Управление образования администрации
Петровского муниципального района
МКУ «Методико – правовой центр муниципальных образовательных
учреждений Петровского муниципального района»
Проект
по развитию речи
«Хроники удивительных событий, происходящих в сказочной стране Фонетики»
Подготовила воспитатель
Линяева Т.И. МБДОУ д/с №8 «Тополёк»
Г. Петровска
Творческое название проекта: «Хроники удивительных событий, происходящих в сказочной стране Фонетики»
Вид проекта: информационный, творческий, познавательно – игровой.
Сроки реализации: сентябрь по май
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Тип проекта: групповой.
Создание проблемы:
Развито ли у ребенка воображение? Умеет ли выделять и удерживать контекст в общении со взрослым ( что поможет ребенку не только слушать, но и слышать взрослого). Способен ли управлять своим поведением и регулировать свои эмоции? Развита ли коммуникативность и стремление к сотрудничеству? Умеет ли быть активным, инициативным и самостоятельным?
Актуальность проекта
Термин «Культура речи» относится к сфере языковедению. С позиции современного языковедения включает владениями нормами устного и письменного литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, в соответствии с целями и содержанием речи.
Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающий уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Цель проекта: Организовать учебно – воспитательный процесс как значимую для каждого ребенка деятельность, внутри которой воспитатель по-настоящему играет с детьми, а уже в процессе игры решает свои педагогические задачи, для развития детской инициативы и самостоятельности. Развитие звуковой культуры речи с учётом требований, не ограничиваясь правилами языковой нормы, отражают потребности общения в современном мире.
Задачи проекта: Обучающие: обеспечить условия для:
-формирования представлений о фонетической составляющей русского языка;
– формирования умения участвовать в совместном обсуждении игровых проблем и приходить к общему мнению, согласовывать свои действия с действиями партнеров в ситуации совместной продуктивной деятельности;
Подхватить и развивать игровой сюжет, разворачиваемый воспитателем;
– создать образы на основе восприятия различных звуков окружающего мира;
– формировать представления о гласных и согласных звуках их особенностях (звонкость – глухость, мягкость – твердость);
– умения составлять фонетическую схему слова;
– соотносить слоги, объективированные в виде пары согласного и гласного звуковичков, с их изображением при помощи букв;
Развивающие: Обеспечить условия:
– развития умения слышать определенный звук в слове и находить слова с заданным звуком;
-различать образные модели гласных звуков;
-развивать умения включаться в совместную продуктивную деятельность;
-умение соотносить рисунок и звук, с которого начинается название изображенного на нем предмета;
Воспитательные: Обеспечить условия для:
-воспитания у детей игрового взаимодействия с партнерами по игре;
-вырабатывать и выражать свое отношение к результату совместной деятельности и к своему эмоциональному состоянию.
Задачи для родителей:
-Активизировать работу по пропаганде освоения детьми ОО «Речевое развитие », «Коммуникативное развитие» и звуковой культуры.
– Содействовать укреплению и развитию детско – родительских отношений через практическую деятельность.
-Повышение компетентности родителей по вопросам, касающихся представлений о фонетической составляюшей русского языка.
Предполагаемый результат:
Общий культурный уровень человека можно определить по выбору им средств интонаций и звуковой выразительности. Если он обладает звуковой культурой речи, то не имеет трудностей при восприятии и воспроизведении речи.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Задачи:
- Определить тему, цели, задачи, содержание проекта и прогнозируемые результаты.
- Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
Мероприятия:
-совет родителям «Зачем нужна артикуляционная гимнастика» и «Формирование правильного речевого дыхания»
– опрос родителей о возможности в помощи создания и пополнения центра дидактических игр по «Коммуникации» и книжного уголка;
– составление плана работы над проектом «Хроники удивительных событий, происходящих в сказочной стране «Фонетике»
2 этап – практический
Перспективное планирование по игровым блокам
Тема занятия | Процессуальное содержание деятельности педагога |
Игровой блок 1 | |
|
Игровая линия.
Обеспечить условия: – для введения нового игрового сюжета и новых игровых персонажей (гласных и согласных звуковичков, феи Фонетики, Звукомора); – развития способности детей включаться в воображаемую ситуацию и создавать образы с опорой на прошлый опыт; Развивать умения разворачивать сюжетно – ролевую игру в контексте общего игрового действия, например, игра «Кафе», и вступать в межролевое взаимодействие с партнерами по игре; – развивать умения управлять эмоциями в игре, выделять и удерживать правила и требования, задающие контекст игрового взаимодействия. Коммуникативная линия. Обеспечить условия: -Для формирования умения видеть условность позиции взрослого и удерживать контекст общения с ним; -развития умения объединяться в группы и взаимодействовать с партнерами по деятельности в процессе создания общего продукта; -развивать умения брать ответственность за часть общей работы. Предметная линия. Обеспечить условия: – для формирования представлений о гласных и согласных звуках и их особенностях ( на основе введения образных моделей – звуковичков); – развивать умения слышать определенный звук в слове и находить слова с заданным звуком; – развития умения различать образные модели гласных звуков
|
Игровой блок 2 | |
|
Игровая линия
Обеспечить условия для развития умений: – подхватывать игровой сюжет, разворачиваемый воспитателем; -создавать образы на основе восприятия различных звуков окружающего мира. Коммуникативная линия. Обеспечить условия; -формирования умения участвовать в совместном обсуждении игровых проблем и приходить к общему мнению, согласовывать свои действия с действиями партнеров в ситуации совместной продуктивной деятельности. Предметная линия. Обеспечить условия: – для продолжения освоения детьми характеристик согласных звуков ( звонкость – глухость, мягкость – твердость); -формирование представлений о звуках, относящихся к фонетической составляющей русского языка (на образном уровне) |
Игровой блок 3 | |
9.Магические знаки.
|
Игровая линия.
Обеспечить условия для развития умений: – решать игровые проблемы, которые инициирует воспитатель, и перестраивать свои игровые действия в процессе игры; – создавать образы с опорой на вербальное описание и графическое изображение; -одушевлять игровые персонажи и выстраивать общение с ними в контексте игровой ситуации. Коммуникативная линия. Обеспечить условия для развития умений: -включаться в совместную продуктивную деятельность; – согласовывать свои действия с действиями партнеров в ситуации пользования общими средствами; -ориентироваться в совместной деятельности на правила и нормы культурного общения. Предметная линия. Обеспечить условия для развития умений: -для развития умения соотносить рисунок и звук, с которого начинается название изображенного на нем предмета; -ознакомление детей с условным обозначением звуков; -введения в контекст игровой ситуации фонематической схемы слова (магические знаки) и организации деятельности детей по освоению фонематического анализа слова; – формирования умения составлять фонематическую схему слова |
Игровой блок 4 | |
12-22. Цикл игровых занятий. Восстановление страны Фонетики.
23. Последний домик. 24. День рождения звуковичка |
Игровая линия.
Обеспечить условия для развития умений: – совместно ставить цели игровой деятельности, искать способы и средства их реализации; -развивать и обогащать игровой сюжет своими мыслями; – проявлять в игре самостоятельность и инициативу; – перестраивать свои игровые действия в зависимости от изменившейся ситуации; -инициировать в игре проблемы, неожиданные повороты игровых событий; Коммуникативная линия. Обеспечить условия для развития умений: -Уметь слушать другого, представлять свою точку зрения, приходить к общему решению; -распределять обязанности, брать на себя ответственность за выполнение части общей работы; Предметная линия. Обеспечить условия для развития умений: -освоение детьми характеристик гласных и согласных звуков на этапе материализованного действия, например, в процессе наклеивания на карту страны Фонетики деталей разрушенных домиков звуковичков; -развивать умения проводить фонематический анализ слова и составлять фонематическую схему слова на основе интонационного выделения каждого звука в слове; Развивать умения определять место заданного звука в слове; Развивать умения находить слова, содержащие определенный звук в заданной позиции; -введение йотированных гласных в начале слова
|
Игровой блок 5 | |
25. Лягушка – путешественница.
26.Радостное известие. 27. Театр «Звуковичок» 28.Подготовка к новому концерту. 29. Второй концерт в театре «Звуковичок» |
Игровая линия.
Обеспечить условия для развития умений: -активного включения детей в сюжетно –ролевую игру и игру по правилам; – развития собственной смысловой позиции. Коммуникативная линия. Обеспечить условия для развития умений: -для появления у детей стремления объединяться в пары и группы большей численности (например, при организации концертных дуэтов и коллективном строительстве театра) -развития умения использовать средства организации взаимодействия в ситуации разногласия («Шляпка справедливости») Предметная линия. Обеспечить условия для развития умений: -для ознакомления слогослияния( когда гласные и согласные звуковички поют общую песенку); – развивать умения находить слова, начинающиеся с определенного слога, пропевать слоги на мелодии известных детских песенок ( в концерте театра «Звуковичок») |
Игровой блок 6 | |
30. Вручение паспортов.
31.Продолжение вручение паспортов. 32-33.Изготовление программок для гастрольных концертов. 34.Успешные гастроли |
Игровая линия.
Обеспечить условия: –для введения в игру новой страны – царства Грамоты и феи Грамоты как прообраза будущего учителя; -создания во внутреннем плане воображаемых фрагментов игрового сюжета с опорой на особую смысловую позицию (например, представление о воображаемых гастролях театра «Звуковичок» – освоениея режиссерской игры высокого уровня в контексте игрового сюжета (например, на основе общения двух звуковичков) Коммуникативная линия. Обеспечить условия для развития у детей потребности использовать в своем игровом опыте умения взаимодействовать в парах, распределять общую работу, нести ответственность за свою часть работы. Предметная линия. Обеспечить условия: -для формирования представлений о знаковой системе русского языка( например, на основе введения букв русского алфавита как паспортов звуковичков); -осознания(в процессе игры), что некоторые из гласных звуков обозначаются двумя буквами( так, у звуковичков а, у, о, э по два паспорта); -формирования умения соотносить слоги, объективированные в виде пары согласного и гласного звуковичков, с их изображениями при помощи букв. |
Развитие творческой инициативы:
-Игры с макетами «Город гласных», «Город согласных»;
-Игры с дидактической игрой «Вертолина»;
-Режиссерские игры;
-Дидактические игры: «Найди звук», «Где спрятался звук?»,
-Сюжетно – ролевые игры;
-Придумывание сюжетов;
-Игры с сигнальными карточками
Развитие коммуникативной инициативы:
-Дидактическое упражнение «Расскажи по фотографии о гласном или согласном друге»;
-Обсуждение ситуаций «Что бы вы сделали?», «Как вы поступите?»
– Игра «Закончи предложение»;
-Использование образных средств организации общения в ситуации разногласия («Шляпка справедливости», «Подносик справедливости», «Карманчик справедливости»);
-Словесные игры: «Читаем загадку – находим отгадку»
Развитие инициативы как целеполагание и волевое усилие:
– Рисование «Домик для звуковичка», фотография звуковичка;
-Аппликация «Домик Гласного», программка для концерта, карта «Фонетики»;
– Конструирование театра «Звуковичок», кафе «Звуковичок»;
-Изготовление макетов «Город гласных», «Город согласных».
Развитие познавательной инициативы – любознательности:
– Сравнение гласного звука с согласным ( при произношении звука: наложением ладошки на гортань, прикрытием ушных раковин ладонями);
-Просмотр презентации «Звуки»;
-Рассматривание азбуки.
Работа с родителями:
Консультации: «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Роль семьи в развитии речи ребенка»;
-Изготовление атрибутов к игровым занятиям;
– Помощь в создании альбома «Буква и Звуковичок»
3 этап – заключительный:
Итоговое мероприятие:
Закрепление знаний детей и поведенческих навыков в процессе проведения познавательно – игрового развлечения « Успешные гастроли».
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта предполагаем:
-построение игрового сюжета даст возможность реализовать определенную последовательность в формировании у детей фонетической стороны речи;
-дети приобретут умения различать гласные и согласные звуки и давать им характеристику;
-выделять заданный звук в слове (в том числе интонационно), находить слово, содержащее заданный звук (слог);
-определять место звука (слога) в слове;
– проводить фонематический анализ и составлять фонематические схемы слов.
Создать необходимые условия для организации деятельности по обучению детей дошкольного возраста звуковой культуре речи:
-разработать конспекты занятий;
-игрушки и игровое оборудование;
-наглядно –дидактическое пособие;
-картотеку игр на развитие звуковой культуры речи, коммуникативных способностей;
-создать центр «Звуковичок» в группе;
-вызвать интерес у родителей к проблеме формирования правильного речевого развития у детей;
-координировать деятельность по обучению родителями детей правильного речевого развития.
Литература:
«Освоение детьми 5-7 лет образовательной области «Речевое развитие» И. А. Модина, Изд. «Учитель»2014
Управление образования администрации
Петровского муниципального района
МКУ «Методико – правовой центр муниципальных образовательных
учреждений Петровского муниципального района»
Мероприятие на тему:
«Испорченный праздник. Помощь идет»
для детей старшего возраста
воспитателя
МБДОУ д/с №8 «Тополек»
Линяевой Татьяны Ивановны
Тема мероприятия: «Испорченный праздник. Помощь идет»
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,
« Физическое развитие».
Задачи: Обеспечить условия для развития умений-
Развивающие:
1.Создание мотивации помощи и познавательной мотивации
2.Развивать внимание, память и логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук.
3.Обогащать игровой сюжет своими смыслами.
- Развивать способности умения услышать в слове определенный звук, развивать связную речь.
5.Развивать умение соотносить движения со словами.
Воспитывающие:
- Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью, формировать осознанную потребность в двигательной активности.
- Воспитывать интерес к развивающим играм.
Обучающие:
1.Совершенствовать способности строить звуковую модель слова
- Формировать фонематический слух через игру.
Предварительная работа: разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики.
Форма проведения мероприятия: игровая обучающая ситуация.
Методы и приемы:
- Игровые (воображаемая ситуация, дидактическая игра, развивающие игры);
- Наглядно-демонстративные (использование демонстрационного материала: схема «Фенолета», иллюстрация замка, карточки гласных звуков);
3.Практические (упражнение Допиши буквы», конструирование «Фенолета», д/и «Рассели звуки»);
- Словесные (диалог с детьми);
- Интегративный (объединение различных областей)
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, конструктивная.
Оборудование:
Аудиозапись, картинки с изображением замка, гласных букв, схема «фенолета», сигнальные карточки или фишки, развивающие игры: «Геоконт», «Игровизор», мяч, карточки для игры «Допиши букву».
Ход:
Игровое занятие начинается с телефонного звонка. Это звонит Фея Грамоты. Она говорит, что у нее день рождения, и она пригласила всех звуковичков в гости. «Но что – то случилось, не пришли мои друзья», – плачет Фея.
– Ребята, помогите, найдите моих друзей. Мне без них грустно.
-Поможем? (Да)
-Тогда, нам надо добраться до замка Феи и расспросить, где живут звуковички?
-На чем можно добраться до замка? (На самолете, вертолете, машине, мотоцикле…)
-Как можно назвать перечисленные предметы (средства) одним словом? (Транспорт)
-Отлично, но мы отправимся в замок Феи на фенолете. А в этом нам поможет игра «Геоконт»
Конструирование фенолета на «Геоконте»
-Молодцы, с заданием справились. В путь, друзья!
-Я кручусь, верчусь
На фенолете до замка домчусь.
-А вот и ворота замка. Их охраняет эхо. Чтобы пройти через ворота, эхо просит поиграть.
Игра «Эхо» (Назови и повтори последний слог)
Ребята прилетели, чтобы помочь.
– Ребята, проходите и будьте внимательны, может найдем какие – нибудь подсказки.
Посмотрите, письмо. Хотите узнать, что там?
-Магические знаки. Надо дописать элементы букв, а поможет нам игра «Игровизор».
– Прежде, чем выполнить следующее задание, нужно размять пальчики, сделаем пальчиковую гимнастику. Согласны?
Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота»
На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук соединяют, делают крышу
Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди,
Мы ворота открываем, средние пальцы соприкасаются, большие – вверх
«ворота»
В этот домик приглашаем Ладони разворачиваем)
(Дети дописывают элементы гласных букв- А,О,У,Е,И…)
– Какие буквы получились, произнесите звуки.
-Эти звуки гласные или согласные? Докажите.
-Посмотрите, эти звуки ожили, и пытаются от нас убежать. Надо их поймать и объяснить, что мы друзья.
Игра «Поймай звук» (Воспитатель произносит звуки, дети хлопают в ладоши, если услышат гласный звук)
-Ребята, звуковички просят нас поиграть с ними в игру с мячом «Назови ласково». Только тогда, они поверят, что мы друзья.
Звуковички очень маленькие, поэтому у них не дом, а домик.
Игра с мячом «Назови ласково»
(Не стол, а ….;не ложка, а….; не тарелка, а …;не рука, а…; не нога, а…)
-Ребята, надо поторопиться. ( Воспитатель позывает карточки «гласных») Когда Звукомор и его брат Звуковред узнали, что фея Грамоты пригласила нас – звуковичков на День рождения, а их нет, то они нас заколдовали.
Динамическая пауза
В замок приглашаю вас пойти
интересней приключенья нам ребята не найти.
В замок отправимся играть,
будем весело шагать
По тропиночке пойдём
друг за дружкою гуськом.
На носочки встали
и к замку побежали.
-Чтобы расколдовать, надо составить схему слова «Грамота», и тогда чары Звукомора и Звуковреда рухнут.
– Грамота живет в замке. В замке залов столько, сколько слогов в слове «Грамота». (Выставляется иллюстрация замка с тремя залами)
-Сколько залов в замке? (3) Как узнали, докажите.
– Надо первый слог заселить в первый зал, второй – во второй, третий слог – в третий зал.
Игра «Рассели звуки» (Формирование фонематического слуха через игру)
Назовите первый слог. Из каких звуков он состоит? Какие фишки понадобятся и почему?
-Назовите второй (третий) слог. Из каких звуков он состоит? Какие фишки понадобятся и почему?
-Ребята пришло время возвращаться в детский сад.
Я кручусь, верчусь
На фенолете до детского сада домчусь.
(Телефонный звонок)
— Фея Грамоты вас благодарит за помощь. Звуковички все собрались и весело отмечают День рождения.
Итог. -Ребята, если вам понравилось спасать звуковичков, возьмите вишневую конфету. А если не очень возьмите лимонную.
Литература:
Модина И. А. «Освоение детьми 5-7 лет образовательной области «Речевое развитие» Изд. «Учитель»