Методические рекомендации по ознакомлению детей с творчеством Е. В. Честнякова.
Кострома 2023
Пояснительная записка
Дошкольный возраст-это время познания окружающего нас мира, взаимоотношений между взрослыми и сверстниками. Именно в этом возрасте формируется характер ребенка, его отношение к окружающим и себе. Происходит формирование личности. Следовательно, именно в этом возрасте необходимо дать детям знания об истории своей Родины, о народе, его обычаях, труде, искусстве, веровании. Мы должны чтить и помнить то, как жили наши предки, не должны забывать о культурном наследии. В. А. Сухомлинский писал: «Человеку дана память запечатлевшая жизнь многих поколений. Память, простирающая через века. Только поэтому он и человек, что понимает и помнит, куда уходят корни дерева, на котором он вырос, и чем они питаются. Познавая свой народ, свое Отечество, человек познает самого себя, осмысливает свою личность как частицу народа».
Актуальность данных методических рекомендаций состоит в том, что они призваны решить основную задачу педагогов – введение детей в особый самобытный мир, мир, сохранивший культуру наших предков. Именно такой мир мы и можем увидеть в картинах и сказках нашего замечательного земляка Ефима Честнякова. Старый деревенский домик на опушке леса. На скамеечке, среди цветов и лесных трав, сидят крестьянские дети: мальчик вдохновенно играет на свирели, а девочка, отложив прялку, задумчиво вслушивается в грустную мелодию, разносящуюся в теплом вечернем воздухе. Маленький старичок, похожий на лесного жителя, бредет по дорожке. Все буйно цветет. Домик надежно скрыт в густых, дремучих зарослях… Это — мир ожившей мечты. Он когда-то открылся Ефиму Васильевичу Честнякову.
Методические рекомендации построены согласно принципам интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребенку. Задачи сформулированы также с учетом принципов культуросообразности и природосообразности.
Методические рекомендации разработаны на основе практического опыта и адресованы методистам, старшим воспитателям, опытным и начинающим воспитателям дошкольных образовательных организациии
Методические рекомендации по ознакомлению детей с творчеством Е.Честнякова
Для успешной реализации любой образовательной деятельности в любом дошкольном учреждении необходимы слаженность и целеустремлённость в работе педагогического коллектива, взаимоуважение и взаимовыручка, оптимизм и культура общения. Дети должны воспитываться в атмосфере доброжелательности, уважительного отношения к их запросам и потребностям; знать, что их любят (всех и каждого в отдельности) и искренне радуются их успехам и достижениям. Именно об этом следует помнить в первую очередь.
Знакомя детей с творчеством Ефима Честнякова, педагогам необходимо построить свою работу так, чтобы охватить все виды деятельности, а также необходимо создать условия для развития предметно-окружающей среды в группе. Предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем любознательность, чувство прекрасного, должны быть национальными: русский костюм, русская изба – картинки, а еще лучше иметь макет избы снаружи и часть внутреннего убранства.
Необходимо широко использовать в занятиях и в режимных моментах все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, прибаутки, заклички, хороводы и тд.). Именно в песенках, сказках, хороводных играх сохранились особенные черты нашего русского характера, присущая ему нравственная ценность, представления о доброте, искренности, душевности, трудолюбии, честности, верности.
Также очень важно знакомить детей с трудом наших мастеров «Изучаем петровскую игрушку». Благодаря изучению этой темы мы приобщаем детей к художественному творчеству, к умению не только видеть, но и самим творить прекрасное.
Изучая творчество Ефима Честнякова, мы можем решить следующие задачи:
- Способствовать приобщению детей к народной культуре
2.Знакомить с жизнью нашего народа
3.Обогощать словарный запас детей
4.Способствовать формированию умения видеть прекрасное и создавать шедевры своими руками
5.Воспитывать любовь и уважение к родным и близким.
Работа по изучению творчества Ефима Честнякова в дошкольном образовательном учреждении состоит из нескольких этапов:
- Знакомство со сказками «Чудесное яблоко», «Иванушко», «Сергиюшко». Использовались следующие методы и приемы:
а). Словесные. Чтение сказок, проведение бесед по содержанию, с целью оценки поступков героев; разбор игровых ситуаций таких как «Если у тебя было такое яблоко, что бы ты сделал с ним?» или «Ты увидал, дедушка везет тяжелую тележку…..» и т.д; проводение сравнения сказок «Ивашечко» и «Гуси – лебеди», с целью развития самостоятельного логического мышления детей, умения строить рассказ, отстаивать свою точку зрения.
б). Наглядные. Рассматривая картины Ефима Честнякова, его иллюстрации к сказкам, мы даем детям представление о том, как жил наш народ, какую одежду носил, как трудился и отдыхал. Сопровождая показ художественным словом мы обогащаем внутренний мир ребенка, его понимание самого себя как частицу великого народа. Благодаря сказкам Ефима Честнякова дети получают представление о доброте, отзывчивости, душевности, умении прийти на помощь, поделиться с ближним. Такие замечательные качества необходимо прививать детям с детства. Ведь то, что мы заложим в детях сейчас – ждет нас в будущем. Использование в своей работе культурного наследия русского народа, формирует у детей интерес, оживляет педагогический процесс, оказывает благоприятное влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. «Первый воспитатель – это народ» – писал К. Д. Ушинский. Он считал, что ребенка надо растить в атмосфере насыщенной живыми яркими образами, яркими красками его страны. В ходе образовательного процесса, рассматриваются следующие картины Ефима Честнякова: “Город Всеобщего Благоденствия”, «Cвадьба», «Слушают гусли», «Шабловский хоровод»,. «Крестьянские дети», «Топят бани», «Детские забавы»,. «Тетеревиный Король», «Девочка в шляпе», Женские и мужские портреты, иллюстрация к сказке о волшебном яблоке,
в). Игровые. Используя метод продуктивного чтения, оживляли отрывки сказок, делали театрализованное представление по сказке «Чудесное яблоко».
- Экскурсии. Данный этап проводится в тесном контакте с родителями воспитанников.
Мероприятие организовывали с целью знакомства с русской избой, жизнью нашего народа, как они трудились и отдыхали. Благодаря этой экскурсии дети не просто увидели избу и предметы быта наших предков, но и сумели подержать в руках предметы старины. Сидя за большим деревенским столом, оказались в том далеком прошлом, имели возможность прочувствовать в живую все, что им рассказывали на занятиях. Экскурсия сопровождалась народными шутками, прибаутками, играми, в которых принимали активное участие не только дети, но и родители. Данные методы работы имеют большую педагогическую ценность в том, что дети могут использовать полученные знания на практике, что способствует наилучшему усвоению знаний.
б) Экскурсия в Культурно-просветительский центр им. Ефима Честнякова, в ходе которой дети получили возможность познакомиться поближе с жизнью автора, а также попробовать себя в роли мастера по изготовлению поделок из глины. Были организованны мастер-классы с детьми. Дети смогли проявить свои навыки лепки. Ощутить в своих руках не простой обычный пластилин, а удивительную настоящую «живую» глину, почувствовать ее свойства. Под чутким руководством педагогов дети изготавливали чудесные фигурки из сказки «Чудесное яблоко», а затем раскрасили их после обжига. Таким образом, они смогли сами прочувствовать радость и удовольствие от своего труда, ощутить себя в роли настоящего мастера глиняных игрушек. Поближе познакомиться с техникой изготовления предметов из глины.
- Театрализация. Глиняные фигурки, изготовленные на мастер классе в центре Честнякова были использованы для организации воспитательно-образовательной деятельности в виде театрализованного представления для родителей. Наше развлечение «Соберемся мы рядком да поговорим ладком» состояло из нескольких частей. Дети показывали отрывки сказок с помощью глиняных фигурок, демонстрировали народные игры, а также обучали родителей изготовлению тряпичной куклы. Ребята почувствовали себя в роли настоящих актеров, декораторов, учителей, что само по себе очень ценно. Ведь дает возможность попробовать себя в разных ролях, проявить самостоятельность, творческие навыки.
Педагогическая ценность такой организации в том, что ребенок имеет возможность в полной мере удовлетворить свою потребность в игре с любой глиняной игрушкой, придумать свое продолжение или свою сказку, позабавить всех. И это своеобразное театральное действие, подобное тем, какие устраивали скоморохи и петрушечники, снова возвращает нас в прошлое, дает возможность помнить свою историю. Такие развлечения способствуют воспитанию благодарности и уважение к родителям, старшим. Ведь дети хотели устроить праздник своим родным, доставить им радость. Театрализация дает толчок к пробуждение в ребенке эмоций и фантазий. Ефим Васильевич в своем дневнике писал: «Фантазия — она реальна, когда фантазия сказку рисует — это уже действительность. И жизнь будет именно такой, какой рисует ее наша фантазия. И между людьми разница большая. Гляди вперед и покажи свои грезы… и по красоте твоих грез ты займешь свое место». Фантазируя, ребенок «раскрывается» и это замечательно, значит и работа педагога была не напрасной, а это главное помочь ребенку стать «настоящим Человеком». С помощью такой деятельности многим детям легче преодолеть страх и робость. Благодаря творческой, театрально-игровой деятельности развиваем у детей смелость, находчивость; воспитываем доброту, любовь к природе, Родине, родному краю, уважение к старшим.
В ходе данного этапа работы дети показали свои знания, проявили свои творческие способности, любовь и заботу к родным и близким. Хочу подчеркнуть важность таких мероприятий для сближения детей и родителей, вовлечение их в общее дело, способствующее построению лучших взаимоотношений. Ведь это крайне важно. Лишь совместными усилиями можно добиться наилучшего результата. Например, родителей можно задействовать в оформлении декораций, а также непосредственного участия в развлечении.
4.Выставочная деятельность. Можно организовать выставку работ детей с целью показать, каких успехов добились ребята в художественном творчестве. Ведь ребенку очень важно продемонстрировать свои достижения окружающим, и в первую очередь родителям, получить похвалу за свой труд.
Рисунки, рассматриваемые на занятиях, вдохновили ребят на создание работ для выставки: «Мы рисуем сказку», «Мой любимый герой», на которых они рассказывали о понравившейся сказке, о герое. Так же была организованна выставка глиняных работ «Наши юные мастера». Благодаря таким выставкам ребенок поверит в себя, получит мотивацию к участию в различных видах деятельности. А это в свою очередь очень важно для реализации успешного педагогического процесса.
Рассказывая о своей работе, еще раз хочу подчеркнуть, что необходима слаженность в работе не только педагогического коллектива, но и активное привлечение родителей в педагогический процесс. Тогда успех решения поставленных задач гарантирован
Для изучения творчества Ефима Честнякого предлагаю использовать следующие методические пособия и литературу:
- Сказки «Чудесное яблоко», «Иванушко», «Сергиюшко».
- картины Ефима Честнякова: “Город Всеобщего Благоденствия”, «Cвадьба», «Слушают гусли», «Шабловский хоровод»,. «Крестьянские дети», «Топят бани», «Детские забавы»,. «Тетеревиный Король», «Девочка в шляпе», Женские и мужские портреты.
- Игнатьев В., Трофимов Е. Мир Ефима Честнякова. – М., 1988.
- Кузьмин Л. И. Поэзия Ефима Честнякова, М. – «Детская литература», 1999. – 132 с.
- Сухарева Т. П. Рукописи Е.В. Честнякова – источник духовной и народной мудрости
- Честняков Е. В. Сказки. Баллады. Фантазии / Сост. Р. Е. Обухов.; вступит. ст. Р. Е. Обухов, м. А. Васильева. – М.: ОАО «Московские учебники», 2012. – 352 с.