Непосредственно- образовательная деятельность по финансовой грамотности “Парк развлечений”

ФИО: Шхалахова З.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2874
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Непосредственно- образовательная деятельность по финансовой грамотности "Парк развлечений"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Конспект открытого занятия с детьми подготовительной к школе группы по финансовой грамотности “Парк развлечений”

Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные:
– Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
– Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
– Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.
– Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.
Развивающие:
– Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.
– Закреплять умение выполнять математические вычисления.
– Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
– Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
– Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации – познавательно – исследовательская деятельность.
Метод организации обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у детей конкретных представлений о деньгах и экономике.
Приемы: погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент.
Форма работы: подгрупповая.
Используемые технологии: Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка.
Организация образовательной среды: Для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, кошелёк 2шт., железная монета, бумажная купюра (не настоящая), карта куда будут дети вносить результаты опытов. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, копилки на стол детям, конверты с заданиями, магазин с товарами. Жетоны, столы и стулья –по количеству детей.
Планируемый результат:
Дети будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена – это количество денег, которое надо отдать.
Дети будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.

Словарная работа: экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты).
Предварительная работа: Сюжетно ролевая – игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.

Ход занятия

  • Приветствие

Встанем мы в кружочек дружно –

Поздороваться нам нужно.

Говорю тебе: «Привет» –

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй левая рука!

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг!
Ребята, вы видели сегодня афишу в детском саду. 

А, что это за афиша? (воспитатель нажимает на кнопку и звучит

аудиозапись).

– Внимание! Внимание! Только сегодня в детском саду работает детский городок аттракционов «Юные финансисты». Здесь вас ждут веселые аттракционы, интересные задания, сюрпризы и сладкие подарки! Поторопитесь, друзья!

Воспитатель: Хотите, ребята, в парк развлечений « Юные …..». А вы ребята знаете, кто такие финансисты? Тогда я вас приглашаю. Вы можете приобрести билеты в кассе и попасть в городок аттракционов. 2 билета стоят 10 рублей. Мальчики покупают билеты девочкам. Я жду вас у кассы. (Дети подходят к столу, считают монеты и покупают билеты.

(Запись у входа) 

Здесь вас ждут интересные задания, игры, вы  познакомитесь с экономическими названиями и решите экономические задачи»- Добро пожаловать в наш парк!

А, чтобы наш мозг хорошо работал, давайте проведем нейрогимнастику.
Молодцы, дети. Для того, чтобы мы оказались в парке,  вам  нужно отгадать загадки и  надеть жетоны. 

  1. Посмотрите вокруг, как здесь красиво, тут очень много интересных аттракционов. Для самых веселых ребят здесь работает комната смеха, я чувствую, что нам здесь будет смешно.  (Дети подходят к домику где висит большая открытка  с надписью) воспитатель читает:

– Ребята я хочу прочитать вам стихотворение, которое называется. «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!  (словарное слово)
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему? 

Отв.детей. Нет, нельзя. 

Мы думаем, что нельзя.

-Ответы детей:  Нет, конечно.

Этот мальчик, наверное, 

очень маленький.

-Он не умеет считать.

Правильно дети, за 3 копейки, конечно, нельзя купить столько товара.

Воспитатель: Молодцы.
2. Самые смелые ребята смогут побывать в комнате страха. Здесь очень темно, вам необходимо с помощью фонариков найти деньги и вынести их оттуда. (дети выносят деньги)

– Ой, сколько денег вынесли наши ребята?

– Вам не было страшно, там же было темно?

Дети: Нет, мы с помощью фонариков нашли эти деньги.

-Молодцы, ребята.

Дети, вы когда-нибудь, делали покупки самостоятельно?
Ответы детей
Воспитатель: А за покупками, в магазин, с чем ходят?
– Посмотрите сколько у меня разных денег. Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.
Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)
– Как называются наши деньги? (Рубль).
Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена.  Раньше, когда не было денег, люди обменивались товарами. Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?
Ответы детей:

монеты.
Воспитатель: Правильно они называются монетами. А бумажные деньги называются? (купюрами)

3.Ребята, сейчас я предлагаю зайти в тир, но этот тир необычный, а называется  он тир-балансир. Вы по очереди становитесь на балансир и бросаете мяч на табло. Цифра,  в которую вы попадете, будет номером загадки.

  1. В этой фирме все бывает,

Бланк сначала заполняют,

Вносят в кассу платежи.

Что за фирма, подскажи? (Банк.)

  1. На товаре быть должна

Обязательно … (Цена)

  1. Герб и циферки в рядах

Стоят на разных сторонах (монета)

  1. И врачу, и акробату

Выдают за труд. (зарплату)

  1. Без меня нет и рубля,

Хоть и маленькая я.

Наберёшь меня сто штук —

Вот и рубль, милый друг.

(Копейка)

  1. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

  1. Чтоб продукты потреблять,

В платьях модных щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Нужно все это … (Купить)

  1. Будут целыми, как в танке,

     Сбереженья ваши в. (Банке) 

  1. Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Белка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. (Копилка.)
Воспитатель демонстрирует копилку.
Воспитатель:
– Ребята, что это такое?

Дети: 

Копилка
Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.
Ответы детей

Итак, деньги нам нужны:

(Ответы детей) – 

для покупки продуктов питания; –

для оплаты бытовых услуг;

-для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, 

для каких развлечений нам нужны деньги?);-

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

-для оплаты проезда на транспорте; 

-для покупки подарков;

А еще ребята, деньги нужны для оказания помощи бедным. Такая деятельность называется благотворительность, это оказания помощи нуждающимися.

– для покупки бытовой техники

– для покупки  лекарства и т.д.

Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, каким образом в семье появляются деньги?
Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей  зарплата
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день. Кроме родителей, кто является членом семьи?
Ответы детей: Дедушка, бабушка, брат, сестра.
Воспитатель: Вносят ли дедушка  с бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? 

Да. 

А что получают дедушка с бабушкой? – пенсия.

Пенсия – это деньги. Её платят пожилым людям, проработавшим много лет. Ответы детей
Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Ответы детей: нет

Маленькие дети могут приносить в семейный бюджет деньги. За них получают пособии.

Воспитатель обобщает ответы детей. И большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию.
Воспитатель: Значит ребята- зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом можно назвать все эти деньги? (семейный бюджет)  

Первое Практическое задание. «Подсчитайте семейный бюджет» с помощью данных цифр.
Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль.
Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием!

Игра «Дополни»

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Давайте вспомним признаки монеты и купюры. С этими признаками банкноты вы уже знакомы? 

Монета круглая, а банкнота …(Прямоугольная)

Банкнота бумажная, а монета …(Металлическая)

Монета звенит, а банкнота …(Шуршит)

Монета металлическая, а банкнота…(Бумажная)

А теперь, ребята, будьте внимательны.

Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ребята, ещё бывают “безналичные деньги”. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль) (Показать банкомат).

Давайте  вспомним, из каких цифр состоит пароль?

Из 4 – А кто нибудь из вас сможет снять деньги?

Да. 

Дети: Номер моей карты – это состав числа 8 – 5; 0; 2; 1.

2 Реб.: Номер моей карты – это состав числа 10- 4; 3; 2; 1.

3 Реб.; Номер моей карты – это состав числа 7 – 5; 0; 1; 1.

Покажите ваши деньги, хотите мы их посчитаем «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять, (шагаем на месте) 

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) 

Дом, в котором мы живём. 

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) 

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) 

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Впереди нас ждет игровой аттракцион.

«С кочки на кочку»  

Вы можете по очереди называть противоположные слова и прыгать с кочки на кочки.

Дорого – …(Дешево)

Расход – …(Доход)

Продавец – …(Покупатель)

Ленивый – …(Трудолюбивый)

Розница – …(Оптом)

Убыток – …(Прибыль)

Покупатель – продавец

Покупка – продажа

Тратить – копить

Наличные – безналичные

Высокие цены – низкие цены

Ребята, вы хорошо поработали, теперь можно зайти в кафе. 

Подойдите, ребята, Белка плачет и кафе закрыто.

Я вижу у белки объявление висит. 

      А у Белки обьявление. (Воспитатель читает).

Денег в банке накопила

И кафе я здесь открыла

Но не идут ко мне зверята,

Что же делать мне ребята?

Дети: Наверное нужна реклама кафе.

Воспитатель: Ребята, хотите помочь Белке прорекламировать её  кафе. Перед вами лежат материалы,

Необходимые для создания рекламы – это картинки продуктов питания.

Дети заходят в кафе, садятся за столы (на столах лежат материалы – картинки продуктов питания,) – дети выполняют работу под музыку.

Вот какая реклама у нас получилась: (читает ребенок)

Выбирайте сладости

Для ребячьей радости!

И хрустящие орешки, –

Предлагаем вам в кафешке.

Воспитатель: С такой рекламой у тебя Белка, отбоя не будет от посетителей.

 

Игра “Кто больше “

Воспитатель:- ребята, давайте, оставим Белке заготовки для другой рекламы. А для этого девочки берут трафареты пирожного, а мальчики трафареты мороженого. Вам нужно  разместить  как можно больше  мороженого и пирожного на листе бумаги.

Воспитатель: – Давайте посчитаем, сколько заготовок у вас получилось. (Дети считают)

– Кто экономнее использовал бумагу? 

– А теперь давайте посмотрим, сколько мороженого разместили мальчики? (Дети считают)

Воспитатель: Давайте теперь зайдем в магазин. Рассмотрите товар, каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в этом  магазине один и тот же товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (два яблока:  красное яблоко- 5 рублей, а зелёное- 2 рубля) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? 

Дети: я например, возьму за 2 рубля. Тогда я сэкономлю 3 рубля.

Дети: а я куплю за 5 рублей. Потому что я люблю только красное яблоко.

Дети: я тоже куплю за 2 рубля, тогда я сохраню часть своих денег.

Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.
Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию.

– Ребята, у меня собой ваши деньги, вырученные с проведенной ярмарки. Если вы согласны можете потратить часть денег на покупку яблок.

Ну а теперь нам пора возвращаться обратно в садик. Снимаем жетоны, беремся за руки, закрываем глаза и считаем от 0 до 10.
Вот мы уже в садике.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, за что садик платит деньги?
Ответы детей 

За воду, 

За свет, 

За телефон, 

За вывоз мусора.
Воспитатель: Какой вклад мы можем внести в экономику детского сада?
Ответы детей

Нужно экономно расходовать воду, 

свет, 

беречь имущество,

 одежду, 

книги, 

мебель.
Воспитатель: Правильно, а как это сделать?
Ответы детей 

Выключать свет, 

когда он не нужен, 

не включать быстро воду, 

не ломать игрушки, 

не рвать книги

Воспитатель: Если вы это будете делать, то вы сэкономите деньги детского сада.

 Итог. 

Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, выданные родителями на обеды, на продукты для семьи. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?

 

А сейчас послушайте такую ситуацию.

В магазин завезли новую игру, о которой вы давно мечтали. Но мама сказала, что сейчас у семьи нет на нее денег, и нужно подождать до зарплаты. Как правильно поступить? Послушайте варианты:

– начать плакать и уговаривать маму;

– попросить денег на игру у бабушки;

– подождать, когда мама получит зарплату.

Ситуация вторая.

Мама или папа получили зарплату. Как правильно нужно ею распорядиться? Послушайте варианты ответов:

– купить много сладостей;

– купить продукты, заплатить за услуги, а оставшиеся деньги отложить;

– поехать всей семьей в путешествие.

Дети предлагают ответы и объясняют свой выбор.

Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?

Дети: здоровье, дружбу, любовь. 

Молодцы, ребята. 

Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. 

Рефлексия.
Вам понравилось в городке аттракционов «Юные финансисты»? Ребята, а сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…

1.Делать рекламу

2.Считать доход семьи

3.Игра «для чего нам нужны деньги»

4.игра «с кочки на кочку»

5.нейрогимнастика 

6.делать покупки в магазине

  1. учиться экономить

8.физминутка

Воспитатель: А я отвечу на этот вопрос так: Мне сегодня понравилось, как вы играли, выбирали правильные варианты из предложенных, учились быть экономными.