Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема « Былинные богатыри».
Подготовительная к школе группа.
Воспитатель:
Зуева Людмила Анатольевна
г.о.г. Шахунья
2022 г.
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи.
Образовательные.
-Сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси.
– Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри», с именами русских богатырей Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем.
-Учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей и окружающий пейзаж; рассуждать о характерах героев и настроении картины; использовать в речи синонимы и сравнения.
Развивающие.
– Развивать память, логическое мышление.
-Развивать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Воспитательные.
-Воспитывать в детях гордость за своих предков, за богатырскую силу России, чувство сопричастности к истории нашего великого народа.
-Воспитывать уважение к русским воинам- защитникам Отечества, желание им подражать.
-Воспитывать интерес к истории России.
Тип занятия: Интегрированное занятие по реализации содержания образовательных областей: социально – коммуникативное, речевое, познавательное, художественно – эстетическое развитие.
Методы и приемы:
Словесные – рассказ, беседа, объяснение,
Наглядные – рассматривание слайдов.
Игровой – дидактическая игра, динамическая пауза.
Обогащение словаря:
Русь, сказители, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица) былина
Предварительная работа
Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Садко», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок о Родине, о богатырях.
Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005). Звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского из оперы «Хованщина», звукозапись «На родной почве» в исполнении Савинова.
Д\И «Дорисуй – чего не хватает на портрете», «Скажи иначе».
Индивидуальная работа: работать над формированием уверенности при ответах Коли М., над умением отвечать полным
ответом Сережи В.
Оборудование и материалы:
- Компьютер, мультипроектор,
- Аудиозапись Э. Грига «Утро»,
- Репродукция картины художника В. Васнецова «Три богатыря»;
- Д/и« Собери богатыря на сражение»,
Части
НОД |
Содержание | Предполагаемые ответы детей | Дидактическое обеспечение и методическое обоснование | Прогнозируемый результат и возможные затруднения. |
Вводная часть | Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавную.
А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских. |
Звучит музыка Э. Грига «Утро».
Художественное слово для привлечения внимания детей к эпохе Древней Руси. |
Дети сидят полукругом на стульях. | |
Основная часть | Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Кто назовет? | Возможно, дети скажут Россия – Родина. | Вопросы для закрепления полученных знаний. | Этот вопрос не вызовет затруднения |
Правильно — Россия.
Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец. А какая наша Родина? |
Думаю, дети ответят большая, огромная, красивая, необъятная. |
Рассказ для расширения знаний.
Показ презентации. Слайд 1 . Воспитывать интерес к истории России. |
||
Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина раньше? | Возможно, дети скажут – Русь. | Слайд 2.
Вопрос |
Побуждать отвечать на поставленные вопросы связно. | |
Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой стороне слагали стихи, песни, пословицы.
– Какие пословицы о Родине вы знаете? |
Дети расскажут выученные пословицы
Всякому мила своя сторона. Человек без родины – Соловей без песни. Нет в мире краше Родины нашей. Кто за Родину горой, тот истинный герой. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Родина мать, умей за нее постоять. Главное в жизни – служить Отчизне. |
Рассказ для развития представления о прошлом русского народа Древней Руси. |
На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.
– Как вы думаете, как их называли?
|
Дети скажут – богатыри |
Слайд 3
Рассказ-сообщение для Развития представления о великих русских богатырях – защитниках земли русской |
||
– Ребята, а почему их называли богатырями? | Богатыри – защитники земли русской, герои, силачи, воины, борцы победители т. д. | Учить отвечать на поставленные вопросы связно. | Эти вопросы не вызовут затруднения, так как детям рассказывали и читали о богатырях | |
Их называли богатырями, потому, что они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах русский народ слагал
сказки и былины. Богатыри – защитники нашей Родины в древности. |
Слайд 4 с изображением былинных богатырей.-
Рассказ – сообщение для Развития представления о великих русских богатырях – защитниках земли русской. |
|||
Каких богатырей вы знаете? | Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алёша Попович |
Вопрос – закрепление знаний. | Детям читали былины о подвигах богатырей, поэтому возможно они назовут их имена | |
А какие они были? | Думаю, дети смогут перечислить какими качествами обладал богатырь (сильные , смелые, храбрые и т..д | Вопрос
Побуждать использовать в речи синонимы. |
Этот вопрос не вызовет затруднение так как с детьми обсуждали подвиги богатырей. | |
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей! А откуда вы знаете о богатырях? |
Художественное слово (словесный метод) –привлечение внимания детей.
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России. |
Возможно, дети скажут, что из сказок, этот жанр более близок детям |
||
Из былин, сказаний, песен, стихотворений, из книг мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами.
Сообщение |
Приобщать детей к истокам русской народной культуры. |
А что такое былина? | Побуждать отвечать на вопросы. | Предполагаю, что этот вопрос вызовет затруднение. | ||||||||
Слово «былина» произошло от слова быль, то есть, то что было когда-то давно.
|
Сообщение. | |||||||||
Кто слагал былины о богатырях? | Былины слагали писатели, поэты, сказочники. | Вопрос для активизации мыслительной деятельности. | Думаю, что дети ответят. | |||||||
Людей, которые сочиняли былины, называли сказителями. Они ходили из селения в селение и рассказывали нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Они рассказывали о том, как «было». О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Сказители так и говорили:
Расскажу я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские Вот так слагалась былина |
Рассказ – сообщение для
приобщения детей к истокам русской народной культуре. |
|||||||||
-Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?
|
Возможно, дети назовут какими
качествами они обладали |
Вопрос для активизации мыслительной деятельности. | ||||||||
А какие вы знаете пословицы о доблести и любви к Родине? | Дети расскажут пословицы, так как учили их
Сам погибай, а товарища выручай. С родной земли – умри, не сходи! |
Вопрос .
Воспитание любви к русской культуре. |
||||||||
Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге. | ||||||||||
-Давайте представим, что мы тоже русские богатыри. Дружно встанем — раз, два, три — Мы теперь богатыри! И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек, плечо. Буквой Л расставим ноги, |
Физкультминутка (снятия статического напряжения). |
Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с воспитателем. | ||||||||
Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Три Богатыря». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней. |
Рассказ – сообщение.
Познакомить детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри». |
|||||||||
р | Кто изображён на картине художника Васнецова? | На картине изображены Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алёша Попович. |
Вопрос. | Дети дадут правильный ответ, они видели богатырей в альбомах, книгах, рассматривали иллюстрации | ||||||
Как вы думаете, кто из богатырей самый старший? | Возможно, дети ответят правильно, потому что он на картине с бородой и выглядит всех старше. | Вопрос (активизирует накопленный опыт детей) | ||||||||
Правильно он самый старший, могучий, мудрый и опытный.
В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, не смотря на грозный вид – в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, – – исполнен «благости», великодушия и добродушия». и добродушия». |
Объяснительно – иллюстративный метод (рассказ) –обобщение знаний. | Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать. | ||||||||
А кто самый младший? | Алёша Попович | |||||||||
Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» – Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. | Рассказ – сообщение новых знаний. | |||||||||
А кто третий богатырь? | Добрыня Никитич | |||||||||
Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического та Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, олицетворяя народную силу. | ||||||||||
Куда смотрит каждый из богатырей? | они смотрят вдаль, не видать ли где врагов | Проблемный вопрос направлен на развитие у детей фантазии | Возможно, дети ответят на вопрос. При затруднении можно помочь детям. | |||||||
Что охраняют богатыри? | Думаю, дети скажут, что землю русскую, её границы. | |||||||||
Какой пейзаж окружает богатырей? | Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее. | Формировать умение описывать пейзаж картины. | ||||||||
Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие? | Детям рассказывали о подвигах и победах в бою.
После сражений наступал мир, спокойствие. |
|||||||||
Что делают в поле богатыри?
Кто из богатырей вам больше нравится? |
Ответы детей. | Вопросы для проявления самостоятельности при ответе. | Думаю, дети выскажут своё
мнение, кто им нравится и почему. |
|||||||
Чем похожи богатыри? | Вопрос направлен на активизацию умственной деятельности детей. | |||||||||
Чем они отличаются друг от друга? | Вопрос для проявления самостоятельности при ответе. | Формировать умение описывать персонажей картины и отмечать их особенности. | ||||||||
Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях? | Дети рассказывают знакомые пословицы
Не родом богатырь славен, а подвигом. Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать. Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять. |
Рассказ – обобщение знаний. | Дети знают пословицы о богатырях, поэтому назовут . Помочь робким детям проявить самостоятельность в ответе. | |||||||
А теперь давайте поможем богатырю собраться в дорогу на подвиг героический. Выберите то, что необходимо богатырю для сражения. | Дети отбирают нужные предметы для снаряжения богатыря |
Дидактическая игра-закрепление знаний. Проводится игра «Собери богатыря на подвиги ратные» .- Воспитывать интерес к истории России. |
Думаю, дети справятся с этим заданием. Они знают одежду того времени и современную.
На столе разложены карточки с изображением предметов ( меч, щит, шлем, кепка, сапоги, стрелы, пистолет, кольчуга, ремень, булава – палица) кроссовки, лук |
|||||||
Наше занятие о русских богатырях подходит к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам. | – Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. | Закрепление знаний. | Думаю, что дети выскажут своё мнение. | |||||||
Заключительная часть | А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнётся! А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне! |
Художественное слово способствует эмоциональной отзывчивости.
Воспитание патриотических чувств. Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. |
||||||||
А вы хотели быть участниками спектакля «Сказание о трёх богатырях»?
Тогда на следующем занятии я вас познакомлю со сценарием. |
Да, хотелось бы сыграть могучих, сильных богатырей. | Думаю, что дети обрадуются предложению участвовать в спектакле. |