Тема: «Язык наш – наше отражение»
Участники мероприятия: учащиеся в возрасте 13-16 лет
Количество участников – 8-10 чел.
Место проведения: учебный кабинет.
Форма проведения: дискуссионный кинотеатр
Цель мероприятия: популяризация русского языка среди молодежи, воспитание чувства патриотизма, гордости и бережного отношения к родному языку как национальному достоянию.
Задачи мероприятия:
- раскрыть проблему замены русских слов иностранными словами и символами в быту, разговорной и письменной речи детей и молодежи,
- познакомить участников мероприятия с богатством и красотой русского языка, с интересными фактами о русском языке;
- воспитать ответственное и бережное отношение к родному языку;
- развить социальную активность и лидерские качества участников мероприятия;
- развить навыки исследовательской деятельности, умение поиска и подачи информации посредством различных средств связи и общения.
Необходимое оборудование и инвентарь: компьютер, мультимедийное оборудование, бумага, ручки, карточки «Событие» и «Собеседник».
План проведения мероприятия:
- Знакомство. Создание благоприятной, дружеской обстановки:
– игра «Назови свое имя».
- Введение в проблему:
– игра «Смска другу»
– обсуждение результатов опроса детей и педагогов
- «Иностранные слова в быту и жизни: необходимость или невежество?»:
– результаты исследования надписей на одежде;
– игра «О старом по-новому»
– игра «Угадай кто я?»
– просмотр видеоролика «Если умрет русский язык» (https://youtu.be/g2MsASfm-YA)
- «Мы – это отражение того, что мы говорим и слышим»:
– словарь модных слов и выражений среди молодежи
– просмотр видеоролика (https://youtu.be/AcCRMdRGTds)
– музыкальная культура: культура ли это?
– просмотр видеоролика «Берегите наш язык» (https://youtu.be/hekzSZ5MotE)
- «Богатый и могучий русский язык»
– просмотр видеоролика «Интересные факты о русском языке» (https://youtu.be/zYznQK7lrgE)
– викторина «Архаизмы»,
– игра «Об одном и том же по-разному
– просмотр видеоролика (https://youtu.be/1hPEwRAuOCM)
- Подведение итогов. Психологическое домино «Я люблю родной язык».
- Знакомство. Создание благоприятной, дружеской обстановки.
Ведущий: Добрый день, уважаемые ребята. Я очень рада этой встрече, так как каждая встреча и знакомство с новыми людьми нам дают новые впечатления. Хочется всем пожелать, чтобы наша встреча сопровождалась только активным общением и продуктивными мыслями, ведь встреча наша происходит не в обычном месте, а в дискуссионном кинотеатре. Что обычно делают в кинотеатре? Конечно, просматривают фильмы. И мы с вами сегодня просмотрим несколько мини фильмов или роликов, но, если в обычном кинотеатре зрители просто пассивные наблюдатели, в нашем – я всех призываю быть активными собеседниками. А для того, чтобы беседа была насыщенной и разнообразной, формы я также постаралась подобрать различные и весьма интересные.
Так что приглашаю всех погрузиться в мир слов известных и загадочных, ведь речь наша сегодня пойдет о родном русском языке.
Игра «Назови свое имя». А для начала предлагаю всем познакомиться и узнать друг друга поближе. Для этого нужно назвать свое имя, в той форме, в которой вам бы хотелось, чтоб к вам обращались, и описать себя словами, которые начинаются на каждую букву вашего имени. Например: меня зовут Ирина, я И – интересная; Р – разговорчивая; И- инициативная; Н – надежная; А – активная. (Ребята знакомятся и описывают себя по имени).
Ведущий: Очень приятно познакомиться. Посмотрите, сколько разных слов существует в нашем языке. Скажите, пожалуйста, сложно ли вам было подбирать слова?
(Участники мероприятия делятся своим мнением).
- Введение в проблему
Игра «Смска другу»
Ведущий: Согласитесь, что в настоящее время для общения мы очень часто применяем гаджеты и соцсети. Достаньте, пожалуйста, ваши телефоны и напишите вашему другу или подруге сообщение о каком-нибудь событии или просто пожелание спокойной ночи или доброго дня… (Ребята выполняют задание).
Ведущий: Что у вас получилось? Используете ли символы и сокращения слов? Всегда ли вы следите за грамматикой и пунктуацией? (Участники показывают, как написали сообщения).
Ведущий: Мы неслучайно предложили вам это задание. Специально к этому мероприятию, мы провели опрос среди школьников; им было предложено ответить на три вопроса:
1) Используешь ли ты в своей речи иностранные слова?
2) Заменяешь ли ты слова смайликами или другими символами при общении в соцсетях?
3) Знаешь ли ты, какой день отмечается 21 февраля?
Презентация «Результаты опроса» (ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/XUKx/JeS6AEKoN )
Собственные наблюдения и результаты опроса говорят о том, что наша устная и письменная речь изобилует иностранными словами и всевозможными смайликами и прочими символами. И всего лишь 26% респондентов верно ответили, что отмечается 21 февраля. А ведь 21 февраля – Международный день родного языка.
Также я побеседовала с учителями русского языка и литературы: изменилось ли отношение к литературе у детей, много ли читают, умеют ли правильно и красноречиво излагать свои мысли.
К сожалению, и учителя подтвердили, что современные школьники безответственно относятся к родному языку.
Мы даже не замечаем, как сами вытесняем родной язык, заменяя чужими словами.
- «Иностранные слова в быту и жизни: необходимость или невежество?»
Ведущий: А как вы думаете использование иностранных слов в быту и жизни: необходимость или невежество? (Ребята представляют свою точку зрения по данному вопросу)
Ведущий: Активист детского общественного объединения «Дом» МБО «Криушинская СОШ» Труханова Марина провела свое исследование на тему «Иностранные надписи на одежде». А всегда ли вы знаете, что написано на вашей одежде? (Участники отвечают на вопрос)
Ведущий: Марина выяснила, что довольно много молодых людей не в полной мере понимают смысл иностранных надписей на одежде. Тем не менее, они покупают вещь и носят потому, что они модные, красивые или могут быть другие причины для этого. Большинство обучающихся не обращают особого внимания на надписи на одежде, которые, в свою очередь, могут содержать грубые слова, грамматические и орфографические ошибки.
Исследование было направлено на поиск ответа на вопрос: все ли владельцы вещей понимают смысл иностранных надписей на одежде?
Презентация «Надписи на одежде» (ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/qgFo/sox4MtbbR)
По данным исследования большинство обучающихся школы в своем гардеробе имеют предметы одежды, содержащие надписи на английском языке. Из всех опрошенных 50% обучающихся знают перевод той надписи, которая есть у них на одежде. Также 28% ребят отметили, что обращают внимание на смысл иностранных надписей при покупке вещей. 22% опрошенных обучающихся с трудом переводили свои надписи. Незнание смысла написанного они объясняли тем, что они воспринимают их как украшение понравившейся при покупке одежды. В ходе исследования были выявлены надписи, состоящие просто из набора букв, т.е в них отсутствовал смысл. Например: BENLEF и cenicenic.
Игра «О старом по-новому».
Ведущий: А теперь я вам предлагаю окунуться в мир заимствованных слов и вернуться к вопросу: использование иностранных слов в быту и жизни: необходимость или невежество?
Давайте проверим, используем и знаем ли мы эти слова. Я буду называть вам слово, а вы постарайтесь дать его лексическое значение. Презентация «Игра «О старом по-новому» (ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/9aJc/4wxSr9Tbv )
Игра « Угадай кто я?»
Ведущий: Усложним задачу, и попробуем угадать, какие русские профессии скрыты за иностранными словами: Презентация «Игра «Угадай кто я?» (слайды 1-10) (ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/m1zr/qmUPiKW5Z )
Ведущий: А теперь включите свою логику и фантазию и представьте, что это за специалисты: Презентация «Игра «Угадай кто я?» (слайды 11-20) (ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/m1zr/qmUPiKW5Z )
Ведущий: Посмотрите, как заполонили нашу речь чужеродные слова, и мы, порой, даже не замечаем, как убиваем наш родной язык. Посмотрите и обдумайте видеоролик «Если умрет русский язык» (https://youtu.be/g2MsASfm-YA)
- «Мы – это отражение того, что мы говорим и слышим».
Ведущий: «Комсомолка» составила словарь модных слов и выражений, которые сейчас активно использует молодежь, вот только часть из них:
Презентация «Словарь модных слов и выражений среди молодежи» (ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/EkrG/Xy4o37tM9 )
Ведущий: Как вы думаете, если посмотреть на людей, использующих все эти «заменители» русских слов, какой вырисовывается портрет? Вряд ли это образ культурного и воспитанного человека?
Предлагаю нашу беседу продолжить после просмотра следующего видео: (https://youtu.be/AcCRMdRGTds) (После просмотра участники делятся своими впечатлениями и мнениями).
Ведущий: Скажите, пожалуйста, вы любите музыку? Назовите ваших любимых исполнителей? (Ребята отвечают на вопросы).
Ведущий: Отмечаем тот факт, что среди современных групп и исполнителей большинство имеют иностранные названия и имена. И давайте честно признаемся, что, к сожалению, о культуре исполнения и текста песен зачастую говорить не приходиться.
Возвращаясь к героям ролика, какой вам образ приятнее? И что мы сами можем сделать, чтоб не быть похожим на антигероя ролика? (Участники делятся мнениями).
Ведущий: Я не случайно спросила про музыку, которую вы слушаете. Наше внутреннее наполнение, наша культура зависит от того, что нас окружает, как мы говорим, и что мы слушаем. Нужно читать классическую литературу, посещать театры и другие просветительские мероприятия. В противном случае, мы можем оказаться в такой же ситуации, как герой следующего видео: (https://youtu.be/hekzSZ5MotE.)
- «Богатый и могучий русский язык».
Ведущий: Вспомните слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!». Наш язык действительно богат и могуч. И можно еще много приводить примеров высказываний великий людей, внесших вклад в процветание родного языка. (Участникам раздаются буклеты о русском языке).
Ведущий: Как вы думаете, всё ли мы знаем о русском языке? Уверена, что эти интересные факты о русском языке вас удивят (просмотр видеоролика «Интересные факты о русском языке» (https://youtu.be/zYznQK7lrgE ).
Ведущий: Скажите, пожалуйста, как называются устаревшие названия предметов, явлений или действий. (Участники отвечают на вопрос).
Ведущий: Правильно, архаизмы. Предлагаю вам викторину «Архаизмы», нужно из трех предложенных вариантов выбрать правильный. Презентация «Викторина Архаизмы» (ссылка на презентацию https://cloud.mail.ru/public/smCd/FM6Czqcia )
Ведущий: Русской язык – очень красивый и разнообразный язык. Мы с вами сейчас ещё раз это докажем, сыграв ещё в игру «Об одном и том же по-разному».
Игра «Об одном и том же по-разному». Правила игры очень просты: вначале вы выбираете некое событие, потом по очереди тянете карточки с предполагаемым собеседником, и рассказываете ему это событие.
(Карточки «События»: 1) День рождения любимого друга (подруги); 2) Получил двойку по русскому языку; 3) Купил(а) новый современный телефон; 4) Хотел(а) пойти на концерт любимой группы, который ты ждал(а) полгода, а прямо передо мной купили последний билет.
Карточки «Собеседник»: 1) Любимая подруга или друг; 2) Мама; 3) Классный руководитель; 4) Сосед по парте, которого ты терпеть не можешь, но общаешься с ним, потому что он дает тебе списывать. (Участники выполняют задание)
Ведущий: Зависит ли наша речь от собеседника? (Участники высказываются по данному вопросу)
Ведущий: Посмотрите, как одно и то же событие можно рассказать по-разному, сколько в нашем языке разнообразия и чувственности! Наш язык – это наше достояние, и каждый из нас обязан хранить эту ценность и передавать её следующим поколениям.
О величии русского языка наш следующий видеоряд (https://youtu.be/1hPEwRAuOCM)
- Подведение итогов. Психологическое домино «Я люблю родной язык».
Ведущий: Ребята, спасибо вам большое за активное участие в мероприятии, ваши открытые и честные мнения; было очень приятно с вами пообщаться, и в завершении предлагаю каждому высказаться, почему вы любите русский язык. Но, делать это мы будем необычным способом, сыграв в психологическое домино «Я люблю родной язык».
У каждой фишки домино две половинки, а у каждого из нас две ладошки. В игре домино рядом выстраиваются фишки с одинаковыми половинками, а мы будем класть друг другу ладошку на ладошку, если нам «по душе» высказывание.
Для ясности давайте начну игру я. «Я люблю русский язык, потому что это язык моих предков», при этом я выставляю свою правую руку ладонью вверх, и добавляю: «А ещё я люблю русский язык, потому что он очень красив и звучен», и выставляю левую руку ладонью вверх. Если второй участник поддерживает мое мнение и говорит: «Я тоже люблю русский язык, потому что он очень красив и звучен», тогда он кладёт свою левую ладонь на мою правую ладонь. Затем он добавляет: «А ещё я люблю русский язык (называет другой аргумент)» и выставляет свою правую руку ладонью вверх. И так происходит по очереди.
(Участники высказываются и выстраиваются по итогу либо в цепь, либо в круг).
Ведущий: Посмотрите, ребята, у нас с вами образовался круг (либо цепь) как символ нерушимости и крепости. Нас объединила любовь к родному языку, и мы должны всегда помнить, что только объединившись вместе, мы сможем сберечь родной язык и быть опорой нашему великому государству.