Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации
Тема: «Сказку ты, дружок, послушай и сыграй»
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
-продолжать учить составлять сказку по картинкам-моделям;
-учить детей обыгрывать сюжет сказки;
-формировать умение импровизировать;
– побуждать детей к активному общению
Развивающие:
– развивать правильную артикуляцию, дикцию
– развивать образное мышление, актёрские способности;
– развивать мимическую активность
Воспитательные:
– воспитывать уважение к зрителям, любовь к природе, к окружающему миру
Материал: театральные маски (грустная и веселая) по количеству детей. Картинки-модели: солнце, туча, ветер, опадающие листья, морда зайца и ежа, снежинки, солнце, лужа, улыбка, следы на дорогах. Маски: солнце, туча, ветер, деревья, заяц, еж, снежинки.
Ход НОД
Дети в творческом полукруге.
-Ребята, сейчас у нас будет занятие по развитию речи. Что мы делаем на этом занятии?
– Давайте сначала мы вспомним чистоговорки .(Дети произносят чистоговорки с различной громкостью (тихо, вполголоса, громко)
Ча-ча-ча – сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу – врач идет к грачу.
– Здорово, а теперь давайте попробуем сказать «Шесть мышат в камышах шуршат». (Дети повторяют скороговорку. При этом нужно следить за точной артикуляцией буквы ш. Постепенно темп увеличивается)
– Молодцы! А у меня есть идея! Давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения! Согласны?
– Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).
– А вы любите сказки?
– А что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?
– А где их можно увидеть? (в театре).
– Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в театре? (люди)
– А вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)
– Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.
– А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь? Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а – котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.
Этюд: “Котята”.
– Ах, какие вы молодцы, настоящие котята!
– А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом – руки, потом – туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.
Этюд: “Снеговики”.
– Молодцы, ребята, у вас замечательно получилось!
– Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (Воспитатель достает маски 2 шт., весёлую и грустную)
– Что это, ребята? (маски)
– Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.
– Они одинаковые или разные? (разные)
– Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)
– Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг.
– Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски
– Ой, вас совсем не узнать!
– Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением. Как вы думаете, если маска веселая, то, как она говорит: весело или грустно?
– Да, если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!
– Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)
– А ты, маска, какая? (Я грустная маска!)У грустной маски грустный голос, жесты и движения тоже выражают грусть. А теперь все грустные маски, сделайте шаг в круг и повернитесь к весёлым маскам. И я предлагаю маскам поприветствовать друг друга.
– Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”
– А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”
– А можно я поприветствую вас?
“Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) – Я правильно передала голосом настроение маски?
– Почему не правильно?
– Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками не возможно было узнать!
Замечательно голосом и движением передавали настроение маски! А теперь можно положить маску.
– Ну вот, масками вы побыли, а теперь я предлагаю вам сначала стать писателями – мы сочиним с вами сказку, а затем пробуем ее сыграть, став актерами. Хотите?
(С помощью картинок-моделей дети придумывают сказку, а затем один ребенок рассказывает сказку, а другие дети-актеры инсценируют)
Ярко светит солнце.(Выходит солнце, «светит»)Но вот на него нашла тучка(«Тучка» становится перед «Солнцем»), и подул ветер. («Ветер» дует)Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.)К дереву подбежал зайчик.(Появляется Зайчик.)Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.)Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. («Снежинки» исполняют танец.)Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. («Снежинки» смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.)Но вот снова выглянуло солнце. («Тучка» убегает от Солнца).Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.)И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.(Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками)
– Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела.
– Ребята, вам понравились наши превращения? Я предлагаю вам поиграть в игру «Неоконченное предложение».
1) «Сегодня я узнал…»
2) «Я запомнил…»
3) «Я научился…»
4) «Меня удивило…»
5) «Моё настроение…»
6) «Мне понравилось…»