Психологические и методические трудности»

ФИО: Демина Я.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2763
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: «Профессиональные дефициты начинающего преподавателя. Психологические и методические трудности»
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



МБУДО «Детская художественная школа №3 г. Владивостока».

Методическая работа 

«Профессиональные дефициты начинающего преподавателя. 

Психологические и методические трудности».

   

Выполнил:

Преподаватель высшей 

категории 

Демина Я.Г.

2023г.

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………….3

Профессиональные дефициты начинающего преподавателя………………………6

Психологические проблемы…………………………………………………………..8

Методические проблемы……………………………………………………………..12

Работа с молодыми преподавателями. Путь к успеху………………………………13

Индивидуальные образовательные маршруты……………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………………..18

Литература ………………………………………………………………………………20                                                                                                                                                                                                                                          

 

Введение.

          Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций  и ценностей через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве, которое обогащает обе стороны процесса. Что обеспечивает возможность наставничества? Главное условие – наличие сопровождаемого (взрослого или ребенка), обладающего определенным (образовательным или профессиональным) дефицитом. Из чего следует, сущность деятельности наставника в образовании включает не только педагогическую поддержку, сопровождение, но и устранение внутренних образовательных дефицитов наставляемых, то есть создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем.

              В связи с этим конечным результатом деятельности наставника (и важнейшим поведенческим показателем успешности его деятельности) является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития, образования, адаптации, карьерного роста и так далее (в зависимости от типа наставничества. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой  ситуации,   определяемой   основной   деятельностью и позицией участников. 

        Само наставничество – это второй вид деятельности для наставника, который можно рассматривать как своего рода производную от его базовой деятельности.  Базовая деятельность наставника – основной вид профессиональной деятельности, в которую наставник включен в качестве человека (профессионала), обладающего соответствующим опытом, и в которую он призван погрузить сопровождаемого. Очень часто педагог, будучи профессионалом в базовом виде деятельности, оказывается чаще всего не готов к выполнению функций наставника ни по отношению к другим педагогам, испытывающим профессиональные дефициты, ни по отношению к обучающимся с образовательными дефицитами, так как для этого необходимы определенные знания, опыт и личностные качества.

       Профессиональная готовность педагога к выполнению функций наставника включает следующие структурные компоненты: мотивационный, когнитивный и технологический компоненты готовности педагога к выполнению функций наставника.

        Насколько актуально наставничество в школах, где есть сложившийся коллектив с педагогами – профессионалами, имеющими большой опыт работы, сложившиеся программы и высокую результативность? Как часто возникают потребности в наставничестве? И чем отличается наставничество от преподавания предмета по программе? Наставник незаменим в процессе формирования личности преподавателя, студента, ученика. Он играет ведущую роль, так как наставнические отношения строятся на принципах доверия,  диалога,  конструктивного  партнерства и взаимного обогащения,  а  также  прямой  передачи  личного и практического опыта от человека к человеку.

          В современной интерпретации наставничество – это универсальная модель построения отношений внутри любой образовательной организации. Это технология интенсивного личностного развития, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метанавыков и ценностей. Наставник способен стать для подопечного человеком, который окажет полную поддержку на пути социализации, роста, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, раскрытия возможностей личного развития и профориентации.

         Технология наставничества также применима для решения проблем, с которыми часто сталкиваются педагоги в уже сложившемся коллективе, имеющие опыт или начинающие:

  • проблемы адаптации молодого специалиста в новом коллективе;
  • технические, эмоциональные, психологические и профессиональные проблемы педагога с большим стажем работы, ощущающего себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающего кризис профессионального роста, находящегося в ситуации профессионального выгорания;
  • методические и психологические профессиональные дефициты молодых преподавателей.

     В наше время наставничество становится очень важным компонентом современной системы образования. Почему оно так необходимо?

     Первая причина: оно позволяет коллективу учителей, учеников и родителей объединиться в образовательной организации в новую плодотворную среду для раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса. Создание такого сообщества становится возможным за счет построения новых отношений, которые обогащают друг друга с помощью технологий наставничества (общение и непосредственная передача опыта).

      Вторая причина: для сообщества образовательной организации наставничество – это канал получения опыта. Это – необходимый шаг для обеспечения того, учреждения дополнительного образования (в частности), стали центром общества, тем самым способствуя развитию творческой образовательной среды. Успешные выпускники могут стать для обучающихся главными примерами и наставниками.

       Третья причина заключается в том, что с помощью технологии наставничества участники образовательного процесса могут получить опыт, знания, навыки, компетенции и ценности быстрее, чем с помощью других методов передачи (учебные материалы, система классов, самостоятельная работа и проектная работа, формализованное общение). Это чрезвычайно важно в современном мире. Высокая скорость обуславливается  тремя факторами: прямой передачей жизненного опыта от человека к человеку, доверительными отношениями, взаимообогащающими отношениями, полезными для всех участников процесса наставничества.

        Наставничество может осуществляться в двух основных направлениях:

  1. Наставничество в работе с педагогами (сопровождаемый – педагог, испытывающий профессиональный дефицит);
  2. Наставничество в работе в обучающимися (сопровождаемый – ребенок, испытывающий образовательный дефицит).

       Положительные результаты работы с наставником:  повышение уровня мотивации и осознанности преподавателей и обучающихся в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого партнерства членов педагогического коллектива конкретной образовательной организации,  всесторонняя поддержка талантливой молодежи и образовательных инициатив, рост числа образовательных проектов, улучшение кадрового потенциала учреждения.

       И самая главная цель наставничества: помочь  выработать собственный стиль педагогической деятельности. Это долгий труд через поиски, трудности, ошибки, колебания к обоснованным самостоятельным решениям, основанным на собственном приобретаемом опыте в период профессиональной адаптации.

 

Профессиональные дефициты начинающего преподавателя.

      Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели.

      Становление педагога происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении. Здесь огромную роль играет личностные качества.

      Хороший педагог должен быть и учителем, и психологом, и актером в одном лице, то есть помогать учащемуся в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает. Все современные исследователи отмечают, что любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В. А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще Е. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель 

      Молодой педагог, начинающий свою педагогическую деятельность часто сталкивается с большим количеством проблем. Теоретические знания, полученные в учебном заведении часто являются не достаточными. Трудность, затруднение – это препятствие физического, психологического и прочего характера, для преодоления которого, необходимо приложить усилия. Все трудности начинающего педагога мешают его реализации, могут подавлять его как специалиста и в целом не благотворно влиять на процесс его профессиональной деятельности. Также следует отметить, что педагогическая деятельность, вне зависимости от стажа и опыта педагога полна различных ситуаций, требующих повышенного эмоционального реагирования. Самыми распространенными проблемами, или профессиональными дефицитами молодого специалиста являются: 

  1. Методическая неподготовленность или недостаточное владение методами и приемами обучения, неумение выделять цели и задачи занятия. Все это приводит к низкой эффективности занятия;
  2. Психологические проблемы, связанные с адаптацией в новом коллективе, и, самое главное, в общении с обучающимися;
  3. Слабая мотивация к профессиональному росту.

       Мое мнение:  каждому молодому специалисту в начале его педагогической деятельности должен назначаться наставник, который курировал бы молодого специалиста.

       Наставником может быть опытный педагог, который помогал бы составлению методической документации – календарно-тематический план, проанализировать учебную программу по которой молодой педагог будет работать; помогать в подборе методической литературы для самообразования; оказывать помощь в подготовке к занятиям и к работе в первые месяцы; делится своим опытом. Так же оказывать психологическую помощь в работе с детьми и их родителями.

       Также наставнику нужно посещать занятия молодого преподавателя с последующим анализом. Приглашать молодого его на свои занятия, совместно их обсуждать.

       Безусловно, неотъемлемой частью успеха молодого специалиста является самообразование.

       В итоге можно сделать вывод о том, что важным в работе является решение проблемы преодоления затруднений в деятельности молодого педагога, что способствует, в свою очередь, формированию профессиональной компетентности педагога на качественно новой основе.

         Профессиональные дефициты – осознанные или неосознанные недостатки (ограничения) в профессиональной компетентности, которые препятствуют реализации профессиональных действий. Диагностика  профессиональных  компетенций  –  это   выявление  степени развития профессиональных компетенций педагогических работников. Дефициты в профессиональной подготовке педагога, которые не позволяют ему обеспечить результаты его профессиональной деятельности на уровне современных требований, являются причиной нестабильности, сбоев в исполнении трудовых функций. Их нельзя результативно выполнить без овладения конкретным педагогом необходимыми знаниями и умениями, которые определены в профессиональном стандарте. Очевидно, что если удастся диагностировать пробелы (дефициты) в знаниях и умениях, обеспечивающих выполнение трудовых действий, то появится возможность реально помочь педагогу повысить уровень его профессиональной подготовки и создать условия для повышения результативности его профессиональной деятельности.                                                                                                              

         Как правило, преподаватели детских школ искусств и художественных школ соответствуют Профессиональному стандарту – нормативному документу, утвержденному в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, и отражающему требования к работникам по квалификационным уровням (уровень профессионального и педагогического образования) с учетом обеспечения качества, эффективности и безопасности выполняемых работ. Но процесс саморазвития и повышения квалификации  идет постоянно в течение всей преподавательской деятельности. Для профессионального роста необходим самоанализ и самооценка собственного уровня.

     Педагогический самоанализ — процесс и результат рефлексии педагогом собственной деятельности с целью её улучшения. Самооценка – это определение уровня своих способностей и возможностей выполнить определенные действия (работу), а так же уровня выполненной работы.

     Среди молодых преподавателей очень часто встречается как заниженная, так и завышенная самооценка. И в этом случае важно общение с опытным наставником, с которым установились доверительные отношения

                                      

Психологические проблемы:                                                                                                                                                                                                                                           

  • Близость поколений

         Многие учителя начинают работать, только-только окончив ВУЗ. И в этом, несомненно, есть свои достоинства и недостатки. Из достоинств: ученики быстрее начинают воспринимать учителя как «своего», с ними легче найти общий язык.

Но есть и недостатки: иногда такое общение на равных может размывать необходимые рамки. Ученики могут начать вести себя с новым педагогом слишком по-свойски, а нередко и усомниться в его компетентности и авторитетности. Ведь разница в возрасте небольшая, с чего ты взял, что можешь нас чему-то учить?

         Как вести себя в подобной ситуации? Первое: постараться создать правильное первое впечатление о себе. Первое впечатление зачастую определяет, как в дальнейшем вас будут воспринимать ученики, а скорректировать его в дальнейшем очень непросто. Следует показать ученикам с самого начала, что вы действительно разбираетесь в своем предмете и знаете гораздо больше них. И что несущественная разница в возрасте не отменяет тех разумных границ, которые приняты в общении учителя с учениками. Второе: проявить терпение. Ученикам бывает непросто привыкнуть к новому учителю, и иногда каверзные вопросы и высказывания — лишь способ проверить человека на прочность. Дайте им время узнать и принять вас.

  • «Идеальный» учитель

          Это крайность, к которой можно прийти, стараясь сгладить проблемы близости поколений. Попадая в школу, многие учителя стремятся быть идеальными во всем, руководствуясь правилом: «Учитель должен знать все и не должен ошибаться». Часто это оборачивается негативными последствиями как для самого педагога, так и для его учеников.

        Если учитель допускает ошибку или не знает, как ответить на вопрос ученика, это не повод отрицать свою неправоту любой ценой, только бы не подорвать свой авторитет, или винить ученика в том, что он задает вопросы не по теме. Защищаясь таким образом, учитель рискует потерять уважение своей аудитории и контакт с ней.

        На самом деле для ученика нет ничего ценнее, чем видеть, что учитель — тоже живой человек, который, как и все, ошибается, промахивается, сталкивается с трудностями. Признавая свою не-идеальность, педагог демонстрирует зрелость, учит детей простому человеческому пониманию. Вот почему признание своих ошибок и их исправление — лучший пример, который может дать педагог в таких непростых ситуациях.

  • Неуверенность в себе

         В начале своей деятельности педагог сталкивается с огромным объемом информации, которую надо изучить, структурировать, переработать, да еще и донести до учеников. Неудивительно, что такой фронт работ вызывает растерянность и страх.

      Какой выход? Тщательно готовиться к каждому уроку, выполнять таблицы, продумывать последовательность работы. Так вы будете уверены, что готовы к занятиям.  Поначалу будет полезно иметь план занятия под рукой, чтобы в случае необходимости обратиться к нему. Не повредит иметь и «запасные» пути: интересные факты или упражнения на случай слишком быстрого темпа урока. Со временем и опытом уверенность придет, ну а поначалу подготовка и определенность — это то, что поможет справиться с волнением.

  • Урок любой ценой

      Часто в погоне успеть и «выполнить план» учитель начисто забывает про тех, для кого все это затевалось — про учеников… Тогда он может вести задание в своем темпе, не интересуясь, понятен материал аудитории или нет, успевает ли она за ним.

      Чтобы не скатиться в такой формализованный подход к занятиям, необходимо постоянно держать в голове не только план урока, но и своих учеников: их внимание, реакции. После завершения какого-то задания, да и просто в ходе урока полезно запрашивать обратную связь: все ли понятно? Нуждается ли что-то в дополнительных объяснениях? А может, новый материал вызвал вопросы относительно уже пройденных тем? Постоянный живой контакт с аудиторией позволяет сделать процесс обучения диалогичным. А когда у ученика есть возможность задавать вопросы и получать на них ответы (а может, отвечать на них самому), обучение становится эффективнее.

  • Неразвитые ораторские навыки

      Итак, контакт с учениками налажен, урок тщательно подготовлен, но почему-то аудитория будто не желает слушать… Возможно, дело не в материале, а в его подаче.

       В школах и университетах есть немало авторитетных преподавателей, действительно разбирающихся в своем предмете. Но, несмотря на их знания, слушать этих людей бывает просто невозможно. Дрожащий тихий голос, взгляд в пол, , длинные вокализированные паузы (протяжные «эээ», «ммм») — все это может испортить любой, даже самый интересный материал.

Что можно сделать, чтобы развить свои навыки спикера? Все очень просто: можно записать себя на видео длительностью 2-3 минуты, рассказав кусочек материала предстоящего урока. Затем посмотреть его и задать себе вопросы:

  • достаточно ли четкая, понятная, выразительная, эмоциональная моя речь?
  • не слишком ли быстро/медленно я говорю?
  • моя речь чистая, или есть слова и звуки-паразиты?
  • что с моей мимикой и жестами: их достаточно, слишком много/мало?

Даже такое незамысловатое упражнение при регулярном выполнении помогает исправить огрехи и сделать свои выступления более интересными и органичными. Можно попросить кого-то из знакомых послушать вас и дать обратную связь по той же схеме. Иногда мы не замечаем что-то в себе или наоборот бываем излишне критичны, поэтому мнение стороннего наблюдателя очень важно. Подобное упражнение можно делать и перед зеркалом, сразу корректируя свою речь, мимику, жесты.

  1. В чужой монастырь…      

      Коллектив — не толпа. Опыт коллективной жизни есть не только опыт соседства с другими людьми, через коллектив каждый член его входит в общество. (Антон Семёнович Макаренко).

      Последняя проблема, но не по значению: взаимоотношения с коллегами. Ведь трудности в школе возникают не только на почве общения с учениками, но и из-за непонимания/конфликтов с коллегами, руководством школы.

      Часто учителя приходят в школу, чтобы изменить мир к лучшему, показать, как правильно общаться с учениками…Но сталкиваются с устоявшимися способами работы и стеной непонимания и недоверия. Из-за этого многие разочаровываются в профессии и уходят из школы.

Здесь важно помнить несколько простых вещей. Первое: опрометчиво думать, что опытные педагоги с готовностью дадут «зеленый свет» человеку, который только начал свой профессиональный путь. Несомненно, вы можете обладать интересными и новаторскими идеями, но за их спиной — многолетняя практика. Они знают, что зачастую в голове все происходит гораздо проще, чем получается на деле. Так что на какое-то время придется набраться терпения и смириться с ролью новичка, где-то идти на уступки, набираясь опыта. Второе: изменения не происходят быстро. Нужно дать коллегам присмотреться к вашим идеям и при возможности начинать потихоньку претворять свои задумки в жизнь. Не стоит расстраиваться, если что-то не получается сразу, ведь и «Москва не сразу строилась», а пространство школ часто очень непросто поддается изменениям.

         Так же начинающему учителю могут навязать мнение о некоторых учениках или даже целых классах. Вследствие этого у педагога складывается некий образ об ученике, учениках, классе, не всегда положительный, далее начинающий учитель может относится к ним предвзято.

    Рекомендация: для того чтобы избежать данной ситуации начинающий педагог не должен опираться на чужие возможно искаженные мнения, должен иметь свою точку зрения и создавать личное мнение об учениках только из собственного опыта работы с ними. При взаимодействии с коллегами необходимо быть вежливым и доброжелательным, во всех трудных ситуациях при общении и взаимодействии с коллегами необходимо быть спокойным и сдержанным, при этом не хранить в себе недосказанность и решать все вопросы по мере их поступления. Нужно находить общий язык с коллегами, а не избегать их, в любой ситуации нужно находить компромисс.

  • Общение с руководством.

Еще одной трудность для начинающего педагога является взаимодействие с руководством. Разногласия, недопонимания и конфликтные ситуации с руководством могут возникать по разным причинам. Рекомендация: При общении и взаимодействии с руководством важно соблюдать субординацию, общаться вежливо и спокойно, не стоит повышать голос. При возникновении не благоприятных ситуаций желательно решать их наедине с руководством, не при коллегах, следует быть корректным и сдержанным. В любой ситуации старайтесь найти компромисс.

  • Психологический климат. 

 Состояние группового поведения и сознания, выражающееся в отношениях учеников друг с другом и педагогом. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут на уроке должна создаться обстановка доброжелательности. Рекомендация: с детьми необходимо общаться на простом и понятном, языке, не использовать много сложных терминов и ни в коем случае не использовать слов «паразитов». С учениками необходимо иметь зрительный контакт и называть их по имени, а не по фамилии, это уменьшает психологическое расстояние между учеником и учителем. Также необходимо проявлять интерес к своему предмету и ученикам.

  • Конфликты с учениками и их родителями.

      Еще одну трудность для педагога в его профессиональной деятельности создает взаимодействие с родителями своих учеников. Очень важно понимать,  что  родители  должны  быть  союзниками  преподавателей,  должны «работать заодно».

        На практике же бывает, наоборот, между педагогом и родителем складываются не просто разногласия, а целые конфликтные ситуации. Парой с родителями взаимодействовать намного сложнее,  чем с учениками, несмотря на то, что педагог и родители действую за одно, в интересах и на благо ребенка. Возможно, такие ситуации создаются потому, что семья узнает о проблемах только со слов ребенка, а выяснить и разобраться в ней, они либо не хотят, либо не могут.      Рекомендация: Конфликтов не стоит избегать. Нужно своевременно решать все создавшиеся разногласия и противоречия, дабы не усугубить ситуацию. На  родительском собрании необходимо поднимать вопросы общего характера. Все проблемы и вопросы, касающиеся конкретного ученика необходимо решать отдельно, в личной беседе с родителем, семьей.  При случившейся неприятной ситуации между преподавателем и ребенком, необходимо по окончанию урока побеседовать с ним наедине. В этой беседе необходимо избегать оценки личности ребенка. Нужно говорить о вашем отношении к ситуации, а не личности ребенка. Нельзя проявлять к ребенку безразличие, нужно быть педагогически заинтересованным в ребенке, быть добрым и вежливым.

Методические проблемы.

  • Недостаточная мотивация у учеников.

Рекомендации: Учитель должен быть воодушевлен своим уроком, ему самому урок должен быть интересен. Учитель должен учиться и узнавать что-то новое, должен принимать участие в различных конкурсах и соревнованиях, продвигать свой предмет и заинтересовывать занимающихся. На уроке физкультуры не должно быть скучно и уныло, ученики должны понимать, зачем они пришли на этот урок и какую пользу они от него получать. Учитель должен быть примером и образцом для мотивации своих учеников.

  • Проблемы дисциплины.

        Уже после нескольких дней работы в школе, учитель ознакомлен с классами и учениками, педагог понимает, что у его учеников есть масса вариантов для того  чтобы помешать вести урок. Плохая дисциплина создает учителю затруднения в работе, мешает и ученикам, желающим заниматься.  Рекомендация: для того чтобы дисциплина на уроке была хорошей необходимо тщательно готовиться и продумывать урок. Учитель должен заинтересовывать своих учеников, им должно быть интересно, заниматься. Преподаватель обязан не допускать ни малейшей не компетенции в преподавании своего предмета.

  • Проблемы ведения документации. 

       Еще одной трудностью у начинающего педагога является трудность составления учебно-методической документации, в силу небольшого опыта и маленького стажа. Рекомендация: Начинающий педагог должен постоянно учиться, развиваться, прогрессировать становиться более опытным и квалифицированным педагогом, идти в ногу со временем. Набираться опытом можно и нужно у более опытных коллег. В случае возникновения вопроса, различного характера, не стесняться, а вежливо и корректно обратитесь к коллегам. Не стоит откладывать важные вопросы, в надежде, что они решаться сами собой. На добро отвечайте добром и никогда не забывайте, что когда-то вы тоже пришли в школу молодым и малоопытным учителем.

 

Работа с молодыми преподавателями. Период адаптации. Путь к успеху.

Работа учителя в школе-сложный многогранный труд. Устраиваясь на работу в школу, они часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Особенно сложно бывает тем, кто первый раз ступил на этот путь. Неудовлетворенность своей работой, отсутствие поддержки – одна из самых распространенных причин, по которым молодые специалисты отказываются от профессии. Очень важно в самом начале своей педагогической карьеры поддержать их и помочь им. Если мы хотим, чтобы наши школы были успешными, чтобы сократился отток молодых учителей, необходимо реализовывать наставнические программы.

         Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт. Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряжённостью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдёт, зависит, состоится ли новоявленный учитель как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другой сфере деятельности. И я, как педагог-наставник, должна помочь ему, чтобы профессиональное становление прошло «безболезненно» и «без осложнений».

В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону и даже через социальные сети. Порой это общение-диалог, беседа, а не нотация. Глубоко убеждена в том, что если не «подхватить» молодого педагога сразу, то после первых недель душевного подъема наступит апатия, возникнет чувство беспомощности, появятся сомнения в профессиональной и личностной компетентности.

Сопровождение молодого педагога начинается с изучения его потребностей в обучении, выявления пожеланий относительно организации и содержания обучения, изучения уровня методической, педагогической, профессиональной грамотности, её опасений и ожиданий. Первые дни самостоятельной работы самые трудные, волнительные, но при этом и самые радостные для педагога, ведь у него появляется возможность проявить себя. В этот момент очень важно не оставить его один на один с возможными трудностями, достаточно просто быть рядом и проявлять внимание к его эмоциональному состоянию, интересоваться его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями.

Цель: Создание условий для профессиональной адаптации и самореализации молодого преподавателя в коллективе, приобретение им практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.

       Для достижения поставленной цели необходимо реализовать  основные задачи:

  1. Создать условия для профессиональной адаптации молодого специалиста в коллективе;
  2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе;
  3. Обеспечить вовлечение молодого специалиста во все сферы школьной жизни;
  4. Включить молодого специалиста в исследовательскую деятельность, развивать профессиональное мышление;
  5. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого специалиста.

Трудности для начинающего преподавателя  в МБУДО «Детская художественная школа №3 г. Владивостока»:

 А)  Преподаватели обычно ведут в классе все предметы, кроме истории изобразительного искусства. Поэтому преподавателю необходимо сразу разобраться в  нескольких предметных программах и учебных планах, расписании предметов. Бывает, что к нам приходят преподаватели, которые уже вели рисунок или живопись, но никогда не преподавали. Скажем, скульптуру или декоративно – прикладную композицию. Знакомство с уровнем и методами преподавания, материалами и техническими возможностями в данном учреждении должно пройти как можно быстрее. В этом и состоит адаптация. 

Б) Как правило, преподаватель, ведущий большинство предметов в классе, является и классным руководителем. А это – общение с родителями учеников, внеклассные мероприятия, налаживание атмосферы творчества и взаимопонимания в детском коллективе;

В) Преподаватель попадает в сложившийся творческий коллектив, где уже выработались  довольно высокие требования к уровню преподавания и оценке детских работ. Необходимость как можно скорее  доказать свое соответствие, влиться в общий процесс. Это может вызвать у человека творческого определенные психологические проблемы: неуверенность, депрессию, страхи и отказ от профессии.  

         Практика наставничества должна создать ситуацию успеха у молодого специалиста, помогать преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии.

Индивидуальный образовательный маршрут молодого преподавателя 

МБУДО «Детская художественная школа №3 г. Владивостока»:

Задачи по профессиональной адаптации и самореализации. Действия, направленные на помощь в решении задач адаптации и самореализации.
1. Адаптация на новом рабочем месте, в коллективе. -Заполнение анкет 1-3 для преподавателей;

– Знакомство с преподавателями и детьми;

– Изучение памятки для преподавателя (обязанности преподавателя, классного руководителя).

2. Выявление затруднений в профессиональной практике. – Составление плана индивидуального развития преподавателя, выявление трудностей в понимании процесса;

– Посещение уроков преподавателя, выявление затруднений, оказание помощи советом, предоставление печатных и наглядных материалов;

– Помощь в общении с детьми и родителями;

3. Вовлечение преподавателя во все сферы школьной жизни. – Знакомство с выставочной деятельностью школы;

– Разработка идей для проведения уникальных мастер-классов;

– Выяснение готовности и возможностей преподавателя участвовать в культурно-массовых мероприятиях школы.

4. Исследовательская деятельность, развитие профессионального мышления. – Знакомство с наглядными, теоретическими и методическими наработками школы, индивидуальными наработками школы;

– Анализ готовности и возможностей преподавателя вести тот или иной предмет.

5. Формирование творческой индивидуальности. – Помощь в формировании способности выявлять творческие наклонности и способности учащихся;

– Участие в творческих конкурсах учащихся и преподавателей;

– Формировать привычку фиксировать (записывать)  и анализировать все  итоги работы с классом (успехи, недостатки, идеи по улучшению учебного процесса), с целью создания индивидуальной, творческой образовательной программы.

6. Итоги. – аттестация преподавателя на соответствие должности;

– начало подготовки для аттестации на первую квалификационную категорию.

  • Реализация индивидуального образовательного маршрута  Гурьевой Олеси Владимировны.

     Гурьева Олеся Владимировна устроилась в МБУДО «Детская художественная школа №3 г. Владивостока»  ………

     

  1. Начальный адаптационный период (первый месяц работы) прошел для Олеси Владимировны довольно легко. Среди преподавателей школы были знакомые, готовые поддержать ее во всем. В целом коллектив школы принял ее хорошо. Правда, были пожелания быть тверже, решительнее, особенно в общении с детьми. Я лично контролировала работу преподавателя в первый год, поддерживала, направляла. Вместе мы искали ошибки и исправляли их. Впоследствии, когда в 2020 г. в школу снова пришли молодые преподаватели, я взяла на вооружение анкетирование и памятки для молодых специалистов, которые были написаны при работе с Олесей Владимировной;
  2. Индивидуальный план:

– Понимание уровня сложности предлагаемых ученикам заданий;

– Программа по скульптуре, работа над индивидуальной программой, помощь в организации уроков, советы по планированию урока, по заполнению журнала;

   – Поскольку сильная сторона преподавателя – работа в графических программах (по образованию- дизайнер), было предложено разрабатывать собственную (авторскую) программу по компьютерной графике и (или) декоративно-прикладной (стилизованной) композиции, что наиболее разовьет индивидуальные, творческие стороны данного преподавателя;

    – Создание проекта мастер-класса сначала на уровне школы, затем на уровне города и края;

     – Присутствие на первых родительских собраниях. Советы по внеклассным мероприятиям и формам общения с родителями учеников, советы по общению с детьми;

     – Знакомство с памятками для молодого преподавателя;

    – Изучение нормативно-правовых документов;

  1. Оформление и помощь в развеске школьных выставок. Знакомство с планом школы и помощь в планировании внеклассных мероприятий;
  2. – Советы по использованию информационных и творческих методов решения задач, способствующих развитию гибкого, оригинального мышления, разнообразных форм и методов работы, способствующих повышению профессиональной компетенции;

         – Выбор темы для методической работы, наиболее полно отражающей индивидуальные особенности преподавателя;

  1. -Поддержка, направление на участие в творческих профессиональных конкурсах;

          -Поддержка, направление на участие в творческих детских конкурсах;

          – Анализ работы в конце четверти, года.

  1. Выводи после испытательного периода работы: Соответствие должности.

      Адаптацию в профессии можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами, родителями обучающихся, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, ощущает себя успешным человеком.

   На момент написания данной работы Гурьева Олеся Владимировна является преподавателем высшей квалификационной категории, успешно развивается в профессии. 

 

  • Реализация индивидуального образовательного маршрута  Красниковой  (Гасановой)   Эльвиры Рафиковны.

Красникова (Гасанова)  Эльвира Рафиковна пришла работать в школу в феврале 2020г. на место ушедшего в декрет преподавателя. В связи с этим ей пришлось взять второй класс в середине года и столкнуться в первые дни работы с необходимостью сразу завоевать доверие и уважение класса. К тому же март 2020г. начал диктовать новые условия работы в период пандемии, связанные с необходимостью выработки дистанционных методов преподавания. Осенью 2020г. у преподавателя проявились выраженные проблемы с обязательностью и дисциплиной, неумением выстроить режим работы, опозданиями. Я связывала это с тем, что начальный период работы совпал с дистанционным форматом, без возможности полного контроля преподавателя со стороны администрации, что привело к более свободным и неправильным установкам. Это был тяжелый период. Преподаватель готов был уйти из профессии, несмотря на потрясающий потенциал и полное соответствие должности. Помогли терпение, такт и опыт бесед с преподавателями, создание плана наставничества. Итоги :

  1. Эльвира Рафиковна успешно прошла период профессиональной адаптации, наладила устойчивый контакт с учащимися, применяя различные информационно-коммуникативные технологии в работе с учениками. Стиль отношений преподавателя  с обучающимися на даный момент -доброжелательный и внимательный. В целом коллектив школы относится к ней очень хорошо. План работы с наставником был направлен на развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста.Я лично контролировала работу Эльвиры Рафиковны в первый год, поддерживала, направляла. Вместе мы искали ошибки и исправляли их. 
  1. Индивидуальный план:

– Понимание уровня сложности предлагаемых ученикам заданий, соответствующих их подготовке;

– Программа по графической композиции, работа над индивидуальной программой, помощь в организации уроков, советы по планированию урока, по заполнению журнала;

 – Поскольку сильная сторона преподавателя – рисунок, живопись и работа в графических программах (по образованию- живописец и преподаватель рисования), было предложено разрабатывать собственную (авторскую) программу по дистанционному преподаванию живописи и (или) станковой композиции, что наиболее разовьет индивидуальные, творческие стороны данного преподавателя;

  – Создание проекта мастер-класса (дистанционного) сначала на уровне школы, затем на уровне города и края, участие в последствии в  мастер-классах офлайн;

  – Индивидуальное общение с родителями и учениками(дистанционно). Присутствие на первых родительских собраниях (осень 2020г). Советы по внеклассным мероприятиям и формам общения с родителями учеников, советы по общению с детьми;

  – Знакомство с памятками для молодого преподавателя;

  – Изучение нормативно-правовых документов;

  1. Оформление и помощь в развеске школьных выставок. Знакомство с планом школы и помощь в планировании внеклассных мероприятий;
  2. – Советы по использованию информационных и творческих методов решения задач, способствующих развитию гибкого, оригинального мышления, разнообразных форм и методов работы, способствующих повышению профессиональной компетенции;

         – Выбор темы для методической работы, наиболее полно отражающей индивидуальные особенности преподавателя;

  1. -Поддержка, направление на участие в творческих профессиональных конкурсах;

          -Поддержка, направление на участие в творческих детских конкурсах;

          – Анализ работы в конце четверти, года.

  1. Выводи после испытательного периода работы: Соответствие должности.

      Адаптацию в профессии можно считать успешной. Достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами, родителями обучающихся, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, ощущает себя успешным человеком.

   На момент написания данной работы    Красникова (Гасанова) Эльвира Рафиковна является преподавателем первой квалификационной категории, успешно развивается в профессии. 

  •  Реализация индивидуального образовательного маршрута Золотухиной (Зинадшиной) Вероники Александровны.

 Вероника Александровна работает в МБУДО «Детская художественная школа №3 г. Владивостока» с марта 2020г. Данного преподавателя характеризовала очень быстрая адаптация и высокий профессионализм, большой педагогический потенциал, высокая степень ответственности, дисциплины. Трудности адаптации все же были, так как она когда то училась в этой школе и с трудом контролировала эмоции при общении с преподавателями. На первых порах нужны были беседы и советы, касающиеся выстраивания отношений со взрослыми коллегами на равных, в соответствии с данным положением. Однако больше проблем практически не было.

Характеристика преподавателя:

-успешная адаптация к новым условиям трудовой деятельности;

-спокойное вхождение в новую должность;

– своевременное выполнение всех обязанностей;

– достаточно быстрое установление взаимопонимания с педагогическим коллективом;

– свободное вхождение в роль учителя и классного руководителя;

– установление взаимопонимания с классным коллективом;

– умение находить подход к каждому отдельному учащемуся;

– установление взаимопонимания с родителями учащихся;

– формирование собственной системы работы, авторских программ;

– умение внедрять в свою работу новые педагогические технологии и методы;

– осуществление уверенных шагов на пути к педагогическому росту.

В настоящее время педагог показывает хорошие результаты в профессиональной деятельности на школьном и муниципальном уровнях. Она проводит открытые уроки, внеклассные мероприятия; проходит  программы профессионального самообразования, изучает  оn-line курсы, участвует в профессиональных конкурсах. На данный момент имеет первую квалификационную категорию.

 

Заключение.

  На протяжении многих лет обсуждается проблема возникающих трудностей у молодых педагогов в период профессиональной адаптации. Многочисленные факты о профессиональной подготовке, деятельности и самочувствии начинающих учителей (до 2-3 лет) и молодых педагогов (до 5 лет), полученные из разных источников: монографий, сборников, научных трудов и других, подтверждают эту проблему. Выпускник педагогического вуза либо колледжа, придя работать по специальности, начинает в своем повседневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения. Однако на этом пути его ждет множество проблем. С какими же проблемами сталкиваются молодые специалисты: управление собственным психологическим состоянием на уроке, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми, выбор адекватной позиции, взаимодействие с родителями и др.

Трудности, встречающиеся на пути начинающих учителей, являются проблемой, которую нельзя оставлять без внимания и игнорировать. Это является ключевой проблемой начинающего учителя в профессионально-педагогической деятельности.

Для выявления трудностей начинающих учителей нами было проведен теоретический анализ имеющейся литературы. Нами были изучены психолого- педагогические взгляды на сущность педагогической деятельности, объективный характер трудностей учителя в процессе профессиональной деятельности и типичные трудности в деятельности молодого учителя.

      На основе теоретической базы нами было проведено исследование трудностей начинающих учителей. На основании нашего исследования можно сделать следующие выводы.

       Молодой педагог, начинающий свою педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении нередко теряется. Знаний, полученных в вузе или колледже, достаточно, но педагогическая практика показывает, что молодым педагогам не хватает педагогического опыта. Анализ педагогической действительности и социально-педагогических исследований показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация выпускника может протекать длительно и сложно. Зачастую возникающие у молодого специалиста трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием возможностей организации своей педагогической деятельности, недостаточным владением приемами и методами обучения. Готовясь к занятию, молодой педагог не может выделить приоритетные цели и задачи, что приводит к низкой эффективности обучения.

Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, – адаптационно коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависит не только общий успех работы педагога, но и уровни самооценки и притязаний.

Возникают и определенные проблемы во взаимоотношениях с учащимися. Особое место занимает проблема взаимоотношений со «сложными», так называемыми проблемными детьми. Для работы с ними у молодого педагога не хватает педагогического опыта.

Профессиональная некомпетентность молодых педагогов связана и с тем, что они плохо контролируют и порой неверно строят свою речь. Специфические особенности педагогического труда и профессиональные возможности каждого педагога, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что выводы и рекомендации по проведенному исследованию можно применить на практике каждым начинающим педагогом, что поможет скорее адаптироваться и продуктивно вести свою профессионально-педагогическую деятельность.

Таким образом, задачи нашего исследования решены в полном объеме, цель достигнута.

В связи с этим необходима специальная деятельность, направленная на подготовку педагогов-наставников к выполнению функций наставника.

При разработке Программы учтена структура профессиональной готовновности педагога к выполнению функций наставника.

 

Литература:

  1. Введенский В. Н. Компетентность педагога, как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. 2003. №4. С. 21–23.
  2. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя / С. Г. Вершиловский // Советская педагогика. 2014. № 4. С. 76–84.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика – Пресс. 1998. 536 с.
  4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 1997. 480 с.
  5. Крутецкий В. А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение. 1980. 423 с.
  6. Лихачёв Б. Т. Педагогика. М: Прометей Юр. 1998. 464с.
  7. Педагогические трудности современного учителя и стратегии их преодоления [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека: официальный сайт. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=11702020
  8. Полякова Г. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей / Г. С. Полякова. М.: Педагогика. 1983. 184 с.