«Доброведение», как интерактивная форма духовно-нравственного воспитания старших дошкольников
Курс «Доброведение» в нашей образовательной организации создан, как направление, осуществляющее помощь в усвоении авторской программы, с одной стороны, и присвоение нравственно-этических и духовных ценностей детьми дошкольного возраста с другой. В направлении реализуются культурные, нравственные, этические элементы воспитания с целью формирования нравственного сознания и высоких моральных качеств личности, таких как:
- честь, нравственное достоинство человека, совесть, неприятие несправедливости, фальши;
- доблесть, мужество, честность, стойкость и благородство;
- уважение к другим людям, душевное признание их достоинств;
- служение людям, забота о конкретном человеке;
- оптимизм, трудолюбие, стремление к успеху.
Культурно-нравственное развитие реализуется посредством создания условий и возможностей для участия старших дошкольников в работе творческого коллективного игрового поиска, в том числе, посредством ознакомления с ценностями отечественной культуры (литературы, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры, музыки, танца, театра и кино).
Занятие курса для детей – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений, нравственно-этического поиска, мозгового штурма, этических исследований и умений выведения смысловой характеристики произведений, ситуаций и поступков. Необходимо отметить, что календарное планирование и содержательный компонент курса базируется на специфически приемлемых видах детской деятельности: играх, путешествиях, исследовании, проектах, сказочном анализе, работе с картинами, создании макетов, сочинении сказок, историй, драматизации и т.д.
На игровых занятиях дети приучаются соотносить свои усилия с усилиями других, научаются слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Все мероприятия курса носят проблемный характер, способствующий вдумчивой мыслительной деятельности воспитанников, анализу, аргументированию и прогнозированию.
В представленных конспектах демонстрируется, как посредством игр: «Перемещение во времени», «Исторический квест», «Вхождение в картину» и т.д. на основе анализа исторических событий, личностей, а также сказочных образов, строится работа, направленная на личностный рост, приобретение устойчивой нравственно-социальной позиции, морально-этических установок.
При этом используется инструментарий, доступный и понятный ребенку дошкольного возраста. Реализуемые методы способствуют развитию творческого воображения, а это необходимо для решения ребенком поставленных на занятии этических проблем. Мы предлагаем детям образы, которыми они наслаждаются, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию и решая моральные проблемы. Это очень важно для разграничения добра и зла, для упорядочения их собственных сложных и амбивалентных чувств.
Подобранные образы, сюжеты, исторические события близки ребенку эмоционально, по мироощущению. Они формируют представление дошкольников об отношениях между людьми, вводят в круг таких взаимоотношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать.
В построении курса мы исходим из того, что морали нужно научиться. И речь идет не только о расширении кругозора, но и о самовоспитании, смене приоритетов, освоении новых ценностей, которые стоит понимать, как духовные качества человека, которые основаны на высоких идеалах добра, долга, чести, справедливости и проявляются в отношении к семье, другим людям, природе, обществу, Родине.