Виктория Николаевна Попрушко,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Северо-Любинская СОШ имени А. М, Литвинова»
Приемы работы с тестом на уроках литературы
Приём «Студия дубляжа»
Описание приёма | Прием «Студия дубляжа» подходит для уроков литературы в 9-11 классах.
Цель приема – создать благоприятные условия для понимания и анализа текста литературного произведения через нестандартные формы работы с текстом. Для такого вида работы предпочтительнее выбирать фрагменты экранизаций (отечественных или зарубежных) литературных произведений, в которых есть титры на иностранном языке или отсутствует перевод на русский язык. Если таких фрагментов нет, то можно убрать звук, заменив его фоновой музыкой (программы «Видеоредактор», «Видеомонтаж» и др) |
Примерное содержание предмета, на котором можно использовать приём | Литература, 10 класс. «Война и мир» Л. Н, Толстого («Война и мир», 2007, Россия, Франция, Германия, Италия и Польша):
|
Необходимое оборудование для использования приёма | Мультимедийная установка или интерактивная доска для демонстрации фрагментов фильмов |
Примерные задания для обучающихся в рамках использования приёма | Первый бал Наташи Ростовой
Онегин на балу встречает Татьяну Просмотрите фрагмент, в котором встречает на балу Татьяну. С каких строк вы начнете озвучивать этот фрагмент? Все ли реплики диалогов между героями возьмем для озвучивания? Что чувствует Онегин при встрече с Татьяной? Почему? |
Деятельность обучающихся, способствующая развитию креативного мышления |
|
Приём «Студия звукописи»
Описание приёма | Прием «Студия звукозаписи» подходит для уроков литературы в 5 классе.
Цель приема – формировать читательскую компетенцию через нестандартные формы работы с текстом. Для данного вида работы лучше всего подходят фрагменты отечественных мультфильмов. Суть приема заключается в том, что ребятам предлагается попробовать себя в качестве актеров озвучки мультипликационных фильмов. Фрагменты не стоит брать слишком большие, одной-двух минут достаточно. Первый фрагмент следует демонстрировать с оригинальным звуком, чтобы ребята обратили внимание на особенности озвучивания, например, текст берется не полностью; между фразами делаются большие паузы и т.д. Потом ребятам предлагается повторить озвучивание фрагмента. После демонстрируется уже фрагмент другой без звука. Ребята должны найти его в тексте, подумать, с какой интонацией следует прочитать; где необходимы паузы и т.д. Данный прием учит детей работе с текстом, позволяет отрабатывать у пятиклассников навыки выразительного чтения, способствует развитию гибкости мышления.
|
Примерное содержание предмета, на котором можно использовать приём |
Данные мультфильмы практически не имеют расхождений с литературными источниками, что значительно расширяет круг материала, который можно использовать на уроке. |
Необходимое оборудование для использования приёма | Мультимедийная установка или интерактивная доска для демонстрации фрагментов фильмов |
Примерные задания для обучающихся в рамках использования приёма |
Перед демонстрацией мультфильма предложить определить, какой именно фрагмент будет показан. (звук отключить) Версию доказать текстом. Потом можно проверить правильность ответов, просмотрев фрагмент еще раз со звуком. Далее предложить прочитать выразительно этот фрагмент, как актеры. Затем пусть ребята попробуют себя в роли актеров озвучивания мультфильмов. Для этого демонстрировать фрагменты без слов (убрать звук либо подобрать фрагменты без слов) (- Ребята, я хочу предложить вам просмотреть один мультфильм. (Фрагмент демонстрируется без звука) -Что не так с этим мульфильмом? -Как вы считаете, какие слова могут звучать в этом фрагменте? Проверим? -А вы сами хотели бы себя попробовать в роли актера, который озвучивает мультфильмы? Давайте попробуем.) |
Деятельность обучающихся, способствующая развитию креативного мышления | Творческий подход к решению поставленной задачи способствует развитию креативного мышления у детей. При выполнении такого вида работы с текстом приемом выдвижения идей служит «мозговой штурм», потому что дети нацелены на поиск нестандартных решений задания. |
Дополнительный ресурс |