Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Социально – значимый проект для детей инвалидов
и детей с ОВЗ «Новогодние чудеса!»
Руководитель проекта:
Храмова Лариса Александровна
р.п. Вача
2023 год
Жизнь дана на добрые дела.
Актуальность проекта.
В Вачском муниципальном округе в 2023 году зарегистрировано 61 ребенок инвалид, это не считая детей с ограниченными возможностями здоровья, которым статус ребенок-инвалид не установлен.
Каждый ребенок с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья требует к себе особого отношения.
Известно, что в силу своего состояния здоровья такие дети не всегда могут посещать образовательные учреждения.
Дополнительное образование дает реальную возможность выбора ребенку-инвалиду и ребенку с ОВЗ своего индивидуального пути развития с учётом его интересов, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, создает ему “ситуацию успеха».
Зачастую работа с такими ребятами носит разовый характер, акции и праздники, для детей данной категории. На таких мероприятиях дети зачастую чувствуют себя гостями или зрителями, что ведет к низкой социализации детей данной категории.
Эти обстоятельства делают крайне актуальным проведение работы по созданию условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Данный проект подтвердит, что все дети должны расти и развиваться вместе, не делясь на больных и здоровых.
Наш проект позволит им почувствовать себя нужными, полноценными членами общества. Предоставит возможность общения со сверстниками. В ходе реализации проекта ребята узнают много нового и интересного о самом волшебном празднике – Новый год.
Цель проекта: развитие творческих и интеллектуальных способностей детей-инвалидов и детей с ОВЗ, приобщение их к культуре и истории России через знакомство с традициями празднования Нового года.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- Провести опрос детей по теме: «История Нового года в России»
- Создать инициативную группу по реализации проекта.
- Изучить материал по теме проекта.
- Разработать план мероприятий по реализации проекта.
- Подготовить не обходимый материал для интерактивных занятий и мастер-классов.
- Снизить изоляцию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
- Организовать творческую досуговую деятельность детей данной категорий.
- Усилить волонтерскую работу в районе.
- Провести анализ результатов работы.
Проект включает три направления:
- формирование культуры общения детей разных категорий;
- формирование способности к самопознанию и позитивного отношения к себе;
- формирование социально значимых качеств, таких как любовь к Родине, уважение, взаимопонимание и взаимоподдержка.
Проект охватывает все возрастные группы, от 6 до18 лет.
Проект реализуется в соответствии следующих принципов:
- Мотивационная готовность. Решение поставленных задач возможно только в случае личной заинтересованности детей и подростков в работе
- Принцип возрастного соответствия – содержание, формы и методы работы должны соответствовать психологическим особенностям детей
- Принцип физиологического соответствия – содержание, формы и методы работы должны соответствовать особенностям состояния здоровья детей
Данный проект может использоваться в общеобразовательных учреждениях, на базе учреждений дополнительного образования, в детских домах и общественных организациях по работе с детьми-инвалидами.
Целевая группа: дети и подростки 6-18 лет Вачского муниципального округа.
Место реализации проекта: МБУ ДО «ЦДТ»
Партнеры проекта:
- Педагоги МБУ ДО «ЦДТ», ГКОУ «Вачская коррекционная школа-интернат»
- Родители
- ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Вачского округа»
- Администрация Вачского муниципального округа
Миссия проекта: – познакомить с традициями празднования Нового года в России, через творческую деятельность. Социализация детей-инвалидов и детей с ОВЗ через совместную работу.
Сроки реализации проекта:
Проект рассчитан на 2 месяца, с декабря 2023 года по январь 2024 года, с последующим пролонгированным, после анализа полученных результатов
В ходе деятельности по реализации мероприятий проекта большое внимание будет уделяться различным формам работы с семьёй. Родители – наши большие помощники в организации различных мероприятий, праздников.
Мы хотим, чтобы «особенные» дети научились жить в этом мире, дарить радость, быть успешными и жить в гармонии с окружающими людьми.
Формы и методы работы:
Интерактивный метод – ориентирован на широкое взаимодействие ребят друг с другом и на доминирование активности ребят в процессе организации и проведения мероприятий. Место руководителя проекта сводится к направлению деятельности ребят на достижение цели проекта.
Цель состоит в создании комфортных условий, при которых участники проекта чувствуют свою успешность.
Помещение и материалы, необходимые для занятий
Помещение для занятий должно быть:
- Достаточно просторным для проведения подвижных техник, но не слишком большим, так как это нарушает ощущение безопасности.
- Без острых углов и опасных мест.
- Всегда одним и тем же, чтобы не нарушалось ощущение безопасности.
- Достаточно светлым и проветриваемым.
- Стулья в помещении должны легко перемещаться.
- Должна быть возможность крепить ватман к стенам или к доске.
- Должна быть возможность использовать аудио-, видео- и мультимедийное оборудование.
Необходимые материалы:
- Цветные карандаши, ручки, фломастеры
- Бумага
- Скотч
- Ножницы
- Материал для декораций
- Костюмы для проведения театрализованных представлений,
- Электронный носитель с материалами для проведения мероприятий
Аппаратура:
- Проектор
- Экран
- Ноутбук
- Колонки
Критерии оценки эффективности проекта:
Количественные показатели:
- Сколько человек приняло участие в проекте.
- Сколько мероприятий было разработано и проведено.
- Сколько было задействовано организаций и различных структур.
- Сколько мероприятий освещено в СМИ.
Качественные показатели:
- Включение в социум детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
- Расширение социальных контактов семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
- Приобретение знаний по теме проекта.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Развить интерес к культуре и истории России.
- Снизить изоляцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ в социуме.
- Организовать творческую досуговую деятельность детей разных категорий.
- Приобрести новых друзей.
- Усилить волонтерскую работу в районе.
- Найти партнеров среди родителей и общественных организаций.
Информирование в СМИ:
- Районная газета «Вачская газета»
- Социальные сети.
- Сайт МБУ ДО «ЦДТ»
Этапы реализации проекта
№ | Название этапа | Содержание деятельности | Ответственные | Сроки |
1 | Подготовительный | -Опрос детей по теме проекта.
– Анализ полученной информации. – Сбор команды единомышленников |
Руководитель проекта
Педагоги дополнительного образования |
декабрь 2023 года |
2 | Организационный | – Организация работы творческой группы (разработка плана проводимых мероприятий).
– Организация координации и взаимодействия работы по привлечению детей, родителей и педагогов. |
Руководитель проекта
Педагоги дополнительного образования |
декабрь 2023 года |
3 | Основной | – Работа творческих групп.
– Организация и проведение мероприятий согласно плану. – Привлечение к работе детей-инвалидов и детей с ОВЗ. |
Руководитель проекта
Педагоги дополнительного образования |
декабрь 2022 года-январь 2024 года |
4 | Аналитический | – Подведение итогов реализации проекта.
– Обсуждение планов дальнейшей работы в данном направлении. |
Руководитель проекта
Педагоги дополнительного образования |
Февраль
2024 года |
План мероприятий по реализации социального проекта
«Новогодние чудеса!»
№ п/п | Название мероприятий | Дата реализации |
1. | Интерактивное занятие «История Нового года в России» | Декабрь |
2. | Выставка рисунков и творческих работ «Творчество без границ» | Декабрь – Январь |
3. | Новогоднее театрализованное представление «Возвращение Деда Мороза» | Декабрь |
4. | – Викторина «Так бывает или нет?»;
-Игра «Волшебный мешочек Деда Мороза» |
Декабрь – Январь |
5. | Мастер-классы:
-«Новогодняя игрушка», – «Символ Нового года», – «Рождественская открытка», – «Новогодняя открытка» |
Декабрь – Январь |
6 | Подведение итогов реализации проекта | Февраль |
Смета расходов:
№ | Статья расходов | Сумма (руб.) | Результат |
1. | Канцелярские товары | 1500 (одна тысяча пятьсот) | Изготовление буклетов, листовок, карточек для игр и конкурсов. |
2. | Материал, для изготовления открыток и новогодних игрушек | 1000 (одна тысяча тысяч) | Изготовление новогодних поделок |
3. | Воздушные шары, инвентарь для проведения конкурсов | 1000 (одна тысяча) | Организация и проведение конкурсов. Викторин, праздников. |
4. | Подарки для детей с ОВЗ | 3000 (тридцать тысяч) | Приобретение новогодних подарков |
Источники:
- ФЗ «Об образовании в Российской федерации. Ст. 3, п.8; п. 27.» № 273-ФЗ от 29.12.2012
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г. от 31 марта 2022 г. № 678-р
- Ковалец И.В. АЗБУКА ЭМОЦИЙ: ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ: Издательство: Москва Владос,2004
- М.С. Старовёрова НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Издательство: Москва Владос,2011
- Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Чернухин О.А. Издательство: Немо Пресс, 2007