Формирование у дошкольников с ОНР
умения рассуждать и доказывать
Маркова В.П., воспитатель МБДОУ№15
Главной целью образовательного процесса по речевому развитию дошкольников является формирование у детей устной речи как важнейшей формы общения. Поэтому в общей системе речевой работы особое внимание уделяется развитию у детей связной речи и умения строить разные типы высказываний.
Формировать доказательность речи: т. е. умение высказывать свое мнение, аргументировать его, устанавливая причинно-следственные связи, рассуждать и давать необходимые объяснения, умение поддерживать беседу по вопросам, определять признаки, сравнивать, строить сложные предложения – вот приоритетные направления по развитию связной речи у дошкольников. Связные высказывания типа рассуждений – это высшая форма развития связной монологической речи детей дошкольного возраста. Это один из важнейших показателей планомерной и систематической работы педагога в области речевого развития дошкольников.
Известно, что именно недоразвитие всех компонентов связной речи характеризует наших воспитанников, то есть речь дошкольников с ОНР нельзя назвать связной. В высказываниях детей отсутствует четкость, последовательность, точность, предложения грамматически не оформлены, в то время как связная речь – это именно смысловое развернутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка.
Неумение что-либо объяснять, доказать, выразить какую-нибудь мысль делает речь ребенка косноязычной и малопонятной для окружающих, что неизбежно приводит к зарождению многочисленных личностных комплексов, отрицательно влияющих на всю последовательную жизнь человека.
Любое высказывание требует развития следующих умений:
1.Понимать тему.
2.Планировать свою речь;
3.Выбирать содержание;
4.Найти языковые средства;
5.Строить своё высказывание в определенной композиционной форме;
6.Выражать свои мысли правильно.
Задачами работы с детьми с ОНР по развитию доказательной речи являются:
– обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов;
– формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов;
– использовать различные языковые средства для связи смысловых частей – потому что, так как, поэтому, значит, следовательно;
– включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.
Рассуждение требует от говорящего достаточно развитого самостоятельного мышления и владения соответствующими языковыми средствами. Основное в рассуждении – выявление причинно-следственных отношений, аргументация чего-либо. В логическом плане рассуждения отличаются от повествования и описания тем, что опираются на умозаключение как процесс мышления. Обычно в рассуждении используются умозаключения не одного, а нескольких типов. Важную роль в рассуждении выполняют мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация. Установление причинно – следственных связей в рассуждении предусматривает использование сложных синтаксических конструкций, более чёткую логику высказываний.
По утверждению психолога Рубинштейна Л. С. мыслительная деятельность развивается сначала по преимуществу в процессе наблюдения, в теснейшей связи с восприятием. Очень поучительно и рельефно оно выступает в попытках понять, объяснить наблюдаемое при восприятии картинок. Для объяснения их содержания дети прибегают к целому ряду рассуждений и умозаключений, включая которые, наблюдение переходит у ребёнка в сложный процесс обдумывания, размышления и осмысления.
Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.
Одним из главных условий для формирования умения рассуждать, является организация содержательного общения взрослых с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно – доказательной речью.
Для этого, например, можно использовать исследовательскую деятельность, экспериментирование, которые осуществляются в процессе разных видов деятельности. Это:
– труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);
– наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;
– обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему? и т. п.);
– конструктивно – строительные задания (собрать по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить, какие детали отобрал и почему);
– классификация иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;
– объяснение правил настолько – печатных, подвижных, словесных и дидактических игр,
– объяснение морали произведения; анализ поступков героев, противопоставление плохой – хороший и т.д.; этическим – объяснениям, что такое дружба, почему надо быть честным, объясни пословицу и т. п.
В процессе обучения высказываниям типа рассуждений на занятиях по развитию речи ведущим приёмом обучения является совместное и коллективное рассуждение. Его целесообразно начинать с опорой на предметные действия, разнообразный наглядный материал, постепенно переходя к заданиям на вербальной основе.
Здесь можно использовать:
- Создание проблемных ситуаций с опорой на наглядный материал:
а) складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий. Цель задания: развивать логическое мышление, закреплять умение составлять целое из частей; упражнять в объяснительной речи;
б) выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток и др. Игры типа «Разложи и объясни». Цель задания: учить устанавливать логическую последовательность событий, пользоваться при доказательстве союзами так как, если — то, словами во-первых, во-вторых, сначала, затем, потом, после этого, заканчивать рассуждение выводом, начинающимся словами значит, поэтому.
в) определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций. Игры типа: «Небылицы в картинках», «Что перепутал художник?» Цель задания: учить определять нарушения в логике событий, делать умозаключения, используя для выражения логических связей сложноподчиненные предложения, в процессе аргументирования использовать слова: во-первых, во-вторых.
г) выявление причинно – следственных отношений между объектами, изображенными на картинке. Игры типа «Что сначала, что потом?»
д) классификация картинок по родам и видам. Игры типа «4-й лишний и почему?», «Чем похожи и отличаются?»
е) отгадывание загадок с опорой на картинку.
- Рассуждение ребенка дошкольного возраста должно строиться как приятная форма общения, игра, соревнование, спор, обсуждение житейских ситуаций, понятных и близких ему.
Одним из ведущих приемов руководства являются вопросы. Обучая элементарному рассуждению, можно использовать цепочку вопросов или план, предполагающий руководство логикой рассуждения ребенка. В случае затруднения детей используются наводящие и даже подсказывающие вопросы.
Со средней группы можно использовать поисковые или проблемные вопросы, помогающие ребенку рассуждать.
Проблемный вопрос – это многоступенчатый процесс мысленного поиска, высказывание догадок, гипотез. Обычно такие вопросы включают следующие вопросительные слова: зачем? почему? для чего? как? каким образом? благодаря чему? (Например: Могут ли домашние животные жить зимой на улице?).
Обязательно нужно добиться, чтобы на вопрос дети ответили сами. И только в случае неточно сформулированного ребенком ответа воспитатель может привести правильный вариант.
Практическая деятельность ребенка и его совместная деятельность с другими людьми является источником рассуждения. Научить детей анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению в школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Выгодский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч.; В 6т. – М., 1982, т.ч.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1998.
- Недоспасова В.А. Учимся рассуждать: Пособие по дошкольному воспитанию. – Тольятти: МОУ ДО «Центр медиаобразования», 1998. – 76с.
развития коммуникативной функции речи является одним из приоритетных направлений деятельности психолого-коррекционной службы
- Шадрина Л. Г. «Обучение дошкольников речи – рассуждению» 2012 г.