ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по ОРКСЭ
ФИО: Мамбетова М.М.
Место работы: МОУ «НШДСс.п.Куба-Таба»
Должность: учитель начальных классов
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4
Тема урока: Семья. Семейные ценности.
Цель урока:
- создать условия для формирования понятия «семья», выявление особенностей семьи;
- организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
- формировать уважение, чувство гордости за свою семью, семейных ценностей и традиций, представителей разных культур.
Планируемые результаты:
- дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека в социуме, как гражданина, семьянина, товарища;
- сформировать ценностное отношение к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.
Основные понятия: семья, семейные ценности, традиции, понимание, любовь.
Предметные результаты: конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные ценности», показать, как традиционные религии России относятся к семье, подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных культур совпадают.
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история, окружающий мир.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии, используемые на уроке: проблемное обучение.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный комплекс.
Структура и ход урока
Универсальные учебные действия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. | Создать эмоциональный настрой на работу:
Из глубокого колодца Солнце медленно встает. Свет его на нас прольется, Луч его нам улыбнется, Новый день оно начнет. – Пусть сегодня день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки, которые вы подарите сейчас друг другу. |
Учитель читает стихотворение и делает упражнения
Слайд №1. |
Дети повторяет за ним:
– руки в форме буквы «О»; – руки поднимаются над головой; – руки вытянуты перед собой ладошками вверх; – руки параллельно вниз; – руки вниз широко |
Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества. |
II.Самоопределение к учебной деятельности. Постановка проблемы. | Отгадайте ребус:
У меня есть мама. У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я Что это? – Как вы думаете, о чем же сегодня пойдет разговор на уроке? – Знакомы ли вам понятия семья, семейные ценности, семейные традиции, понимание, любовь? |
Слайд №2. Ребус | Ответ детей
Выдвигают предположение о цели и задачах урока. |
Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.
П.– Строить свои речевые высказывания в устной форме. |
III. Изучение темы и осмысление материала урока. | Познакомить с понятием «семья», «семейные ценности»
– Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно означает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Давайте обратимся к справочной литературе словарю Ожегова и узнаем, как трактуется это слово. Кого вы представляете, когда слышите «моя семья»? Слово «семья» греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ребенок всегда желанный, в семье ему дают имя. – Слово «семья» можно разделить на 2 части «семь» и «я». Почему? Во – первых, «семь» – это особое, таинственное, волшебное число. Вспомните где мы его встречали? Семь чудес света, семь дней недели… – Для чего люди создают семью? – А как называются люди, объединенные одной семьей? – Кем вы приходитесь своим родителям? – Как они вас называют? – Но и у ваших мама и пап есть родители. И они очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родственниками. Кем они вам приходятся? – Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить? – Как вы думаете, на чем держится семья? – Сейчас вы совместными усилиями попробуйте определить: в какой семье вырастут добрые и счастливые дети и как должна быть устроена жизнь в счастливой семье. – У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы не были, всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. – Когда строят дом? (Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья) -Давайте построим дом – В нашем доме должно быть тепло. – А кто живет в таком теплом, уютном доме? (Семья) |
Фронтальная беседа.
Индивидуальная работа со словарём. Слайд №3 Слайд №4 Вы запоминаете все варианты, предложенные в группе, далее выбираете человека, который будет выступать. А другая группа будет внимательно слушать и дополнять, и соглашаться с мнениями ребят. Для этого у вас есть сигнальные карточки. Если вы согласны, вы поднимаете зелёную карточку. Если нет. То красную. Слайд №5. |
Размышляют, отвечают на поставленные вопросы. Ответы детей Ответы детей, выводы. Групповая работа детей |
П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения. П.-Построение логической цепи рассуждения. К.– Уметь в коммуникации строить высказывания. Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе. Р. – Умение удерживать учебную задачу. П. – Строить свои речевые высказывания в устной форме. П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения. Л. – желание и стремление к познавательной деятельности. |
VI.Проблемная ситуация. | Посмотрите на ромашку. Что связывает лепестки в цветке? (сердцевина) – А что будет, если убрать сердцевину цветка? (лепестки рассыплются). Если хочешь знать истину, слушай что говорит легенда Прочитайте китайскую притчу «Ладная семья» ответьте на вопрос: «Что является основой хорошей семьи?» Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Как вы думаете, есть ли расхождения в разных религиозных культурах? Прочитайте. А теперь предлагаю вам прочитать пословицы о семье, существующие у разных народов. |
(Слайд №6)
Работа с учебником (Слайд №7) |
Участвуют в дискуссии, высказывают своё мнение.Предположения детей.
Дети читают притчу самостоятельно и отвечают на вопрос. Да, но незначительные |
П. – Формирование умения делать выводы. |
VII. Закрепление | Метод «Незаконченное предложение»
– Чтобы семья была крепкой и дружной… |
Предположения детей. | П.Р.-Уметь формулировать мысль, строить высказывание, приводить аргументы | |
VIII. Рефлексия деятельности
(итог урока). |
Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний (используем слайды презентации) | Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
Учащиеся составляют синквейн «Семья». (Слайд №8) |
Регулятивные УУД:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: понимание значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности. |
|
VII. Домашнее задание | Подготовить рассказ о своей семье.
Вместе с родителями придумать эмблему своей семьи. |
Слайд №8 |