К малой родине с любовью
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Каждый человек имеет свою малую Родину. Для формирования у детей основ гражданской культуры очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Детям, у которых нет достаточного количества знаний о малой Родине, трудно сформировать уважительное отношение к ней. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у детей связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём доступные для ребёнка исторические сведения, показать красоту и величие малой родины, и зажечь в детском сердце искорку любви к Родине.
У каждого человека есть родная земля то место, где он родился и вырос. Наша малая Родина это село Воднобуерачное, которое мы очень любим, мы родились и живем в этом уютном уголке на стыке двух областей – Волгоградской и Саратовской. Исторически так сложилось, что теперь в наше село многонациональное. Историю нашего села можно узнать в Доме культуры и библиотеке, где хранятся документы, фотографии и предметы быта. В детском саду создан мини-музей, где для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность приобщиться к культурному наследию своего народа. Музейные предметы я часто использую в непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных народных праздников. В работе с дошкольниками большое внимание уделяю воспитанию любви к истории и культуре малой Родины. Эту задачу считаю актуальной и важной. Мы, в рамках социального партнерства, часто проводим совместные мероприятия, с посещением Дома культуры, библиотеки, музея нашего села. Из года в год вместе с работниками культуры проводим мероприятия по народному календарю, знакомясь с традициями и обычаями своего родного села. Это приобщение к красоте и народной мудрости тесно связано с формированием базисной культуры личности, воспитанием лучших качеств, присущих народу: трудолюбия, доброты, сочувствия, взаимопомощи. Патриотическое воспитание ориентирует на новые формы работы: вернуться к вековым традициям народа, вызвать у дошкольников интерес к истории и его культуре Этот опыт предыдущих поколений воспитывает любовь к родной земле, уважение к труду.
Родная природа – это тоже о любви к Родине. Гуляя с дошкольниками, каждый раз можно найти объект для наблюдения. Вот ребенок видит, как пошел первый снег, заметил, как прыгает вокруг кормушки синица, помогите увидеть красоту в этом моменте. Так ребенок с помощью взрослого всматривается в то, что его окружает с любовью и интересом, наблюдает за жизнью родного села.
В процессе тематических экскурсий мы с ребятами подмечаем, что нас окружает в родном селе: так как мы находимся в центре села, социально значимые объекты находятся в поле зрения, но прогулка всегда вызывает море эмоций.
Во время прогулок, обращаем внимание на красоту села, чистоту улиц, уникальность окружающей природы и что нужно бережно к ней относится. Как мне сказал один из воспитанников, когда мы шли в Дом культуры: «А я там не был. Для меня это как новый мир».
Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
То, какие патриотические чувства разовьются у ребенка, зависит, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Воспитание духовно–развитой личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательных учреждений.
Необходимо, помочь родителям, осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные, и духовные обычаи и ценности. Мы же в свою очередь делаем все, чтобы ребята росли любознательными и приумножали то, чему мы их научили. И мы надеемся, что наши дети вырастут настоящими патриотами своей родины, уважающими культурное наследие своего народа, своей страны.