Конспект музыкального занятия «Осеннее путешествие»
Осеннее путешествие
Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкальные движения, подведение детей к созданию образа осени посредством музыки, изобразительного искусства.
Задачи:
1.Образовательная: знакомство с творчеством композитора
Фредерика Шопена, художника И.И Левитана.
2.Развивающая: развитие вокально-хоровых навыков, развитие чувства ритма.
3.Воспитательная: воспитание любви к музыке, к красоте родного края.
Планируемые результаты:
- Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, умение слушать и анализировать, выражать свои мысли при восприятии нового музыкальногоматериала и исполнении вокального произведения.
- Метапредметные :
1.Регулятивные: активизация поискового процесса у детей через решение проблемных ситуаций, участвуя в коллективном обсуждении, определяя и формулировать цель урока.
2.Познавательные: знакомство с новым направлением культуры – фольклор, знакомство с его основными направлениями.
3.Коммуникативные: сотрудничество педагога с учениками в форме диалога, исполнение песни хором, умение аргументировать свое мнение, понимая взгляды других, наблюдая за музыкой.
Методы и приёмы: беседа, словесное поощрение, игровые, наглядные, рассказ.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, презентация, муз. запись
Ход занятия:
Музыкальный руководитель в образе Осени.
Дети входят в зал под песню «Разноцветная осень» и встают около стульчиков.
Осень:
Здравствуйте, мои друзья
К вам спешила, торопилась очень я.
Кто же я, ребятки,
Отгадайте – ка загадку.
Загадка:
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назовите вы меня!
Ответы детей Осень
Осень: Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку – я Красавица Осень.
Собирёмся мы все в круг,
Слева – друг, и справа – друг. Дети встают в круг.
А теперь мы повернёмся,
И друг другу улыбнёмся. Дети поворачиваются и улыбаются.
Музыкальное приветствие «Здравствуй утро, здравствуй день!»
Осень: Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы интересно и весело провести наше с вами занятие. Ребята скажите пожалуйста, а вы хотите отправиться в мой осенний волшебный лес?
Ответы детей
Осень: Ну что ж, тогда в путь!
Мы с вами отправляемся ко мне в гости, в осенний лес.
Выполняем упражнение «По дорожке»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.(поскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.(Поскоки на левой ноге)
Ни сутультесь грудь вперёд!
По тропинке побежим(лёгкий бег на носках)
До лесочка добежим
До лесочка до лесочка и попрыгаем по кочкам (прыжки)
Сладко сладко потянулись
Руки вверх-всем улыбнулись!!!
Садятся на стульчики.
Слайд осеннего леса.
Осень: Мы с вами пришли ко мне в гости, в осенний лес.
Ребята, так легко дышится в здесь, воздух чистый и свежий. Подышим с вами свежим воздухом?
Упражнение на дыхание
На счет – 1, 2 – вдох через нос 3, 4 – выдох через рот.
Осень: А сейчас мы с вами присядем и немного отдохнем. Ребята, осень – это красивое, но немного грустное время года.
А скажите мне пожалуйста, на листе бумаги можно осень нарисовать?
Ответы детей
Осень: Конечно можно, при помощи красок и кисточек. А можно ли при помощи музыки нарисовать осень?
Ответы детей
Слайд Шопена
Это композитор Фредерик Шопен, и сейчас мы прослушаем его произведение «Осенний вальс»
Вопросы после слушания:
Осень:
-Ребята какую вы услышали осень?
-Какие чувства вызывает у вас данное произведение?
Ответы детей
Осень: Совершенно верно, ребята, оказывается, что в нашей жизни есть две осени. Вы никогда не услышите, что есть две зимы, две весны или два лета. А вот две осени бывают всегда. Одна-радостная, пышно убранная, богатая урожаем, а другая-в опадающей листве, грустная с тихим плачем мелкого дождя. Поздняя осень – это надежда человека на то что, красота и тепло обязательно возвратятся.
Слайд картина И. И. Левитана «Золотая осень»
Осень: Посмотрите на экран, здесь изображена картина художника Левитана. Какие краски он использует в своей картине?
Ответы детей:
Осень: Разноцветная осень, разноцветные леса. Музыка нарисовала весёлый хоровод осенних листьев. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Ребята, подумайте и скажите. Какую песню вы бы спели об осени ласковой, веселой, сказочной.
Ответ детей
Песня « Осень в золотой косынке…»
Осень: Молодцы, какая замечательная песня, мне очень понравилась.
А давайте немного отдохнем в нашем осеннем лесу и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая игра «Осенние листья»
Ветер по лесу летал
(плавные волнообразные движения кистями рук),
Ветер листики считал:
Вот дубовый
(загибаем по одному пальчику на обеих руках),
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(спокойно укладываем ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
Слайд Осенние листочки
Осень: Долго трудились осенние краски,
Природа вышла красивой, как в сказке,
Вся разноцветная – вот красота!
Вы полюбуйтесь, какие цвета!
Осень под музыку раздаёт листья для музыкальной игры.
Игра «Осень, ветер и листочки».
Осень:
В гости к ребятам сегодня пришла,
Листья в подарок я вам принесла.
Листики здесь разные –
Жёлтые и красные.
Дети делятся на 2 подгруппы, у одних в руках желтые листочки, у других – красные. Роль ветра – исполняет ребенок.
Осень:
Листья жёлтые и красные,
Вот какие они разные.
Краску жёлтую возьму я –
Листья жёлтые танцуют.
Танцуют дети с желтыми листочками.
Осень:
Листья жёлтые и красные,
Вот какие они разные.
Краску красную возьму я –
Листья красные танцуют!
Танцуют дети с красными листочками.
Осень:
Краски я перемешаю, плясать листочки приглашаю.
Под веселую музыку танцуют все дети.
Осень:
Ветер дует, задувает.
Листья с дерева срывает.
Все убегают от ветра к Осени, или на стульчики.
Осень: Осень – красавица с ребятами играла,
Жёлтую и красную краски возвращала.
Осень: Молодцы, ребята, помогли мне, вернули краски Осени. Как теперь в моём лесу стало ярко и красиво. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Осень: Ты с листочком покружись,
В детский сад назад вернись.
Дети под музыку кружатся с листочками и садятся на стулья.
Осень: Вот мы и в детском саду. Во время нашего путешествия, я увидела, что вы добрые, умные внимательные и отзывчивые. Много вы знаете и умеете. А, что больше всего вам понравилось сегодня?
Ответы детей.
Осень: Отлично! Ребята, вместе с музыкой ушли красота и тепло. Но вы не грустите, вы уже знаете, что всё возвращается. Да, зимой природа замирает, но весной возвратятся вновь и яблони в цвету, и птицы из тёплых краёв, и появятся улыбчивые, добрые лица цветов. Всему своё время. Нам же с вами нужно научиться просто, ждать.
А за то, что вы так хорошо занимались, я дарю вам на память эти маленькие осенние листочки в виде медальки.
На этом наше с вами занятие окончено.
Всего вам доброго! До свидания!
Под музыку «Разноцветная осень» дети выходят из зала.