НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

ФИО: Журова О.И.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2949
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)



НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ВАЖНЕЙШЕЕ 

УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

САЙД 1. Сегодня наставничеству уделяется достаточно серьезное внимание, тем временем как само понятие отнюдь не новое.

Однако в контексте современных образовательных трендов и требований к подготовке выпускников образовательных организаций наставничество приобретает новые смыслы.

САЙД 2. Еще в марте 2018 года в своем послании к Федеральному собранию В. Путин отметил значимость наставничества в России и поручил восстановить такую систему подготовки кадров, когда опыт и профессиональные навыки – то, чему нельзя научить в университете, передаются из поколения в поколение, от старших коллег молодым учителям, от опытных к менее опытным и т.д.

Это стало возрождением наставничества.

САЙД 3. Сегодня перед образованием ставятся две ключевые цели, определенные национальным проектом «Образование»:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
  2. Воспитание гармонично развитого и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов РФ.

Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общих компетенций, софт скиллз как самих обучающихся так и учителей.

Наиболее эффективная стратегия, отвечающая вышеназванными целями, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка самоопределения  и профессиональная адаптации выпускников школы и молодых учителей.

САЙД 4. В МБОУ СОШ №1 им. Адмирала Холостякова сформировались определенные подходы к организации наставничества в соответствии с письмом Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 № МР – 42/-2, Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 02.09.2022 №2082 «Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Краснодарского края».

САЙД 5. В МБОУ СОШ №1 им. Адмирала Холостякова применяются следующие формы наставничества:

  • «учитель-учитель» (модели: «опытный учитель – молодой специалист», «лидер учительского коллектива – учитель, испытывающий проблемы», «учитель-новатор – консервативный учитель», «опытный учитель предметник – неопытный  учитель предметник»);
  • «учитель – ученик» (модели: «учитель – неуспевающий ученик», «учитель – пассивный ученик», «учитель – одаренный ученик», «учитель- ученик с ОВЗ»;
  • «ученик-ученик» (модели «успевающий – неуспевающий», «лидер – пассивный»);
  • «работодатель – ученик»; «общественный деятель – ученик»; 

«студент-ученик».

САЙД 6,7,8,9,10. Применение форм и моделей наставничества выбирается в зависимости от имеющихся запросов наставляемого и кадровых ресурсов.

В начале учебного года формируется база наставляемых. Это ученики и учителя, испытывающие потребность в развитии или освоении новых метакомпетенций, а также педагогических работников, вновь принятых на работу в МБОУ СОШ № 1 им. Адмирала Холостякова.

Для формирования наставнических пар создается комиссия, в которую входят директор и координаторы форм наставничества.

Наставляемые имеют возможность самостоятельно выбрать себе наставника. Для этого ежегодно в начале октября проводиться мониторинг по формам наставничества.

Наставник «прикрепляется» к наставляемому приказом директора школы и совместно с заместителем директора по УМР разрабатывает план работы наставничества.

Завершается учебный год по итогам выполненной работы по плану.

Стимулирование наставников осуществляется через объявление благодарности, награждение Почетной грамотой, вручение благодарственных писем родителям наставников из числа учеников. Также оказывается содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества через приглашение их к участию коммуникативных мероприятий (конференции, форумы, совещание и др.)

Для педагогических работников результаты наставнической деятельности учитываются при определении стимулирующих выплат, отгулов, объявление благодарности, награждением Почетной грамотой от вышестоящих органов.

Администрация МБОУ СОШ №1 им. Адмирала Холостякова совместно с первичной профсоюзной организацией школы осуществляет поощрение сотрудников. На основании решения первичной профсоюзной организацией школы и утвержденного её председателем сотрудниками выдаются сертификаты на использование дополнительных дней к отпуску за  интенсивность и высокую результативность труда, наставничество.

Главным направлением работы методической работы школы  в системе наставничества является подготовка наставников. В части, формирование и развитие мотивации наставников к наставнической деятельности.

Обучение наставников проводится на базе школы через цикл тематических занятий.

САЙД 13, 14. Общественный деятель –ученик

САЙД 15, работник  Россельхозбанка – ученик (чемпиона по финансовой грамотности)

САЙД  16, 17 Школьная служба медиации одна из форм наставничества

Слайд 18,19  Закончить  своё выступление я хочу словами 

С победой выходила из сражений и, 

Коль придется,

Будет выходить, сильная Россия ,

Связью поколений,

 Поэтому её не победить!

Журова О.И.

заместитель директора по УМР

им. Адмирала Холостякова

 

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ВАЖНЕЙШЕЕ 

УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация: В статье наставничество рассматривается как значимый элемент кадровой политики предприятий, помогающий решить ряд организационных задач, среди которых адаптация и обучение новых работников, снижение текучести кадров, развитие потенциала сотрудников и др. Раскрывается модель наставничества в МБОУ СОШ № 1 им. Адмирала Холостякова. Транслируется опыт наставничества ОО.

Ключевые слова: ключевые цели, наставничество, развитие навыков, эффективная стратегия, софт скиллз, общие компетенции, модели.

Сегодня наставничеству уделяется достаточно серьезное внимание, тем временем как само понятие отнюдь не новое.

Однако в контексте современных образовательных трендов и требований к подготовке выпускников образовательных организаций наставничество приобретает новые смыслы.

Еще в марте 2018 года в своем послании к Федеральному собранию В. Путин отметил значимость наставничества в России и поручил восстановить такую систему подготовки кадров, когда опыт и профессиональные навыки – то, чему нельзя научить в университете, передаются из поколения в поколение, от старших коллег молодым учителям, от опытных к менее опытным и т.д.

Это стало возрождением наставничества.

Сегодня перед образованием ставятся две ключевые цели, определенные национальным проектом «Образование»:

  1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
  2. Воспитание гармонично развитого и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов РФ.

Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общих компетенций, софт скиллз как самих обучающихся так и учителей.

Наиболее эффективная стратегия, отвечающая вышеназванными целями, – это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка самоопределения  и профессиональная адаптации выпускников школы и молодых учителей.

В МБОУ СОШ №1 им. Адмирала Холостякова сформировались определенные подходы к организации наставничества в соответствии с письмом Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 № МР – 42/-2, Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 02.09.2022 №2082 «Об утверждении положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Краснодарского края».

В МБОУ СОШ №1 им. Адмирала Холостякова применяются следующие формы наставничества:

  • «учитель-учитель» (модели: «опытный учитель – молодой специалист», «лидер учительского коллектива – учитель, испытывающий проблемы», «учитель-новатор – консервативный учитель», «опытный учитель предметник – неопытный  учитель предметник»);
  • «учитель – ученик» (модели: «учитель – неуспевающий ученик», «учитель – пассивный ученик», «учитель – одаренный ученик», «учитель- ученик с ОВЗ»;
  • «ученик-ученик» (модели «успевающий – неуспевающий», «лидер – пассивный»);
  • «работодатель – ученик»; «общественный деятель – ученик»; 

«студент-ученик».

Применение форм и моделей наставничества выбирается в зависимости от имеющихся запросов наставляемого и кадровых ресурсов.

В начале учебного года формируется база наставляемых. Это ученики и учителя, испытывающие потребность в развитии или освоении новых метакомпетенций, а также педагогических работников, вновь принятых на работу в МБОУ СОШ № 1 им. Адмирала Холостякова.

Для формирования наставнических пар создается комиссия, в которую входят директор и координаторы форм наставничества.

Наставляемые имеют возможность самостоятельно выбрать себе наставника. Для этого ежегодно в начале октября проводиться мониторинг по формам наставничества.

Наставник «прикрепляется» к наставляемому приказом директора школы и совместно с заместителем директора по УМР разрабатывает план работы наставничества.

Завершается учебный год по итогам выполненной работы по плану.

Стимулирование наставников осуществляется через объявление благодарности, награждение Почетной грамотой, вручение благодарственных писем родителям наставников из числа учеников. Также оказывается содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества через приглашение их к участию коммуникативных мероприятий (конференции, форумы, совещание и др.)

Для педагогических работников результаты наставнической деятельности учитываются при определении стимулирующих выплат, отгулов, объявление благодарности, награждением Почетной грамотой от вышестоящих органов.

Администрация МБОУ СОШ №1 им. Адмирала Холостякова совместно с первичной профсоюзной организацией школы осуществляет поощрение сотрудников. На основании решения первичной профсоюзной организацией школы и утвержденного её председателем сотрудниками выдаются сертификаты на использование дополнительных дней к отпуску за  интенсивность и высокую результативность труда, наставничество.

.

Главным направлением работы методической работы школы  в системе наставничества является подготовка наставников. В части, формирование и развитие мотивации наставников к наставнической деятельности.

Обучение наставников проводится на базе школы через цикл тематических занятий.

Для обучения наставников используются такие формы коллективной работы: мастер – классы, ролевые и деловые игры, семинары, кейс – мероприятия, интенсивы, тренинги. Особая роль отводится индивидуальной работе – консультирование, коучинг.

Выстроенная таким образом работа наставничества обеспечивает эффективный обмен личностным, жизненным и профессиональным опытом участников деятельности, выработку у них высоких профессиональных и моральных качеств, раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала наставляемых.

Позволяет улучшить показатели в образовательной, профессиональной,  социокультурной и других сферах деятельности наставляемых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Денисёнок А. Наставничество на промышленном предприятии // Менеджер по персоналу. 2011. № 5. С. 50-56.
  2. Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала организации, их характеристики / Е.В. Воробьева, В.А. Разуменко, Н.К. Семенова, В.В. Смирнова // Молодой ученый. 2016. № 12. С. 1193-1196.
  3. Чеглакова Л.М. Наставничество: новые контуры организации социального пространства обучения и развития персонала промышленных организаций // Экономическая социология. 2011. Т. 12, № 2. С. 80-98.
  4. Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2016. № 5. С. 92-112.