Пути повышения учебной мотивации при изучении дисциплин общеобразовательного цикла в системе СПО.
Молькова Т.В. преподаватель
БУ «Югорский политехнический
колледж»
Современная система среднего профессионального образования призвана обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих высокой познавательной активностью, готовых к постоянному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию, способных адаптироваться к изменяющимся условиям современного производства.
Одна из главных задач деятельности педагога является создание на учебном занятии ситуации успеха для каждого студента. Успех на занятии — основа взаимопонимания между педагогом и обучающимся. Результативность работы не только ведет к активной учебной деятельности обучающихся, но и мотивирует их к дальнейшему развитию.
Преподаю математику в группах 1 курса разных профессий и специальностей. С какими проблемами сталкивается преподаватель общеобразовательных дисциплин, работая в группах 1 курса? В группы, куда можно попасть, пройдя строгий конкурсный отбор, приходят достаточно мотивированные обучающиеся со средним баллом в аттестате 4 и 5. Но и формируется некоторое количество групп, где практически все обучающиеся имеют низкий средний балл аттестата. Обучающиеся считают, что они пришли в колледж, чтобы получить профессию, специальность, а сталкиваются с тем, что им приходится изучать предметы общеобразовательного цикла, да ещё и в сжатых временных рамках.
Остановлюсь на специфике работы в группах с низким уровнем успеваемости. Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается преподаватель общеобразовательных дисциплин, работающий с первокурсниками:
- низкий уровень базовых знаний по общеобразовательным предметам;
- отсутствие познавательного интереса;
- отсутствие мотивации;
- не сформированы элементарные организационные навыки;
- отсутствие адекватной самооценки;
- длительность учебного занятия – сдвоенные уроки (пара).
Первая задача, которую нужно решить преподавателю – это научить обучающихся учиться (формировать организационные навыки). Для этого необходимо выстроить четкую линию учебного занятия и требований преподавателя. Не нужно сразу стремиться использовать инновационные формы для мотивации учебной деятельности, т.к. можно потерять более важное – донесение предметных знаний.
При правильно выбранной форме и структуре учебного занятия, а так же при умелом использовании преподавателем различных видов деятельности обучающихся, можно получить и преимущество спаренных занятий. Появляется возможность уделить внимание каждому этапу урока. Отработка как простых, так и сложных этапов важна для слабо подготовленных обучащихся.
Сдвоенные уроки при опытном подходе позволяют отработать и закрепить полученные знания и умения, сохраняя работоспособность и заинтересованность студентов.
Для групп СПО при изучении математики использую занятия (сдвоенные уроки) комбинированного типа. Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков.
Структура комбинированного занятия:
1.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной
деятельности.
- Подготовка к изучению нового материала через повторение и
актуализацию опорных знаний.
- Ознакомление с новым материалом.
- Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах
изучения.
5.Воспроизведение изученного и его применение в стандартных
условиях.
- Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых
или измененных условиях с целью формирования умений. (Этот этап можно иногда пропускать в группах с низким уровнем успеваемости).
- Осмысление содержания и последовательности применения
практических действий при выполнении заданий.
- Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем
учителя.
- Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий.
- Подведение итогов занятия и постановка домашнего задания Обязательно проанализировать и оценить работу обучающихся, прокомментировать оценки.
Отрицательное или безразличное отношение к учению может быть причиной низкой успеваемости или неуспеваемости студента, т.к. объем знаний, получаемых в процессе обучения в учреждениях СПО, сложно освоить при отсутствии мотивации.
В своей практике применяю следующие способы повышения мотивации на занятиях по предметам общеобразовательного цикла:
-
- формирование положительного отношения к специальности (необходимо акцентировать внимание на профессиональной или практической значимости изучаемой темы. Необходимо формирование базы упражнений профессиональной направленности);
- мотивация личным примером (интерес студента к изучаемой дисциплине должен быть вызван не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Педагог доброжелательно относится к студентам, серьезно и ответственно выполняет свою работу, помогает всегда на этапах обучения, вовремя проверяет работы студентов);
- заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности (интерес преподавателя к студентам должен быть взаимным. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач);
- уважение к студентам (каждый студент – личность, которая хочет к себе соответствующего отношения);
- обучение в сотрудничестве (позволяет отстающим студентам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться).
Создание ситуации успеха на занятии – помочь слабому студенту выполнить посильный объем работы. Для этого необходимо подготовить достаточный объем упражнений. В системе Moodle, с использованием материалов задачников, учебников, банка заданий ФИПИ, сайта «Решу ЕГЭ», по каждой изучаемой теме мною создан обширный банк упражнений по дисциплине «Математика: алгебра и начала анализа и геометрия». Обучающиеся могут выполнять тестирование в аудитории, дома. Во время выполнения теста программа выводит в случайном порядке определенное количество заданий и вопросов (в зависимости от настроек). По окончании тестирования студенту на экран выводится его результат и оценка (критерии и система оценивания также настраивается преподавателем). Результаты прохождения тестов всегда доступны преподавателю.
Тест содержит задания следующих типов:
- Одиночный выбор
- Множественный выбор
- Указание порядка следования
- Сопоставление вариантов
- Указание истинности или ложности утверждений (MCQ)
- Ручной ввод числа
- Ручной ввод текста
Проблема формирования мотивации в процессе обучения студентов в СПО является центральным звеном учебно-профессионального процесса и для её реализации необходимо целенаправленное и рациональное воздействие.