«Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Современное общество переживает одно из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в молодых семьях часто доминирируют над духовными. Поэтому у детей распространены искаженные представления о великодушии, справедливости, милосердии, доброте, патриотизме» это связано, с одной стороны, с « культурным взрывом» последних десятилетий, крушением идеалов, нравственных ориентиров, а с другой – с кризисом семьи, потери традиционного авторитета родителей, педагогов, взрослых вообще»
Духовно – нравственное воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. Большое значение для решения этих задач имеет семья. Семья является ведущим каналом трансляции культурных ценностей. Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
В статье 18 Закона РФ «Об образования» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17 сентября 2013года « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». В направлении познавательного развития предполагает развитие представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания духовных качеств ребенка.
В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоции, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально- культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании нравственных качеств.
Приоритетной для формирования основ нравственности является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейными традициями и обычаями. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношение в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение заповедей, национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.
И в настоящее время формируется сравнительно новое для дошкольной сферы направление православного дошкольного воспитания. Впервые разработана Концепция православного дошкольного образования, созданы авторские программы, сформулированы основные положения методики духовно-нравственного воспитания дошкольников, разработаны пути педагогического просвещения родителей и педагогов в вопросах развития и воспитания меленьких детей.
Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что сотрудничество с семьей, требует новых форм, а подчас и обновления содержания сотрудничества. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Творческая группа педагогов, для решения стандарта составила план проекта духовно-нравственного воспитания дошкольников, в котором определены цель работы по данному направлению:
- Сохранение духовно- нравственного здоровья детей (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Взаимодействие с семьями организуется в нескольких направлениях.
Определила цели и задачи проекта:
- . Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры
Просветительное направление предполагает проведение мероприятий для родителей, раскрывающих вопросы духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тематика встреч посвящена духовно – нравственным основам уклада жизни семья, годовому кругу праздников в жизни семьи.
Предлагаемый проект включает циклы мероприятий:
«Мир вокруг нас»; «Дерево добра»; «Край, в котором ты живешь»; «История в архитектурных памятниках»; «О чем поет колокол?»; «Православная Россия в лицах»; «Православная культура»; «Хозяева и хозяюшки».
Родители заинтересованно участвуют в составлении генеалогического древа своей семьи, придумали герб девиз, составляли родословную своей фамилии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
– корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
– семья – хранительница духовных, национальных ценностей.
Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.
Молодые родители узнают, что в дошкольный период, важно показать ребенку нравственные образцы как эталоны при этом взрослый как это бывает у молодых родителей, не говорит ребенку « ты плохой», а сам являет норму нравственного поведения. А поскольку в наше время с образцами труднее, остается проверенный веками прием использование посредственного сказочного образа или пример из жизни Святых.
Активный интерес у современных родителей вызывают мультимедийные средства: презентации, фильмы, аудиозаписи. Они активно пользуются материалами интернета, затрудняясь лишь в поиске сайтов. Поэтому мы начали в детском саду создание аудио – и видеотеки, направленной на приобщение семей к православным ценностям.
Организация взаимодействия с семьей предполагает обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, проведение совместных занятий с детьми, участие родителей в театрализованных постановках нравственного содержания, проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей.
Дети всегда ждут с нетерпением праздников, на которые приглашаются родители. К праздникам организуются и выставки работ педагогов, детей и их родителей.
Большое значение имеют встречи всех участников образовательного процесса с настоятелем церкви. На подобных встречах раскрывается сущность православного воспитания и православной культуры, повышается духовно-нравственный потенциал. Происходит знакомство с традиционным семейным укладом, традициями воспитания детей. Заключен договор с епархией о сотрудничестве и будет проводиться факультатив с этого учебного года.
Не менее значительными являются такие семейные традиции как домашнее чтение, семейный театр. Имеет возможность реализовать такие социально-педагогические проекты « Семейный круг» и « Читающая семья».
В духовном воспитании ребенка – одно из главных задач, является воспитание привычки к делам милосердия. Воспитание любви строится на чувстве сострадания, сопереживания, соучастия. Поэтому особо значимыми , в нашем дошкольном учреждении, стали благотворительные акции. Общее дело объединяет. С особой любовью ,дети вместе с родителями изготовляли белые цветы к акции « Белый цветок» . эта добрая традиция, исполненная милосердием, является фундаментом для формирования личности человека, как взрослого, так и ребенка.
В ДОУ для родителей и воспитанников организован уголок православной культуры, где собран теоретический и практический материал:
– литература для детей и педагогов;
– аудиокассеты и видеоматериалы: « беседы с батюшкой»,
» Святые таинства», « Сказания и былины» и т. д.
– демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий;
– игры по духовно-нравственному воспитанию;
-иллюстрации, календари, альбомы « Храмы», « Православные святые»;
– памятки и консультации по темам» Правила поведения в храме» ,
» Православные праздники зимой» и др.;
– выставки работ детей и родителей;
– иконы.
Создание единой системы духовно-нравственного воспитания в дошкольном учреждении на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса дало положительные результаты. Повысился духовно-нравственный потенциал педагогов и профессиональная компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников, возрос интерес родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей.
Духовно- нравственное воспитание – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддерживать становление духовно-нравственной личности ребенка, повысить уровень духовно- нравственной культуры семей.
Понятие духовно-нравственного воспитания
Ответим, что под духовно-нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению духовно- нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.
Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и Божиим миром.
Известно, что основной духовно- нравственного воспитания являются духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие – в первую очередь, духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и в детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги- люди. Составляющие ближайшее социальное окружение ребенка,- оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
Отдел религиозного образования и с привлечением широкого круга ученых, психологов, социальных педагогов, священнослужителей, а также практических работников дошкольных учреждений проводит работу по совершенствованию содержания воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.
В 1993 г. Впервые была разработана « Концеция православного дошкольного воспитания», которая сыграла свою конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание воспитательно- образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как:
« Духовно-нравственное воспитание и патриотическое воспитание дошкольников»
( автор Г.Г. Алексеева Саратовская епархия);
Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова ( г. Ступино Московской области).
Ряд комплексных парциальных авторских программ ,ориентированных на отечественные культурные традиции, представлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ.
Программа « Рождение и воспитание здорового ребенка» и « К здоровой семье через детский сад», разработанные Санкт-петербургской медицинской Академией постдипломного образования, и комплекс программ « Семейный лад» Семейного клуба родительского опыта « Рождество» ( г. Москва, руководитель педагогических программ Крячко А.А.)
Информационные источники:
- Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ – М.: АРКТИ, 2003
- Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008.
- Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М.: АРКТИ, 2005
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду РОССИИ – М.: АРКТИ, 2004
- Павлова Н. В. Материалы межрегионального конкурса «Вифлеемская звезда» Тамбов, 2011.
- Половинкин А. И. «Православная духовная культура». М., 2003.
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 2007.