Практика наставничества в ДОУ «опытный педагог- молодой специалист»

ФИО: Гололобова А.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3163
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Практика наставничества в ДОУ «опытный педагог- молодой специалист»
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Практика наставничества в ДОУ

«опытный педагог- молодой специалист»

       В детский сад пришли молодые специалисты, не имеющие опыта работы, возникла необходимость организации работу по наставничеству. В целях оказания помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, привитии интереса к педагогической деятельности, формированию потребности в совершенствовании профессиональной компетентности и закреплению их в образовательной организации, в детском саду была организована работа по наставничеству. Приказом заведующего было разработано и утверждено «Положение о наставничестве», закреплены наставники, организована работа по оказанию помощи молодым педагогам. С сентября к нам воспитателем пришла работать педагог, не имеющая опыта работы в дошкольном учреждении, и я была назначена её наставником. 

     Проводимая работа по наставничеству носит плановый характер. Воспитатель ДОУ должен быть компетентным во всех областях развития детей дошкольного возраста. Поэтому в работе с начинающим воспитателем поставила перед собой следующие цели и задачи:

 Цель: создание условий для профессионального роста наставляемого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность педагога, оказание помощи в его профессиональном становлении, тесное вовлечение начинающего воспитателя в трудовой процесс и общественную жизнь ДОУ с учетом его индивидуальных наклонностей, формирование в ДОУ кадрового ядра.

Задачи:

  • обеспечить условия наиболее лёгкой адаптации наставляемого воспитателя в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя;
  • обеспечить научно-методическое, правовое сопровождение педагогической деятельности начинающего педагога в соответствии с ФГОС ДО;
  • оказать помощь в повышении профессионального мастерства путем раскрытия индивидуальных педагогических способностей;
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности;
  • развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
  • создание условий для развития инициативы и рефлексивных навыков;
  • привитие интереса к педагогической деятельности.

Ожидаемые результаты от молодого воспитателя:  

  • условия профессиональной адаптации умение составить план и выполнять анализ выполненной работы (годовой план работы, календарно – тематическое планирование, перспективное планирование, циклограмма деятельности воспитателя, план сетка на неделю); выработка навыков разработки примерной рабочей программы воспитателя; 
  • выработка навыков консультирования родителей и педагогов, навыки диагностической деятельности.

для наставника педагога: 

  • обмен педагогическим опытом и повышение уровня профессиональных компетенций самого наставника.

Формы работы: индивидуальные консультации, осуществление совместной деятельности воспитателя с детьми в процессе режимных моментов, родительских собраний; посещение и анализ занятий молодого специалиста наставником.

       Совместно с молодым педагогом, мы выявили основные трудности в профессиональной деятельности (ведение документации группы, особенности проведения НОД с детьми дошкольного возраста, продуктивное взаимодействие педагога с родителями воспитанников, привлечение их к сотрудничеству, выбор темы по самообразованию) и определили совместный план работы педагога с наставником.

      Таким образом, основными направлениями совместной работы стало изучение нормативно – правовой базы, методическое сопровождение грамотного ведения документации группы в соответствии с требованиями образовательного процесса и развитие профессиональных компетенций молодого педагога.

Направление моей практической работы:

– Обучение на рабочем месте (оказывать методическую и практическую помощь, посещение занятий, с последующим их анализированием, обмен опытом и творческими идеями, консультирование по возникающим вопросам.)

– участие в работе РМО (посещение открытых мероприятий, включение в работу районного методического объединения воспитателей путем выступления с тематическими докладами, творческими отчетами, участием в семинарах, круглых столах и т.д.)

–  помощь в выборе темы и составление плана работы по самообразованию педагога.

Первый год был нелегким, как для новичка, так и для меня как наставника – педагога. Работу по наставничеству начала со знакомства с нормативно-правовой базой «Закона об образовании», ФГОС ДО, Конвенции ООН о правах ребенка, СанПин и т.п.

       В первый год (2021-2022 учебный год) проводила с педагогом. консультации по оформлению группы, родительского уголка, по составлению документации воспитателя, прорабатывали с ней алгоритм составления календарного плана. Помогала педагогу адаптироваться с детьми в группе, с педагогами, специалистами (инструктор по физкультуре, учитель-логопед, музыкальный руководитель). На втором году наставничества постепенно пошел процесс развития профессиональных умений и немного накопился опыт у педагога.  Педагог начала понимать направление своей работы, поиск лучших методов и приемов работы с детьми, вырабатывать самостоятельно и формировать свой стиль общения с детьми и коллективом. Педагог самостоятельно начала проводить первые открытые показы образовательной деятельности. 

       Одной из лучших форм, выбранной в работе с начинающим воспитателем для повышения педагогического роста является технология «Портфолио педагога».

      На начальном этапе профессиональной деятельности такая форма организации работы позволила моей наставляемой коллеге, постепенно научиться самостоятельно конструировать педагогический процесс в условиях конкретной практической деятельности. А также научила прогнозировать конечный результат своей работы, который помогает ей и мне как наставнику педагога отслеживать результативность воспитательной работы с детьми.

      Продолжая работу по повышению педагогической квалификации через участие в вебинарах, курсах, педагогических семинарах мы подали заявки на участие в конкурсе педагогического мастерства «Я в педагогике нашел свое призвание…». 

    В ходе подготовки в первую очередь определились с наиболее целесообразной темой для представления на профессиональном конкурсе. Готовясь к нему, продолжалась и текущая работа. Так совместно с молодым специалистом анализировались профессиональные компетенции, отмечались слабые и сильные стороны, искались пути и принимались решения для их усовершенствования. Совместная деятельность позволила развить личностные качества, коммуникативные умения, которые необходимы педагогу для успешного выступления на предстоящем конкурсе. Также педагог продолжала совершенствовать педагогическую базу, развивать умения управлять детским коллективом, налаживать эффективное сотрудничество с родителями воспитанников, которые тоже оказывали воспитателю необходимую помощь и конечно поддержку в подготовке к конкурсу.

     По итогам совместной деятельности «наставник-начинающий педагог» можно сказать, что создана системная работа, которая не просто объединяет нас, но и формирует потребность постоянного пополнения педагогических знаний, гибкость мышления, повышает компетентность начинающего воспитателя. Педагог теперь умеет составлять план и анализировать выполненную работу (календарно – тематическое планирование, годовой план работы, перспективное планирование, циклограмму деятельности воспитателя, план сетку на неделю). Также ею были приобретены навыки разработки примерной рабочей программы воспитателя; навыки консультирования родителей и педагогов, навыки диагностической деятельности.   Педагог пользуется полученными теоретическими знаниями в конкретной практической работе. 

   Считаю, что форма проведения совместной работы наставника и наставляемого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Стремилась заинтересовать педагога и помогала реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения, совершенствовать педагогическую базу, развивать умения управлять детским коллективом. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом на педагогическом поприще.

      Над чем мы сейчас работаем:

Сейчас молодой педагог под моим контролем готовит пакет документов для получения первой квалификационной категории, углублённо изучает новые нетрадиционные приемы для проведения занятий. Занимается освоением федеральной образовательной программы дошкольного образования, проходим обучения на онлайн курсах, участвуем в вебинарах и разбираем этот вопрос на методических объединениях детского сада. Вся эта работа способствует повышению профессиональной компетентности воспитателя.