Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

ФИО: Сычева С.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2815
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



 

«Взаимодействие детского сада и семьи  в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

 

Современное общество переживает одно из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминирируют над духовными. Поэтому у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме» это связано, с одной стороны, с « культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потери традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще»

Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Семья является ведущим каналом трансляции  культурных ценностей. Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и  людей. 

 В статье 18 Закона РФ «Об образования» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». 

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  №1155 от 17 сентября 2013года « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В направлении познавательного развития предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее  природы, многообразии  стран и народов мира.

 

Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания духовных качеств ребенка.

В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоции, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально- культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании нравственных качеств.

Приоритетной для формирования основ нравственности является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейными традициями и обычаями. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношение в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение заповедей, национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

И в настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания. Впервые разработана Концепция православного дошкольного образования, созданы авторские программы, сформулированы основные положения методики духовно-нравственного воспитания дошкольников, разработаны пути педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и воспитания меленьких детей.

 

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что сотрудничество с семьей, требует новых форм, а подчас и обновления содержания сотрудничества. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников. 

 

Творческая группа педагогов,  для решения стандарта составила план проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников, в котором определены цель работы по данному направлению:

 

  1. Сохранение духовно- нравственного здоровья детей  (занятия, беседы, устные поучения).
    2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
    3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
    4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Взаимодействие с семьями организуется в нескольких направлениях.

 

Определила цели и задачи проекта:

 

  1. . Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. 
  2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. 
  3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной  культуры).
  4. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры 

 

Просветительное направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена духовно – нравственным основам уклада жизни семья, годовому кругу праздников в жизни семьи.

 

 Предлагаемый проект  включает циклы мероприятий:

 «Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».

 

Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, придумали герб девиз, составляли родословную своей  фамилии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

 – корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

 – семья – хранительница духовных, национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

Молодые родители узнают, что в дошкольный период, важно показать ребенку нравственные образцы как эталоны при   этом взрослый как  это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку « ты плохой», а сам являет норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование посредственного сказочного образа или пример из жизни Святых.

 Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поиске сайтов. Поэтому мы начали  в детском саду создание аудио – и видеотеки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.

 Организация взаимодействия с семьей предполагает обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания, проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей.

Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются родители. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей.

 Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с настоятелем церкви. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры, повышается духовно-нравственный потенциал. Происходит знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей. Заключен договор с епархией о сотрудничестве  и будет проводиться факультатив с этого учебного года.

 

Не менее значительными являются такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр. Имеет возможность реализовать такие социально-педагогические проекты « Семейный круг» и « Читающая семья».

 В духовном воспитании ребенка – одно из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми , в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции. Общее дело объединяет. С особой любовью ,дети вместе с родителями изготовляли  белые цветы к   акции  « Белый цветок» . эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка.

 

 В ДОУ  для родителей и воспитанников  организован уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал:

– литература для детей и педагогов;

– аудиокассеты и видеоматериалы: « беседы с батюшкой»,

» Святые таинства», « Сказания и былины» и т. д.

– демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;

– игры по духовно-нравственному воспитанию;

-иллюстрации, календари,  альбомы « Храмы», « Православные святые»;

–  памятки и консультации по темам» Правила поведения в храме» ,

» Православные праздники зимой» и др.;

– выставки работ детей и родителей;

– иконы.

Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса  дало  положительные результаты. Повысился духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное  развитие детей.

 

 Духовно- нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого  участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но  не уменьшает значимости нашей работы.

 

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддерживать становление духовно-нравственной личности ребенка, повысить уровень духовно- нравственной культуры семей.

 

Понятие духовно-нравственного воспитания

 

Ответим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно- нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности. 

Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции. 

Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения,  мировоззренческую  позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром.

 

Известно, что основной духовно- нравственного воспитания являются духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и в детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги- люди. Составляющие ближайшее социальное окружение ребенка,- оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

 

Программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

 

Отдел религиозного образования и  с привлечением широкого круга ученых, психологов, социальных педагогов, священнослужителей, а также практических работников дошкольных учреждений проводит работу по совершенствованию содержания воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

 В 1993 г. Впервые была разработана « Концеция православного дошкольного воспитания», которая сыграла свою конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

 

За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как:

« Духовно-нравственное воспитание и патриотическое воспитание дошкольников»

( автор Г.Г. Алексеева Саратовская епархия);

 

Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова ( г. Ступино Московской области).

 Ряд комплексных парциальных  авторских программ  ,ориентированных на отечественные культурные традиции, представлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ. 

Программа « Рождение и воспитание здорового ребенка» и « К здоровой семье через детский сад», разработанные Санкт-петербургской медицинской Академией постдипломного образования, и комплекс программ « Семейный лад» Семейного клуба родительского опыта « Рождество» ( г. Москва, руководитель педагогических программ Крячко А.А.)

 

Информационные источники:

 

  • Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду.         Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. 

  

  • Данилина Г.Н.  Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ – М.: АРКТИ, 2003 
  • Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008. 
  •  Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005 
  • Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду  РОССИИ – М.: АРКТИ, 2004 
  • Павлова Н. В. Материалы межрегионального конкурса «Вифлеемская звезда» Тамбов, 2011. 
  •  Половинкин А. И. «Православная духовная культура». М., 2003. 
  • Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007.