ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Логика для малышей»
Для детей 4-5 лет
Срок реализации рабочей программы – 1 год
Составитель:
Стребкова Ирина Валерьевна
воспитатель
Содержание
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Основные характеристики программы 3стр
- Цели и задачи программы 4стр
- Характеристика категории обучающихся по программе… 4стр
- Значимая характеристика по реализации программы 5стр
- Принципы реализации программы 5стр
- Планируемые результаты (ожидаемые) 6стр
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Особенности организации образовательного процесса 6стр
2.2 Этапы и содержание развивающей работы …7стр
- Учебно-тематический план 8стр
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Расписание образовательной деятельности 9стр
- Календарно-тематический план работы 10стр
- Условия реализации программы 21стр
- Материально-техническое обеспечение… 21стр
-
- Литература .22стр
- Литература .22стр
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
-
Пояснительная записка
- Основные характеристики программы
Дополнительная общеобразовательная программа «Логика для малышей» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (в ред. 02.07.2021 г.).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 “Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Положение о платных образовательных услугах в МБДОУ «Детский сад № 203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики, утв. приказом от 15.09.2020 № 80-О.
Направленность дополнительной образовательной программы. Образовательная программа дополнительного образования детей «Логика для малышей» является программой социально-педагогической направленности. Предлагаемая программа направлена на логико – математическое развитие, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность. В процессе реализации программы дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как для предматематической подготовки, так и для общего интеллектуального развития. Дополнительная общеобразовательная программа «Логика для малышей» для детей 5-го года жизни составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста.
-
Цель и задачи программы.
Цель программы: развивать логическое мышление у детей 5-го года жизни посредством игр с блоками Дьенеша.
Задачи реализации программы.
- Развивающие задачи:
- развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (форма, размер, цвет) предметов.
- развивать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства)
- развивать умение решать логические задачи.
- развивать умение сравнивать предметы по заданным свойствам.
- развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать).
- развивать речь, умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения.
- развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание.
- развивать мелкую моторику рук.
- Образовательные задачи:
- формировать умение систематизировать и классифицировать блоки по признакам (цвет, размер, форма, толщина).
- формировать представления о математических понятиях, развивать умение самостоятельно составлять алгоритм простейших действий.
- Воспитательные задачи:
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- продолжать формировать стремление доводить дело до конца.
-
Характеристика категории обучающихся по программе
На пятом году жизни детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными. Дошкольники 4-5 лет охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.
Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями.
1.4 Значимая характеристика по реализации программы
Дополнительная образовательная программа «Логика для малышей» разработана для детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики. В каждом из трех корпусов ДОУ созданы специальные кабинеты для занятий, которые оснащены разнообразным, современным оборудованием.
Набор детей на дополнительные образовательные услуги «Логика для малышей» осуществляется по запросам родителей. С целью ознакомления с особенностями кружковой работы для родителей разработаны флаеры, буклеты, видеоролики из опыта работы, объявления-приглашения.
1.5. Принципы реализации Программы
Программа построена на следующих принципах:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Сочетается с принципами научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования).
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
Принцип возрастной адекватности, предполагающий подбор педагогам содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса, предусматривающий решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольников.
Принцип учета соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом.
2.Планируемые результаты
- Сформированы мыслительные умения: дети, в процессе игр с логическими блоками Дьенеша, выявляют, абстрагируют и называют свойства предметов, кодируют и декодируют информацию об этих свойствах, сравнивают предметы по заданным свойствам.
-
Усвоены элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
-
Сформировано умение обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения.
-
Развит интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать).
-
Развит интерес к играм с логическими блоками Дьенеша.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Особенности организации образовательного процесса
Работа строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогических процессов.
Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемой продолжительностью: 20 минут учебной нагрузки.
Занятия с детьми проводятся 1 раза в неделю (подгрупповые). На каждого ребенка используется комплект, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.
Курс рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май включительно). Наполняемость группы 15 человек.
Методы реализации Программы
Методы и приёмы, используемые при организации занятий с детьми:
Игровой метод. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры, основного вида деятельности детей дошкольного возраста. Игры и упражнения на развитие логического мышления являются средством достижения заявленной цели программы. Чтобы приучить ребенка к умственному труду необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит игра, содержащая в себе наибольшие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.
В программе представлены различные игры, которые не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.
Словесный метод (объяснения, пояснения, художественное слово, вопросы, поощрение, беседы о свойствах и отношениях объектов).
Практический метод (обследование, наложение, упражнение).
Наглядный метод (карточки-схемы, кодовые карточки, рисунки,
демонстрация способов действия, игровые пособия, игровые персонажи)
2.2.Этапы и содержание развивающей работы
Структура занятия состоит из трех частей:
I часть (мотивационная) направлена на создание эмоционального настроя в группе. По длительности – 2 минуты.
II часть (обучающая) включает задания на развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения. По длительности – 15 минут.
III часть (рефлексивная) включает игры и упражнения на подведение результатов занятия. По длительности – 3 минуты.
Все задания с логическими блоками можно разбить на четыре постепенно усложняющиеся группы:
- Задания для развития умения выявлять и абстрагировать свойства.
- Задания для развития умения сравнивать предметы по их свойствам.
- Задания для развития действий классификации т обобщения.
- Задания для развития способности к логическим действиям и операциям.
Материал в программе расположен по степени нарастающей сложности.
Усложнение идет по трем направлениям:
- от умения оперировать одним свойством дети постепенно переходят к умению оперировать двумя свойствами.
- от умения работать с карточками, подтверждающими наличие свойств у блоков, дети постепенно переходят к умению работать с карточками, которые указывают на отрицание какого-либо свойства.
- от выполнения заданий первой группы дети постепенно переходят к заданиям второй, третьей и четвертой групп.
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Название занятия | |
Сентябрь |
1 | Занятие 1 |
2 | Занятие 2 | |
3 | Занятие 3 | |
4 | Занятие 4 | |
Октябрь |
5 | Занятие 5 |
6 | Занятие 6 | |
7 | Занятие 7 | |
8 | Занятие 8 | |
Ноябрь |
9 | Занятие 9 |
10 | Занятие 10 | |
11 | Занятие 11 | |
12 | Занятие 12 | |
Декабрь |
13 | Занятие 13 |
14 | Занятие 14 | |
15 | Занятие 15 | |
16 | Занятие 16 | |
Январь |
17 | Занятие 17 |
18 | Занятие 18 | |
19 | Занятие 19 | |
20 | Занятие 20 | |
Февраль |
21 | Занятие 21 |
22 | Занятие 22 (I вариант) | |
23 | Занятие 22 (II вариант | |
24 | Занятие 23 | |
Март |
25 | Занятие 24 |
25 | Занятие «Волшебные ступеньки» | |
26 | Занятие «Домики» | |
27 | Занятие «С двумя обручами» | |
Апрель |
28 | Занятие «Лабиринт» |
29 | Занятие «В волшебном лесу» | |
31 | Занятие «Гусеница» | |
32 | Занятие «Волшебное дерево» | |
Май | 33 | Занятие «Паровозики» |
34 | Занятие «Этажи» | |
35 | Занятие «Найди цветок» | |
36 | Занятие «Магазин» |
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Расписание образовательной деятельности
Название курса | кол-во занятий в неделю | кол-во занятий в месяц | кол-во занятий в год | длительность занятий | кол-во воспитанников |
Дополнительная общеобразовательная программа «Логика для малышей» | 1 | 4 | 36 | 20 мин | 15 |
3.2. Календарно-тематический план работы
№
занятия |
Тема
занятия |
Задачи | Материал | Литература |
1 | Занятие 1 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 5) |
2 | Занятие 2 | – Формировать пространственные отношения «слева», | – Логические блоки Дьенеша. | Н.И.Захарова «Играем с |
«справа», «над», «под», «выше», «ниже». | – Карточки-символы свойств (цвет, | логическими блоками | ||
– Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть | форма, размер). | Дьенеша. Учебный курс | ||
свойство (размер) предметов. | – «Волшебный клубочек». | для детей 4-5 лет» (стр. | ||
– Развивать устойчивую связь между образом свойства и | – Музыкальная запись пения птиц в | 9) | ||
словами, которые его обозначают, умение выявлять и | лесу. | |||
абстрагировать свойства. | – Картинки. | |||
– Развивать умение кодировать информацию о свойствах | – Набор картинок: «Рисуем осенний | |||
предметов (одно свойство – размер). | лес». | |||
– Набор картинок для д/и «Разложи | ||||
пыльцу по банкам». |
3 | Занятие 3 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 12) |
4 | Занятие 4 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 15) |
5 | Занятие 5 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 19) |
6 | Занятие 6 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 22)
10 |
самостоятельной работы (табл. 5), тарелочки, логические блоки Дьенеша – 6шт. | ||||
7 | Занятие 7 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 27) |
8 | Занятие 8 |
«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (не толстый, не круглый и т.д.) |
светло-коричневого цвета («клумбы») – 8шт.
Атласная ленточка для бус.
Дьенеша – 6шт., цветные карандаши. |
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 30) |
9 | Занятие 9 |
-Развивать внимание детей. |
самостоятельной работы (табл. 10), тарелочки, логические блоки |
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 36)
11 |
Дьенеша – 6шт. | ||||
10 | Занятие 10 |
«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (форма – не квадратный, не круглый, не треугольный, не прямоугольный). |
– см. табл.12). |
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 42) |
11 | Занятие 11 |
«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (толщина – не толстый, не тонкий). |
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 46) |
12 | Занятие 12 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс
для детей 4-5 лет» (стр. 52) 12 |
выполнении цепочки действий (разветвленный алгоритм
«Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение.
«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (цвет – не желтый, не красный, не синий).
|
зеркала» – 6шт. (табл.15).
– Раздаточный материал: карточки схемы разветвленного алгоритма «Выращивание дерева» (табл. 16б), таблицы для самостоятельной работы (табл.17), тарелочки, логические блоки Дьенеша – 6шт. |
|||
13 | Занятие 13 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр.
58) |
14 | Занятие 14 |
«не») отсутствие у предметов какого-либо конкретного свойства (размер – не большой, не маленький).
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 62) |
15 | Занятие 15 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками
Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (ст1р3. |
|
– Таблицы – «домики» (табл.23) – 3шт. | 68) | ||
16 | Занятие 16 |
|
«Строим город» (табл.25) – 4шт.
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 73) |
17 | Занятие 17 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 80) |
18 | Занятие 18 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 85)
14 |
тарелочки, логические блоки Дьенеша – 9шт., карточки-схемы разветвленного алгоритма –
«Выращивание дерева» (табл.16в). |
||||
19 | Занятие 19 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 89) |
20 | Занятие 20 |
«Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение. |
алгоритма – «Выращивание дерева» (табл.16г). |
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 96) |
21 | Занятие 21 |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 102)
15 |
предметов (два свойства). | ||||
22 | Занятие 22 (I вариант) |
-Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 106) |
23 | Занятие 22 (II вариант) |
|
|
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 106) |
24 | Занятие 23 |
«Выращивание дерева»), творческое мышление, воображение. |
«Выращивание дерева». |
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 112)
16 |
25 | Занятие 24 |
|
свойств блоков (цвет, форма). |
Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет» (стр. 118) |
26 | Занятие
«Волшебные ступеньки» |
|
|
Е.Н.Панова
«Дидактические игры-занятия в ДОУ» (стр. 33) |
27 | Занятие
«Домики» |
|
«шуршалки-шумелки». |
Е.Н.Панова
«Дидактические игры-занятия в ДОУ» (стр. 37) |
28 | Занятие «С двумя обручами» | – Формировать понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не», классифицировать по двум свойствам. |
|
Е.Н.Панова
«Дидактические игры-занятия в ДОУ» (стр. 41) |
29 | Занятие
«Лабиринт» |
|
|
Е.Н.Панова
«Дидактические игры-занятия в ДОУ» (стр. 43) 17 |
30 | Занятие «В волшебном лесу» |
|
|
Е.Н.Панова
«Дидактические игры-занятия в ДОУ» (стр. 45) |
31 | Занятие «Гусеница» | -Учить выделять и абстрагировать цвет, форму, величину. |
|
Воспитатель предлагает детям построить гусеницу из волшебных фигур. Для этого раскладываются в ряд обручи путем наложения одного на другой, для создания общей области. Раскладываются карточки – символы в каждый обруч. Например:
– 1 обруч – синее цветовое пятно; – 2 обруч – все маленькие; – 3 обруч – желтое цветовое пятно; – 4 обруч – все квадратные; – 5 обруч – все большие; – 6 обруч – все круглые и так далее. Коды – символы можно располагать в любом порядке. |
32 | Занятие «Волшебное дерево» | -Учить классифицировать блоки по трем признакам (цвет – форма – размер) и выделять основные признаки. |
|
Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках. |
33 | Занятие «Паровозики» | -Учить классифицировать блоки по двум, трем признакам: цвету и форме; форме и размеру; |
|
Воспитатель предлагает детям построить волшебный паровозик для поездки в лес, чтобы навестить любимые игрушки. Паровозик нужно строить по правилам: – чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; размеру и форме; толщине); чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме; – чтобы рядом были фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разной формы. |
34 | Занятие «Этажи» | -Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете.
-Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. |
|
Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4 – 5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета). Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру. |
35 | Занятие «Найди цветок» | -Учить выделять и абстрагировать цвет, форму, размер. Сравнивать предметы по заданным свойствам. |
|
Перед детьми поляна с «цветами» (из логических блоков, отличающихся цветом, формой, размером). Задание для детей: найти цветок, который цветет только в начале весны – его лепестки должны быть одинаковыми по размеру и цвету, но разными по форме. |
36 | Занятие «Магазин» | -Учить выделять и абстрагировать свойства предмета, сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам. |
|
Дети приходят в магазин, где большой выбор игрушек, у каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т.д.). |
- Условия и средства реализации рабочей программы
Программа направлена на развитие познавательной активности ребёнка, совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Все занятия построены в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка, способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Так как задания с блоками Дьенеша предполагают работу сидя за столами, то было принято решение удачно совместить упражнения с подвижной игрой. Занятие состоит из упражнения с блоками и подвижной игры.
-
Материально-техническое обеспечение:
- Логические фигуры Дьенеша (плоские фигуры)
- Игровые атрибуты: мячи, куклы, мягкие игрушки, настольные игры, обручи, цветные карандаши.
- Демонстрационные наглядные пособия: плакаты, картины, муляжи.
- Музыкально-песенный материал по темам, видео и аудиозаписи.
- Раздаточный материал: комплекты «Блоки Дьенеша» для каждого ребенка, схемы, таблицы, карточки-символы по темам.
- Проектор, ноутбук, магнитофон, доска магнитная.
-
Литература
- Н.И.Захарова «Играем с логическими блоками Дьенеша. Учебный курс для детей 4-5 лет», СПб., ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016г.
- Е.Н.Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ «Учитель», 2006г.
- Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]/ Л. А. Венгер, М. О. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
- Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст]/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988.
- 5. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. СПб, ООО «Корвет», 2001 г.
- Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. СПб.: Детство-пресс, 2006.
- Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб.: Детство-пресс, 2004.
- Павлова Л. Н., Маврина И. В. Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3 – 4 лет. М., 2002.
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988.
- “Логика и математика для дошкольников” Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. “Санкт- Петербург”. “Акцидент