Технологическая карта интегрированного урока (Обществознание и ОДНКНР) на тему: “Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений”

ФИО: Куликова В.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2955
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта интегрированного урока (Обществознание и ОДНКНР) на тему: "Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений"
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



 

Методическая разработка

Номинация: Интегрированный урок

Проект: «Технологическая карта интегрированного урока: ОДНКНР и обществознание»

Авторы: Куликова Валентина Сергеевна, заместитель директора по УВР, учитель истории, обществознания.

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия № 26 г. Челябинска»

Дульцева Наталья Ильинична, учитель истории,  ОДНКНР.

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение 

«Гимназия № 26 г. Челябинска»

 

Челябинск, 2023

 

Тема: Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений

Аннотация:

Интегрированный урок: «Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений» разработан в рамках предметных областей «Обществознание» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Класс: 6

Тип урока: Изучение нового материала

Формат урока: урок-практикум

      УМК: Обществознание. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/[Л.Н. Боголюбов и др.]. – 4-е изд.,стер. – М. : Просвещение, 2022.- 159с.

Цель урока: Формирование ценностного отношения к людям ограниченными возможностями здоровья и их особым потребностям.

Задачи урока:

  1. Образовательная
  •  в рамках предмета обществозанания: рассмотреть понятие «ОВЗ» и его виды.  Выявить особые потребности людей, имеющих статус ОВЗ, выяснить с какими трудностями в обществе сталкиваются люди с особыми потребностями;
  • В рамках предмета ОДНКНР: сформировать представление о ценностном отношении социума к людям с особыми потребностями.
  1. Развивающая: Способствовать формированию  ценностного отношения к особым потребностям людей, имеющих особенности здоровья;
  2. Воспитательная: Формирование чувства сопричастности к особым потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья.

Формирование УУД:

  • Познавательные: умение осознанно и структурировано выстраивать высказывания, аргументировать свою точку зрения, осуществлять контроль и оценку процессов и действий. 
  • Регулятивные: постановки цели и шагов для ее достижения. Выстраивание различных траекторий. Осуществление саморегуляции и самоконтроля. 
  • Коммуникативные: Умение свободно выражать свои мысли. Активное слушание. Умение работать в команде.

Основные понятия: ОВЗ, слабослышащие, слабовидящие, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, люди с задержкой психического развития, люди с тяжелыми нарушениями речи,  сурдоперевод, азбука Брайля, комфортная среда.

Используемые средства: ПК, мультимедийный проектор, презентация, опорный конспект, рабочая карта.

Воспитательный потенциал урока: воспитание в обучающихся духовно-нравственных ценностей, таких как созидание, милосердие, эмпатия, толерантность, гуманность в отношении людей с особенностями здоровья. 

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе организации деятельности лежит системно-деятельностный подход. В процессе занятия применяются различные педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода обучения, технология наставничества.  В зависимости от этапа урока применяются следующие педагогические методы: кроссенс, метод визуализации, проблемный, поисковый, решение практических задач. 

Материально-техническая база: Учебный кабинет, компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, опорный конспект, рабочая карта.

 

Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Образовательные эффекты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
  1. Организационный этап.
Форма работы-фронтальная. Обучающиеся располагаются группами по 6 человек Приветствует обучающихся. 

Объясняет принципы работы на уроке:

  1. Работа индивидуально и в в группах;
  2. Индивидуальная работа в опорных конспектах;
  3. Групповая работа в опорных картах.

Обратите внимание что каждое место обозначено цветом. Запомните какого цвета жетон на вашем месте.

Приветствуют учителя. 

Знакомятся с рабочим материалом, готовятся к активной деятельности.

Познавательные УУД: 

– извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. 

Коммуникативные УУД: 

– слушать собеседника и понимать речь других; 

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. 

Регулятивные УУД: 

– самостоятельно организовывать свое рабочее место; 

– планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; 

– настраивать себя на продуктивную работу; 

– самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий; 

Обучающиеся настроены на работу. Сосредоточены на учителе.
  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
 Форма работы- фронтальная. 

Метод:  «кроссенс»

Слово учителя:

Ребята, что объединяет изображения на слайде?

Верно, ребята! Именно о людях с ограниченными возможностями здоровья пойдет сегодня речь. 

Записываем тему сегодняшнего урока: Когда возможности ограничены. (В учебнике это стр 42 & 5)

Слово учителя:

Ребята, а что вы знаете о людях, с ограниченными возможностями здоровья?

А что бы вы еще хотели узнать о людях с ограниченными возможностями здоровья?

Обобщает полученный результат и записывает на доске задачи на урок.

Слово учителя:

Спасибо, ребята! Я вижу что вас искренне заинтересовала эта тема и сегодня на уроке нам предстоит: 

Сформировать представление о людях с особенностями здоровья, их особых потребностях и выяснить как мы можем сделать их жизнь комфортнее.

(Цель записана у обучающихся в опорных конспектах)

Возможные ответы обучающихся:

Вещи, необходимые для жизни людям –инвалидам или людям с ограниченными возможностями здоровья.

Класс записывает тему урока в тетрадь.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя.

Отвечают на вопрос: примерные ответы обучающихся: 

  • Узнать какие ограничения возможностей здоровья существуют 
  • Какие условия обучения необходимы детям с ОВЗ
  • Как каждый из нас может помочь ребенку с ОВЗ  чувствовать себя комфортно?

Обучающиеся записывают задачи в соответствующем поле опорного конспекта.

Читают формулировку цели.

Познавательные УУД: 

– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);  

– анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления; 

– выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их; 

– формулировать проблему; 

– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; 

– определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: 

– воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя; 

– слушать и понимать речь других; 

– формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; 

– оформлять свои мысли в устной форме; 

– высказывать свое предположение; 

– сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. 

Регулятивные УУД: 

– планировать свою деятельность на уроке; 

-прогнозировать предстоящую работу; 

– планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя;

 -принимать и сохранять учебную цель и задачи; 

Обучающиеся включены в работу. Проявляют познавательную активность.
  1. Актуализация знаний
Форма работы: фронтальная. Слово учителя:

ОВЗ-этот термин прописан в документах всероссийской организации здравоохранения и  объединяет людей во всем мире, которые имеют особенности в психическом или физическом развитии. Эти особенности подтверждены медицинской комиссией.  

Ребята, давайте подумаем какие особенности здоровья могут быть у людей с ОВЗ? В чем их возможности могут быть ограниченны?

Верно….Давайте запишем какие категории ОВЗ существуют. 

Ограничения в возможностях здоровья могут быть как врожденными,  так и приобретенными в результате катастрофы, болезни или несчастного случая.

Учитель кратко описывает истории Ника Вуйчича и Романа Костомарова. 

Но вне зависимости от того как это произошло эти люди нуждаются в поддержке и помощи близких и тех людей, кто находится рядом. Но такая поддержка особенно необходима,  если этот человек-ребенок.

Обучающиеся читают определение в опорном конспекте.Ответы детей:

Слепота, глухота, нарушения речи, нарушение работы  опорно-двигательного аппарата, аутисты и т.д.

Записывают в опорный конспект.

Слушают учителя, смотрят на изображения на слайде.

(На слайде Ник Вуйчич и Роман Костомаров)

Познавательные УУД:

– осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

– выстраивать осознанное речевое высказывание в устной и / или письменной форме по теме;

– воспринимать информацию на слух;

Регулятивные УУД:

– выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

Обучающиеся используют свои теоретические знания и  социальный опыт при решении поставленной задачи.
  1. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Первичное закрепление.

Форма работы-групповая 

Метод Визуализации

Метод проблемного обучения

Форма работы-фронтальная.

Применение технологии наставничества 

Форма работы «Мастер-класс»

Давайте представим что в наших руках есть все возможности чтобы сделать пространство полностью доступным для людей с особыми потребностями. 

Сегодня мы посмотрим видео о мальчике, который столкнулся с проблемой ограниченности своих возможностей с самого рождения. Попытаемся его проанализировать и понять что мы можем сделать, чтобы помочь такому ребенку. 

Учитель объясняет принципы работы  с рабочими картами в группах.

На экране видеофрагмент.

Учитель акцентирует внимание детей на ключевые вопросы, над которыми которыми предстоит работать.

1. Как мы готовы помочь детям с особенностями здоровья;

2. С какими трудностями может столкнуться ребенок с особенностями здоровья;

3. Какие особые потребности есть у детей с особенностями здоровья;

4. Какие эмоции (чувства) испытывает человек, когда он или его близкие с проблемой ограниченности возможностей здоровья;

5. Провести анализ доступности среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слово учителя:

Пришло время подводить итоги. Давайте посмотрим что у нас получилось.

Слово учителя: Ребята! Вы все абсолютно правы! Общество не должно откладывать решение проблем на потом, а уже сейчас задуматься над тем как мы можем сделать среду комфортной для людей с особыми потребностями

Ребята сегодня у нас есть уникальная возможность начать  осваивать один из навыков, который нам точно в будущем пригодится! 

У нас в гостях ученик нашей гимназии, Кузнецов Степан.

Он обладает мастерством сурдоперевода и готов преподать вам небольшой мастер-класс!

Степан  показывает ребятам как с помощью жестов сказать фразу «Я люблю помогать детям».

Слово учителя:

Ребята а как вы думаете, чем закончилась история мальчика на видео?

Учитель демонстрирует  видео.

Слово учителя:

В этом случае- это ситуация успеха. Но сегодня мы с вами поняли что за любой ситуацией успеха человека с ограниченными возможностями здоровья лежит огромный труд его самого и самоотверженность и готовность помогать тех, кто рядом.

Обучающиеся слушают учителя. 

Обучающиеся смотрят видео, при необходимости делают пометки в опорных конспектах.

Работают в группах. В рабочей карте обучающиеся в составе каждой группы пишут один ответ на поставленный вопрос. Далее состав группы меняется, рабочая карта передается другой группе по часовой стрелке  и обучающиеся в новом составе пишут второй ответ на вопрос. Он не должен совпадать с первым.

Переход осуществляется пять раз. к моменту окончания времени выполнения задания каждый обучающийся сможет поработать со всеми проблемными вопросами.

Спикеры от каждой группы озвучивают результаты работы в группах и формулируют выводы.

Остальные обучающиеся тезисно конспектируют материал в своих опорных конспектах в соответствующих полях.

Изучают язык жестов и показывают фразу.

Повторяют на языке жестов фразу. Благодарят Степана за проведенный мастер-класс.

Высказывают предположения.

Познавательные УУД: 

– устанавливать причинно-следственные связи; 

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; 

– анализировать и действовать с позиции содержания предмета; 

– самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной деятельности; 

– осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; 

Коммуникативные УУД:  

– строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; 

– слушать и понимать речь других; 

– с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

– осуществлять работу группе; 

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 

Регулятивные УУД: 

– выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; 

– принимать и сохранять учебную задачу; 

– осуществлять самоконтроль; 

– делать выводы по результатам работы; 

– действовать по алгоритму, правилу; 

Познавательные УУД: 

– систематизировать, обобщать изученное. 

– структурировать учебный материал, выделять в нем главное; 

Коммуникативные УУД: 

– высказывать суждения по результатам сравнения; 

– аргументировать свое мнение. 

Регулятивные УУД: 

– делать выводы по результатам работы; 

– действовать по алгоритму, правилу. 

Познавательные УУД: 

– использовать новую информацию для решения учебных заданий; 

– применять знания в нестандартной ситуации; 

– извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц; 

Коммуникативные УУД: 

– оформлять свои мысли в устной форме; 

Регулятивные УУД: 

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

– осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Обучающиеся выстраивают коммуникацию в постоянно изменяющихся условиях.

Выносят предположения. Проявляют навыки активного слушания. 

Систематизируют и обобщают полученный материал.

Умеют аргументированно излагать свою точку зрения. 

Проявляют интерес к новому виду деятельности.

Формируют представление о языке жестов, как способе коммуникации.

5.Рефлексия Форма работы: фронтальная Слово учителя:

Ребята, мы сегодня сделали очень большую работу, которая в будущем может стать  основой для социального проекта, который поможет сделать  жизнь детей,  которые имеют особые потребности, немного комфортнее.

В каждой школе есть дети с особенностями здоровья и очень хорошо, что мы с вами задумываемся о том как им помочь.

А сейчас я прошу вас пройти по ссылке и продолжить фразу.

А теперь давайте вернемся к нашим задачам, которые мы поставили в начале урока.

Удалось ли нам их достичь?

Обучающиеся слушают учителя

Обучающиеся отвечают на основе примера: 

На уроке я узнал(а) о том……..

Обучающиеся отвечают на вопрос. 

Познавательные УУД: 

– систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. 

Коммуникативные УУД: 

– оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. 

Регулятивные УУД: 

– соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; 

– соотносить цели и результаты собственной деятельности; 

– анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; 

– совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; 

Обучающиеся усвоили учебный материал. 
  1. Завершение урока. Домашнее задание
Форма работы-фронтальная. Слово учителя:

Ребята, 3 декабря очень важный день. В этот день мы говорим о людях с особенностями здоровья.  Мы с вами готовимся к этой дате и в качестве домашнего задания я предлагаю вам выполнить творческое задание: оформить плакат – подготовить историю человека с ограниченными возможностями здоровья и сделать плакат.

Эти материалы будут использованы для оформления школьной выставки.

Записывают домашнее задание.