ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
по предмету «Живопись»
Для учащихся 1 класса
Тема урока:
«Натюрморт из бытовых предметов в контрастной цветовой гамме»
Вакуленко Светлана Максимовна
Рязань 2023 г.
Тема урока:
«Краткосрочный этюд фруктов на цветовой контраст».
Цель урока. Познакомить учащихся со значением цветового контраста в создании гармонии цвета живописной работы.
Обучающие:
– изучение основ акварельной живописи, техники работы в один сеанс.
Развивающие:
– развитие личности учащихся, активности, самостоятельности в работе над письмом натюрморта, наблюдательности, зрительной памяти, художественного вкуса;
– развитие чувства композиции;
– развитие навыков работы с акварельными красками;
– развитие представлений о влиянии цветовой среды на предмет.
Воспитывающие:
– умения видеть красоту окружающего мира и способность перерабатывать свои впечатления в художественный материал;
– воспитание аккуратности в работе.
Задачи урока:
– закрепление понятия «цветовой контраст»;
– закрепление знаний о взаимодействии контрастных цветов в живописи;
– лепка формы предметов с учетом цветовых и тональных отношений;
– сохранение «свежести» акварельного этюда.
Оборудование урока: для учителя – образцы работ, выполненных с выраженным цветовым контрастом, наглядно-дидактический материал.
Для учащихся – эскизы, этюды с фруктами на контрастном по цвету фоне, бумага, карандаш, ластик, акварельные краски, кисти беличьи.
Форма ведения урока: групповая.
Тип урока. Комбинированный урок (беседа, практическое выполнение задания, подведение результатов).
Этапы урока:
– Организационный момент;
– Постановка цели;
– Повторение пройденного материала;
– Изучение нового материала (показ примеров живописных работ);
– Фронтальный опрос;
– Работа над этюдом;
– Подведение итогов;
– Просмотр;
– Обсуждение.
Продолжительность занятия 40 минут.
План урока:
– организационный момент, сообщение цели и задачи урока – 1 минута;
– изучение нового материала – 15 минут;
– практическая работа – 20 минут;
– просмотр и анализ работ учащихся – 4 минуты.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Сообщение темы урока, цели и задачи.
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие принадлежностей для работы на уроке).
Постановка темы урока «Краткосрочный этюд фруктов на цветовой контраст».
Цель урока. Знакомство учащихся со значением цветового контраста в создании гармонии цвета живописной работы.
Задачи урока: на основе изученного материала подготовить эскиз фруктов, а затем выполнить его в предложенном материале широкими мазками на бумаге.
- Изучение нового материала.
Показ примеров живописных работ.
В ходе объяснения темы учащимся предложено посмотреть примеры работ с выраженным цветовым контрастом, выполненные в предыдущие годы обучения учащимися ДХШ живописного отделения.
Основные понятия:
Разновидность живописной техники «в один присест» алла прима, позволяющая выполнить картину за один сеанс (или в два или более сеанса, но по отдельным частям, каждая в один слой). Художник, использующий такую технику, заканчивает изображение до полного высыхания красок, в то время как метод ведения длительной живописной работы предусматривает нанесение красок слой за слоем (лессирование) и ожидание, пока очередной слой высохнет. Техника укрепилась в живописи с появлением работ импрессионистов, но также применяется в академической живописи для создания предварительных набросков картин. Примером могут служить этюды И. Репина к картине «Торжественное заседание Государственного Совета». Одним из первых художников, использовавших технику «алла прима», можно назвать Франса Халса.
Техника «в один присест» позволяет решить задачи освещения и отработать «состояние» одними цветами, не заостряя внимание на детализацию вещей и не проводя сложного композиционного анализа.
Этюды, выполненные в данной технике, отличаются необычайной сочностью и свежестью, так как смешивание невысохших красок дает оригинальные цветовые эффекты. А также позволяет избавиться от скованности в манипуляциях, а также от излишней нерешительности жестов.
Контраст – это разница между различными элементами изображения, которая делает их более заметными и выразительными. Подразумевает визуальную разницу между элементами по цвету, тону, форме, размеру, текстуре и т. д. Контраст помогает выделить главное в этюде, сделать акцент на определенных объектах.
Цветовой контраст – это разница между цветами изображения. Он зависит от положения цветов на цветовом круге, их насыщенности, светлоты и температуры. Контраст по цвету помогает выделять объекты или планы.
Одним из подвидов является контраст дополнительных цветов. Представляет собой разницу между цветами, расположенными напротив друг друга на цветовом круге. Например: красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый. Это самый сильный вид цветового контраста, который создает наибольшее напряжение и динамику.
Явление цветового контраста заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов, или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся. Дополнительные цвета в соседстве друг с другом становятся ярче и насыщеннее. Например: желтые груши будут выглядеть еще желтее рядом с фиолетовой тканью.
По ходу занятия ребятам задаются уточняющие вопросы на закрепление материала урока.
– Что такое «контрастные цвета»? Учитель.
Ответ.
– Какие бывают основные пары контрастных цветов? Учитель.
Ответ.
– Что такое «явление цветового контраста»? Учитель.
Ответ.
III. Практическая работа над заданием.
Выполнение этюда с фруктами.
Учитель.
– Работая с натуры, выполняется композиционное размещение предметов постановки на бумаге в карандаше. Акварельными красками осуществляется лепка формы предметов широкими мазками, прорабатывается тон и насыщенность. Используя чистые цвета акварельных красок для проработки фруктов, сохраняется «свежесть» этюда.
Самостоятельная работа учащихся под наблюдением преподавателя.
Преподаватель контролирует выполнение задания, оказывает помощь при обнаружении ошибок. В конце урока преподаватель выражает свое мнение о выполненной учащимися работе и дает ей оценку. В обсуждение работ можно включать и самих детей.
- Подведение итогов. Рефлексия.
Просмотр и анализ выполненных работ.
- Выразительность цветового контраста этюда;
- Соблюдение законов светотени и теплохолодности в живописи.
Все ученики принимают участие в мини-выставке и проводят анализ. Рассказывают, с какими трудностями столкнулись и как их решили.
Что получилось? Что было сложным? Что нового узнали? Что наиболее понравилось? И т. д.
Список использованной литературы:
- Алексеев С.О. О колорите. – М., 1974
- Беда Г.В. Живопись. – М., 1986
- Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004
- Все о технике: цвет. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2002
- Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. – М.: Арт-Родник, 2004
- Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. – М., 1985
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1977
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. С-Пб: Союз, 1997
- Зайцев А.С. Наука о цвете и живописию – М.: Искусство, 1986
- Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.% Высшая школа, 1992
- Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
- Смирнов Г.Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975