Тема: Число О. Цифра О.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;
развивающие:
-развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
воспитательные:
-способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.
метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;
предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.
Коммуникативные УУД:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии (работа парами) ;
задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).
Познавательные УУД:
Строить рассуждения, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Планируемый результат: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, счётный материал.
Раздаточный материал: 5 листочков на веточке , примеры на грибочках для работы в парах, картинки кленовых листочков с капельками воды, листики дерева каждому ученику, корзинка для грибов, веер цифр.
Ход урока.
I.Организационный
- Момент
- Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.
Напоминаем правила поведения на уроке:
- Глазки смотрят и видят;
- ушки слушают и слышат;
- сначала думаю, а потом говорю;
- помню, что в классе я не один, умею слушать мнения других.
Устный счёт. (5 мин.)
- Работа с числовым рядом (веер цифр)
– Покажите число, которое стоит за числом 2. ( 3)
– … число, которое стоит перед числом 7. (6)
– Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)
– … соседей числа 3 (4,5)
2.Работа с геометрическим материалом.(из книги)(слайд №1)
-Посмотрите на слайд, что вы видите на чертеже?
-Сколько геометрических фигур?
-На какие группы можно разделить эти фигуры?
-Покажите незамкнутые ломаные?
-Покажите замкнутые линии?
-С-ко вершин у 2-ой ломаной, у последней?
Сколько звеньев у 3-ей ломаной?
2.Вхождение в тему. Сообщение темы и целей. (3мин.)
– Сегодня я paсскажу вам удивительную историю. Жил-был листочек. Вот такой (показываю засушенный кленовый лист)
– Он жил на дереве. У него было много – много братьев и сестер. Летом им было весело. Но вот пришла осень и наступила пора расставаться с домом, потому что листья покидают свои деревья.
Отправился в путь и наш листочек. И мы вместе с ним.
– Посмотрите, как красиво кругом. (Слайд осенний природа)(Слайд№2)
По тропинке золотистой .
Погуляем не спеша.
С разноцветных клёнов листья
Тихо падают шурша.
– Вот и братья нашего листочка падают с веточки.
(показываю веточку с пятью листочками)
III. Изучение нового. (10 мин.)
- Знакомство с числом «нуль», цифрой «ноль».
– Сколько листочков на веточке? Запишите цифрой.
– Один упал. Сколько осталось? Запишите цифрой.
И т.д.
– Прочитайте, что вы записали? (5 4 3 2 1)
– Как правильно называется эта запись? (числовой ряд)
– В каком порядке расположены числа? (в порядке убывания)
– Вот упал последний листок.
-Есть ли среди изученных чисел эта число? (нет)
-Догадались, какова у нас тема урока?(число и цифра 0)
-Чему будем учиться на уроке?(познакомимся с числом и цифрой 0, будем учиться писать цифру 0)
-Что можем обозначить в классе числом 0?
-Посмотрите чего нет в нашем классе?
– Листочек с удовольствием послушает стихотворение о нуле. (Читает ученик)
Цифра вроде буквы о
Это ноль иль ничего,
Круглый ноль такой хорошенький,
Что не значит ничегошеньки.
Вы внимательно слушали стихотворение?
– На что похожа цифра О? А еще …..(слайд о циф.0)№3
–Что значит ноль? Ничего, нисколько.
В математике для этого используют число «нуль», которое записывают цифрой «ноль».(показ цифры ноль
Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись.
А вы согласны с этим мнением , что можно обойтись без цифры ноль. (выслушиваем мнение детей)
Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.
Посмотрите на эти числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, ) ( карт.)
-Кто может их прочитать?
В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись “км” внизу означают начало всех дорог по Венгрии.
А в народе говорят: « С нуля начинать» как вы понимаете?( начинать заново).
-Ноль внимания(никакого внимания)
1.Анализ и письмо О в тетради. ( с.17).
– Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.
– Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)
Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
-Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.
ф/м для глаз
Определение места О в числовом ряду.
– Кленовый листочек хочет знать место О в числовом ряду. (перед 1)
– Почему? (О меньше 1)
- Запись числовых выражений.
– Дети с улицы домой,
Хлынул дождик проливной, Застучал по крыше:
Дождик, дождик, тише.
– На наш кленовый листок упали 2 капли. Одна высохла. Сколько осталось?
(показываю листок с двумя капельками)
– Как записать числовым выражением? (2-1=1)
– и другая капелька высохла, сколько осталось?
– Запишем числовым выражением (1-1 =0)
– На соседний листок упали 4 капельки.
(показываю листок с четырьмя капельками)
– Все капельки высохли. Сколько осталось?
– Как запишем? (4-4=0)
– Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили?
ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.
– Приведите свои примеры таких числовых выражений.
ф/м
Ветер тихо клен качает,
Вправо , влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
(руки вверх, покружиться.)
- Закрепление изученного. 10мин.)
- Решение выражений.
– Ветер листок подхватил и понёс дальше. Куда упал листок вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прятки. (гриб)
-Листок упал на гриб.
В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдём, Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осенним грибком.
– Вот и грибки. (дети получают грибы с примерами)
2.Работа в парах сменного состава (дети переписывает свой пример с грибочка в тетрадь, решает его). Диктуют, записывают, решают свои примеры.
– Теперь подведем итог. (звонок в колокольчик)
– Встаньте те дети, у которых попался пример с ответом «ноль».
– Прочитайте пример.
– Что мы должны для себя запомнить? (если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда будет «ноль».
Физкультминутка .
- Заключительный этап. (5мин.)
– Листочек улетает и прощается с нами.
Гнёзда чёрные пусты,
Меньше сделались кусты. Ветер листья носит, Время года – осень.
–Что вы нового и интересного узнали на уроке?( о числе «нуль» и цифре «ноль»)
- Рефлексия. (2мин.)
– У вас на партах листья.
-кто очень старался и все получалось приклейте листочки под 1-ую башню.
-Кто старался но немного ошибался приклейте листочки под 2-ую башню.
I.Организационный Момент
Напоминаем правила поведения на уроке:
|
|
Слайд | Устный счёт. (5мин.)
– Назовите число, которое стоит за числом 2. ( 3) – Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6) – Какое число стоит между числами 7 и 9? (8) – Назови соседей числа 3 (4,5) 2.Работа с геометрическим материалом.(из книги)(слайд №1) -Посмотрите на слайд, что вы видите на чертеже? -Сколько геометрических фигур? -На какие группы можно разделить эти фигуры? -Покажите незамкнутые ломаные? -Покажите замкнутые линии? -С-ко вершин у 2-ой ломаной, у последней? покажите Сколько звеньев у 3-ей ломаной? |
Слайд | Вхождение в тему. Сообщение темы и целей. (3мин.)
– Сегодня я paсскажу вам удивительную историю. Жил-был листочек. Вот такой (показываю засушенный кленовый лист) – Он жил на дереве. У него было много – много братьев и сестер. Летом им было весело. Но вот пришла осень и наступила пора расставаться с домом, потому что листья покидают свои деревья. Отправился в путь и наш листочек. И мы вместе с ним. – Посмотрите, как красиво кругом. (Слайд осенний природа)(Слайд№2) По тропинке золотистой . Погуляем не спеша. С разноцветных клёнов листья Тихо падают шурша. – Вот и братья нашего листочка падают с веточки. (показываю веточку с пятью листочками) |
Слайд | III. Изучение нового. (10 мин.)
1. Знакомство с числом «нуль», цифрой «ноль». – Сколько листочков на веточке? Запишите цифрой. – Один упал. Сколько осталось? Запишите цифрой. И т.д. – Прочитайте, что вы записали? (5 4 3 2 1) – Как правильно называется эта запись? (числовой ряд) – В каком порядке расположены числа? (в порядке убывания) – Вот упал последний листок. -Есть ли среди изученных чисел эта число? (нет) -Догадались, какова у нас тема урока?(число и цифра 0) -Чему будем учиться на уроке?(познакомимся с числом и цифрой 0, будем учиться писать цифру 0) – Листочек с удовольствием послушает стихотворение о нуле. (Читает ученик) Цифра вроде буквы о Это ноль иль ничего, Круглый ноль такой хорошенький, Что не значит ничегошеньки. Вы внимательно слушали стихотворение? |
слайд | Вы внимательно слушали стихотворение?
– На что похожа цифра О? А еще ….. –Что значит ноль? Ничего, нисколько. |
слайд | В математике для этого используют число «нуль», которое записывают цифрой «ноль».(показ цифры ноль
Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. А вы согласны с этим мнением , что можно обойтись без цифры ноль. (выслушиваем мнение детей) Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось. Посмотрите на эти числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, ) ( карт.) Кто может их прочитать? |
слайд | В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись “км” внизу означают начало всех дорог по Венгрии.
А в народе говорят: « С нуля начинать» как вы понимаете?( начинать заново). -Ноль внимания(никакого внимания) |
слайд | .Анализ и письмо О в тетради. ( с.17).
– Сейчас мы будем учиться писать цифру 0. – Сколько элементов у цифры 0? (1 овал) Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала. -Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней. |
ф/м для глаз | |
Определение места О в числовом ряду.
– Кленовый листочек хочет знать место О в числовом ряду. (перед 1) – Почему? (О меньше 1) |
|
слайд | . Запись числовых выражений.
– Дети с улицы домой, Хлынул дождик проливной, Застучал по крыше: Дождик, дождик, тише. – На наш кленовый листок упали 2 капли. Одна высохла. Сколько осталось? (показываю листок с двумя капельками) – Как записать числовым выражением? (2-1=1) – и другая капелька высохла, сколько осталось? – Запишем числовым выражением (1-1 =0) – На соседний листок упали 4 капельки. (показываю листок с четырьмя капельками) – Все капельки высохли. Сколько осталось? – Как запишем? (4-4=0) – Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили? ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль. – Приведите свои примеры таких числовых выражений. |
ф/м
Ветер тихо клен качает, Вправо , влево наклоняет. Раз наклон и два наклон, Зашумел листвою клен. (руки вверх, покружиться.) |
|
IV. Закрепление изученного. 10мин.)
– Ветер листок подхватил и понёс дальше. Куда упал листок вы узнаете, если отгадаете загадку:
Я под шапкою цветной На ноге стою одной, У меня свои повадки, Я всегда играю в прятки. (гриб) -Листок упал на гриб. В руки возьмем по корзинке, В лес за грибами пойдём, Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осенним грибком. – Вот и грибки. (дети получают грибы с примерами) 2.Работа в парах сменного состава (дети переписывает свой пример с грибочка в тетрадь, решает его).Д иктуют, записывают, решают свои примеры. – Теперь подведем итог. (звонок в колокольчик) – Встаньте те дети, у которых попался пример с ответом «ноль». – Прочитайте пример. – Что мы должны для себя запомнить? (если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда будет «ноль». |
|
– Листочек улетает и прощается с нами.
Гнёзда чёрные пусты, Меньше сделались кусты. Ветер листья носит, Время года – осень.
–Что вы нового и интересного узнали на уроке?( о числе «нуль» и цифре «ноль») |