Макаркина Е.В.
Семья является важнейшей ценностью для развития каждого че-
ловека. Она играет важную роль в жизни государства, в воспитании
новых поколений, обеспечении общественной стабильности и про-
гресса.
Основная социальная функция семьи — воспитание и развитие
детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный по-
тенциал семьи прежде всего включает в себя семейную микросреду,
образ жизни семьи в целом.
В особо трудных условиях оказываются семьи, воспитывающие
ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Трудности, ко-
торые постоянно испытывает семья с ребенком с ОВЗ, значительно
отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспиты-
вающая нормально развивающегося ребенка. В результате рождения
ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а так-
же контакты с окружающим социумом меняются. Ситуация стресса,
возникающего с самого рождения особого ребенка, ведет к формиро-
ванию феномена инвалидизации семьи и возникновению дополни-
тельных сложностей социокультурной адаптации ребенка.
Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспо-
мощными. Причины связаны:
‒ с психологическими особенностями больного ребенка;
‒ с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут чле-
ны его семьи в связи с длительно действующим стрессом;
‒ с физической нагрузкой;
‒ материальными затратами;
‒ отношением социума к больным детям и их семьям.
А.С. Макаренко писал, что воспитывает все: вещи, явления, но
прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — ро-
дители и педагоги. При поступлении ребенка в школу он будет луч-
ше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и
педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и
педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных
ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании инди-
видуальных особенностей, формировании жизненных ценностных
ориентиров.
Включение детей в социум для родителей становится одной из
первостепенных задач. При этом родители рассматривают необходи-
мость образования в школе не столько для получения знаний детьми,
сколько для социализации в обществе и детском коллективе.
В школах наряду с обычными детьми учат-
ся дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют
задержку психического развития, тяжелые нарушения речи, слуха,
опорно-двигательного аппарата.
Основная миссия нашей школы — помочь каждому ребенку рас-
крыть свой внутренний мир, способствовать его успешной социали-
зации в обществе. В рамках инклюзивного образования мы решаем
следующие задачи:
‒ создание единой психологически комфортной образователь-
ной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
‒ обеспечение диагностирования эффективности процессов
коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями раз-
вития на этапе школьного обучения;
‒ организация системы эффективного психолого-педагогиче-
ского сопровождения процесса инклюзивного образования через
взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-раз-
вивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового на-
правлений деятельности;
‒ компенсация недостатков дошкольного развития;
‒ преодоление негативных особенностей эмоционально-лич-
ностной сферы через включение детей в успешную деятельность;
‒ постепенное повышение мотивации ребенка на основе его лич-
ной заинтересованности и через осознанное отношение к позитив-
ной деятельности;
‒ охрана и укрепление физического и нервно-психического здо-
ровья детей;
‒ социально-трудовая адаптация школьников с ОВЗ;
‒ изменение общественного сознания по отношению к детям с
особенностями в развитии.
Одной из проблем инклюзивного образования детей с ОВЗ яв-
ляется нежелание некоторых родителей нормально развивающихся
сверстников обучать своих детей вместе с такими детьми. Поэтому
просвещение родителей занимает важное место в нашей работе, и
осуществляется оно через участие родителей в родительских собра-
ниях, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые за-
нятия, распространение памяток, оформление стендов. Эти формы
педагогического просвещения помогают формировать толерантное
отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, пра-
вильно организовать общение с ними.
С другой стороны, просвещение родителей детей с ограниченны-
ми возможностями здоровья проходит также через индивидуальное
и групповое консультирование, тренинговые занятия и др., с разни-
цей в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с
ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности за
счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам
взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполня-
емых домашних заданий и рекомендаций специалистов, а также за
счет общения с другими родителями в рамках групповой работы.
Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут от-
ветственность за воспитание и развитие своего ребенка.
Задачи, которые стоят перед нашей школой в работе с семьей:
‒ вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве ак-
тивных его участников, посредством их обучения приемам взаимо-
действия с детьми, организации совместной практической деятель-
ности;
‒ содействовать изменению родительской позиции и вооруже-
нию родителей позитивными способами коммуникации;
‒ способствовать формированию у родителей воспитательной
компетентности через расширение круга их педагогических и дефек-
тологических знаний и представлений;
‒ создать условия для объединения родителей в сообщество, ко-
торое будет содействовать расширению социального пространства
семей.
В нашей школе организовано качественное психолого-педагоги-
ческое сопровождение семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также
создан особый морально-психологический климат в педагогическом
и ученическом коллективах.
Обучение для детей с ОВЗ в нашей школе происходит:
‒ через реализацию общеобразовательных программ с учетом
требований выполнения учебных планов;
‒ составление индивидуальных коррекционных маршрутов и
программ для комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ спе-
циалистами;
‒ воздействие в системе коррекционных кабинетов на основе
составленных комплексных коррекционных маршрутов и программ
специалистами службы сопровождения;
‒ воздействие в условиях системы дополнительного образова-
ния (музыкальная, хоровая, танцевальная студии, спортивные сек-
ции, кружки декоративно-прикладного творчества), куда вовлечены
дети с ОВЗ;
‒ организацию работы с родителями.
Не подлежит сомнению, что инклюзивная образовательная сре-
да формируется учителем, причем не просто учителем, а целой ко-
мандой педагогов и специалистов — коллективом, но немаловажную
роль играют и родители ребенка, участвующие в сотрудничестве. Мы
стараемся минимизировать барьеры, препятствующие доступности
образования для обучающихся с ОВЗ.
Материально-техническая база школы способствует качествен-
ной организации учебно-воспитательного процесса для детей с
ОВЗ, дополнительного образования. В школе функционируют хоро-
шо оборудованные кабинеты: психокоррекции (сенсорный уголок),
логопедические кабинеты, музыкальный кабинет.
Для занятий физической культурой имеются 2 спортивных зала,
универсальная спортивная площадка, оборудованная специальны-
ми спортивными приспособлениями для детей с ОВЗ, кабинет для
занятий ритмикой. Школа обеспечена сурдологическим оборудова-
нием для индивидуальной и групповой реабилитации детей с нару-
шениями слуха и речи.
Задачи процесса инклюзии решаются нами в условиях реализа-
ции индивидуальных коррекционных программ для детей с ОВЗ, со-
ставляемых коллегиально учителем (классным руководителем), педа-
гогом-психологом, учителем-логопедом и утверждаемых на школь-
ном ПМПк. Родители же имеют возможность включения в процесс
разработки, согласования, утверждения индивидуальной программы
своего ребенка, обсуждения проблем ребенка в рамках психолого-ме-
дико-педагогического консилиума.
Кроме того, в нашей школе традиционно используются следую-
щие формы взаимодействия с родителями:
‒ групповые и индивидуальные консультации родителей здоровых детей с
целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ («Мы вместе», «Я, ты,
он, она — вместе дружная страна», «Наша школа» и т.д.);
‒ групповые и индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с це-
лью корректного включения их детей в систему общего образования («Мир во-
круг», «Учимся жить вместе» и т.д.);
‒ проведение совместных занятий (ребенок, педагог, родитель);
‒ фото-, видеофрагменты занятий, праздников, досугов с целью детально-
го разбора определенных этапов воспитания и обучения детей с ОВЗ;
‒ обмен опытом семейного воспитания и обучения детей с ОВЗ;
‒ школа будущего первоклассника;
‒ работа родительского клуба «Мы вместе»;
‒ родительские собрания;
‒ родительские лектории;
‒ занятия-практикумы, тренинги;
‒ игровые семинары;
‒ совместные праздники детей и родителей «Мама, папа, я — спортивная
семья», «8 Марта — мамин день», «Минута славы» и т.д.;
‒ походы;
‒ совместные экскурсии;
‒ акции «Скрепка», «Осенняя неделя добра», «Школа безопасности» и др.;
‒ дни открытых дверей.
Нетрадиционные формы работы:
‒ родительские сочинения «Моя проблема», «Мой жизненный путь»,
«История жизни моего ребенка»;
‒ техника семейной скульптуры;
‒ составление семейной диаграммы «Моя семья до и после рождения ре-
бенка», «Моя семья в настоящее время».
В рамках психолого-педагогического сопровождения семей, вос-
питывающих ребенка с ОВЗ, и с учетом специфики дефекта в нашей
школе работают такие специалисты, как педагоги-психологи, учите-
ля-логопеды, дефектологи .
домашних условиях, специальным воспитательным приемам, необ-
ходимым для коррекции личности ребенка.
С целью социальной адаптации детей с ограниченными возмож-
ностями здоровья и их семей осуществляется активное привлечение
их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, направленным
на формирование толерантного отношения к людям с ограниченны-
ми возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая
информация, конкурсы рисунков, участие в фестивалях, олимпиадах,
спортивных мероприятиях и пр., опять же с активным участием ро-
дителей. С января 2008 года в школе открыт центр дополнительного
образования детей «Ступени», где дети с ОВЗ имеют возможность
посещать кружки и секции различной направленности: физкуль-
турно-спортивное, эколого-биологическое, социально-педагогическое,
художественно-эстетическое, научно-техническое. Каждый год уве-
личивается количество кружков, секций и число школьников, зани-
мающихся в них.
Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают участие в меж-
дународных, региональных, областных и городских творческих кон-
курсах и занимают призовые места.
Участие школьников в волонтерском объединении школы «Делай
добрые дела» говорит об активной жизненной позиции обучающихся
и их стремлении помогать близким, а также сделать наш город луч-
ше. Ежегодно вместе с педагогами и родителями ребята принимают
участие в акциях: «Посылка солдату», «Ветеран живет рядом», «День
пожилого человека», «Чистый город»,
Хорошая материальная база позволяет выходить в Интернет из
кабинетов школы при проведении дистанционных уроков учителя-
ми-предметниками в режиме онлайн с детьми-инвалидами, обучаю-
щимися индивидуально на дому. Оснащены 24 базовых рабочих ме-
ста для педагогических работников образовательного учреждения и
19 рабочих мест комплектами компьютерного, телекоммуникацион-
ного и специального оборудования для детей-инвалидов. Это позво-
ляет включать детей с ОВЗ в образовательный процесс в разных усло-
виях: совместного обучения в классе со сверстниками; смешанного,
индивидуального и совместного обучения детей; индивидуального
обучения с использованием дистанционных технологий.
Наша школа является областной экспериментальной площадкой
по внедрению дистанционных технологий обучения детей с ОВЗ,
которые помогают индивидуализировать процесс обучения детей
с ОВЗ, обеспечивают каждому ребенку адекватный, лично для него
темп и способ усвоения знаний, предоставляют возможность само-
стоятельной продуктивной деятельности, позволяют детям с ОВЗ
выйти на новый уровень обучения. Это способствует не только со-
вершенствованию и повышению качества образования, но и дает де-
тям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и
обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. содействует их интегра-
ции в социум посредством интернет-технологий.
Приобщение родителей к деятельности детей в процессе дистан-
ционного обучения дает возможность семьям детей-инвалидов уз-
нать о возможностях Интернета, найти единомышленников, почув-
ствовать уверенность в собственных силах. В рамках дистанционного
обучения дети с ОВЗ не без участия родителей принимают участие в
дистанционных конкурсах, фестивалях, вебинарах. Так, за этот учеб-
ный год наши дети приняли участие и заняли призовые места в дис-
танционных конкурсах «Мой дом — Россия», «Культурологический
калейдоскоп», «По страницам любимых книг». Вместе с родителями
они сочиняли, рисовали, искали, творили…
В дальнейшем мы планируем продолжить нашу работу с родите-
лями, ведь в инклюзивной школе очень важно то, что и дети, и роди-
тели, и команда специалистов — это прежде всего партнеры.