«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников № 63 «Золушка»
Родительское собрание в нетрадиционной форме:
«Роль родителей в нравственном воспитании детей
Выполнила:
Воспитатель Исаева Полина Михайловна
Родительское собрание
«Роль родителей в нравственном воспитании детей
Форма проведения собрания: деловая игра
Участники: воспитатель, родители (законные представители)
Цель: сплочение родительского коллектива в решении задач нравственного воспитания детей с помощью деловой игры.
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями нравственного воспитания детей.
2.Помочь родителям находить оптимальные решения в проблемных ситуациях.
- Осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми.
Предварительная работа: анкета для родителей «Способы воспитания», памятки для родителей «Искусство наказывать и прощать», «Секреты воспитания вежливого ребенка», консультация для родителей «Стили общения родителей и детей», буклет для родителей «Игры по нравственному воспитанию в семье», подготовить карандаши и лист бумаги.
Ожидаемый результат:
Повысится уровень педагогической культуры родителей в вопросах нравственного воспитания
Применение полученных знаний в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях в семье.
Пояснительная записка
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостям и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом.
При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребенка способность к переживанию и сопереживанию.
В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.
Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребенка.
Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
В.А. Сухомлинский писал: «Отец и мать – величайшие авторитеты для ребенка. Существует глубокая связь поколений. Ребенок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв ее – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал».
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Сегодня вы станете участниками деловой игры.
Основные наши условия — это создание непринужденной обстановки, которая поможет оперативному поиску новых идей и решений. Это позволит нам лучше узнать друг друга, поспорить, подумать, принять решения.
Все участники должны быть доброжелательными и доверительными друг к другу.
Психологическая разминка «УЛЫБКА»
Воспитатель.
У вас хорошее настроение. Как без слов подарить его другим людям, передать тепло своей души. Как без слов сообщить о своем прекрасном настроении. Конечно же, улыбкой! Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Это же главное оружие наших детей – улыбка – подаренная вам, которая делает счастливыми и всепрощающими за их шалости.
1 тур. Разминка «Мудрые мысли».
Суть задания в том, чтобы закончить пословицу, мудрое изречение.
Не тот отец — мать, кто родил, а тот… (кто вспоил, вскормил, да добру научил)
Человек без воспитания – … (тело без души)
Дитятко – что тесто: … (как замесил, так и выросло)
Детей наказывай стыдом…, (а не кнутом)
Не тот богат, ко много имеет, а тот… (кто много дает)
Лучше плакать в детстве… (чем в старости)
Добрый пример лучше… (ста слов)
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко… (пока слушается)
Из молодого, как из воска… (что хочешь, то и вылепишь)
На что и клад, коли… (в семье лад)
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
Гни дерево, пока гнётся, учи дитя… (пока слушается)
2 тур. «Вопрос-ответ»
Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:
1) Какие нравственные качества присущи человеку? (Доброта, честность, бескорыстие, щедрость, дружелюбие, справедливость, патриотизм, гуманность, любовь и др.)
2) Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
3) Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба». Сегодня мы поговорим о главных нравственных качествах, тех, которые делают человека человеком.
3 тур. «Определите стиль общения в семье»
Дается характеристика ребенка, родитель определяет стиль общения в семье.
Ребенок неуверенный в себе, мстительный, агрессивный по отношению к слабым, с заниженной самооценкой. Этот стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье. (авторитарный)
Ребенок прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растет уверенными в себе, хорошо социально адаптированным. (демократический)
Ребенок вырастает инфантильным, ведомым, не берущим на себя ответственность. Он выбирает в жизни себе таких людей, которые будут вести и направлять его, помогать ему, которым он сможет подчиниться и за которым сможет спрятаться. (гиперопека).
Ребёнок конфликтен, упрям и эгоистичен. Такое воспитание не даёт ему в полной мере адаптироваться в коллективе и овладеть всеми прелестями человеческого общения. (попустительский)
4 тур. «Проблемные ситуации»
Ситуация№1:
Я встретил маму, когда она пришла с работы, предложил ей тапочки и помог накрыть на стол. После ужина мы вместе с мамой убрали со стола, помыли посуду и сели выполнять задание, которое он не смог выполнить сам. Мама помогла мне выполнить задание, нежно обняла и поцеловала.
Вопрос: как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между мамой и сыном?
Вывод: Уважительные отношения друг к другу.
Ситуация№2:
Наташе очень хотелось сделать для мамы сюрприз, она прибрала игрушки в комнате и вымыла посуду. Когда мама пришла с работы, девочка радостно бросилась к ней и поцеловала. У мамы было плохое настроение, она не заметила, как постаралась её дочь и никак не отреагировала на поцелуй дочери.
Вопрос: как бы вы поступили на месте мамы?
Вывод: Дети нуждается в любви и ласке.
Ситуация№3:
Мальчик провинился и был наказан, отец запретил выходить ему из дома. Пришли друзья мальчика и позвали его в кино. Мама решила пожалеть сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Произошёл конфликт между родителями.
Вопрос: почему произошел конфликт между родителями?
Вывод: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
Ситуация №4
Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили.
Практическое задание родителям
«Загибаем лист»
Возьмите лист бумаги и сгибайте, в том случае, если вы поругали своего ребенка.
Вопросы:
Вы ругаете своего ребенка, если …….
он испачкал одежду?
сломал вашу любимую вещь?
раскидывает игрушки и не прибирает их?
не выполняет ваши поручения?
закатывает истерики в магазине?
А сейчас отгибаем лист, вспоминая все хорошие и добрые слова, которые вы говорили детям.
Воспитатель: Лист бумаги вы расправили, но что на нем осталось? (линии сгиба) Вот так и в душе ребенка остаются раны, от обид, непонимания и несправедливости.
Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, уверенного в себе, честного человека. И пусть в этой жизни у детей всегда будет рядом добрый и надежный друг, родитель – наставник.
Именно от вас зависит, каким вырастет, ваш ребенок. Мы в детском саду только подкорректирует то, что вы уже заложили в своих детей.
Задание – рисунок «Мой ребенок»
Родители рисуют своего ребенка пока играет музыка. Время на выполнение работы ограничено.
Организация выставки рисунков родителей «Это мой любимый ребенок!»
- Разное
Решение насущных вопросов
- Подведение итогов
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
И все остальное – потом!
Удачи вам, дорогие родители!
Благодарю всех за работу!
Экспресс-опрос родителей по оценке качества родительского собрания, выдача памяток родителям.