Использование музейной технологии как условия сопровождения социокультурных практик дошкольников

ФИО: Афанасьева Е.С.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-3283
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Использование музейной технологии как условия сопровождения социокультурных практик дошкольников
Итоговая оценка: 2 место,  71 баллов(-а)



Афанасьева Елена Сергеевна

воспитатель,

МОУ Детский сад № 3

г. Волгоград.

Использование музейной технологии как условия сопровождения социокультурных практик дошкольников

Ключевые слова: музейная педагогика, социокультурное развитие ребенка дошкольного возраста, культура межличностных отношений.

 

Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования не только когнитивных компонентов, но и нравственных представлений. Именно в этом возрасте закладывается фундамент социокультурного становления личности, происходит ориентация на нормы и ценности. 

Проблеме социокультурного развития детей посвящены исследования многих педагогов. Так Н.Я. Большунова рассматривает социокультурное развитие, как процесс вхождения ребенка в культуру, открытия для себя горизонта человеческих ценностей (истины, правды, добра, красоты), пространства собственно человеческого становления. В своём исследовании К.И.Чижова отмечает: «Социокультурное развитие ребенка осуществляется в несколько этапов. На первом этапе происходит его физическое приспособление к социуму, к среде обитания, определение и усвоение своей экологической ниши, как ниши безопасности. Второй этап – постижение самого себя, формирование «я – концепции», постижение окружения, достижение определенного уровня социального развития…». Исследования Е.С.Бабуновой, С.А.Козловой, Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой показывают решение данной проблемы через приобщение ребенка к народной культуре. На основании исследований мы предполагаем, что без целенаправленного формирования нравственных качеств невозможно воспитание у детей стойких убеждений, умения жить и работать по нормам нравственности в настоящем и будущем.

Внедрение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, предписывает освоение инновационных технологий, позволяющих формировать духовно – нравственную личность, активно приобретающую социокультурный опыт. На наш взгляд, именно музейная технология, позволит наиболее продуктивно создать условия для внедрения и сопровождения социокультурных практик ребенка-дошкольника.

Музейная технология, направление достаточно известное в современной педагогике. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Если говорить о музейной педагогике как о научной дисциплине, нужно подчеркнуть её интегрированный характер. Развитие этого направления происходит благодаря взаимодействию музееведения, педагогики и психологии.

Музейная технология помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй и социумом. Это направление играет большую роль в формирование системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию, способствует в воспитание толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. 

Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всего дошкольного учреждения.

Осознавая значимость и перспективы использования музейной технологии в социокультурном развитии личности ребенка дошкольного возраста, мы на базе дошкольного образовательного учреждения создали мини-музей «Народные промыслы», целью которого является приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям, к культуре своих предков, что позволит, на наш взгляд, заложить основы патриотического воспитания.

Всю работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа:

  1. На первом этапе мы познакомили детей с таким понятием, как «музей», «экспозиция», с правилами поведения в музее; для детей организовали виртуальную экскурсию по знаменитым музеям мира. Для родителей – оформили консультации: «Музей вместе с ребенком», «Приобщение дошкольников к музею», папки – передвижки: «Музейная педагогика в ДОУ», «Мини-музей в детском саду», мастер-класс: «Как сделать народную куклу-оберег».
  2. На втором этапе происходит непосредственное создание мини-музея. Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь в том случае, если будет осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей, родителей и педагога. Мы решили, через проектную деятельность привлечь детей и родителей к созданию мини-музея. Итогом проекта было создание мини-музея «Куклы-обереги». Постепенно наш мини-музей пополнялся другими экспонатами, и мы решили назвать наш мини-музей «Народные промыслы».
  3. Третий этап – функционирование мини-музея. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а в нашем можно. Мы придаём особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, а именно – демонстрация экспонатов, возможность к ним прикоснуться. Каждый ребенок своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности, пополняет мини-музей. Причем не только он сам, но и его родители.

Нами был разработан и проведен цикл занятий: «Путешествие в деревню умельцев», «Посуда глиняная и деревянная», «Русская народная обрядовая кукла», «Народные промыслы», «Путешествие в прошлое», «Веселая матрешка», «Радуга дымковских узоров», «Золотая Хохлома», «Рукотворная Гжель», «Раскрасим матрёшку» – дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры.

Также было разработано пособие «Русская избы». В мини-музее она используется как макет внутреннего убранства избы, а в учебно-воспитательном процессе – в качестве пособия по развитию речи. Сначала ребята знакомились с бытом русских людей, названиями предметов, а потом в ходе игры, отгадывали загадки, обставляли избу.

Полученные представления дети стали применять в сюжетно-ролевых играх, причем активность, исходит от самих детей. В процессе такой игры у детей формируется важное личностное качество – культура межличностных отношений. Дети обращаются друг к другу, используя местоимение «вы», с уважением относятся к творческим работам своих товарищей, приобретают способности разделять точку зрения другого человека.

Создание мини-музея было направлено на то, чтобы вызвать интерес, желание дошкольников познакомится с культурой родного народа, использовать полученные знания в различных видах деятельности. 

В дальнейшем планируем вести работу в данном направлении, расширять тематику экспозиции, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе мини-музея, а также уделять внимание самостоятельной поисковой – исследовательской деятельности, экспериментированию. Музейная технология позволяет создать системный подход к приобретению и освоению социокультурных знаний и представлений. 

Ссылки на источники:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений.М.,1980
  2. БольшуноваН.Я.Субъектность как социокультурное явление. – НГПУ.2005.
  3. БожовичЛ.И.Личность и ее формирование в детском возрасте.СПБ.2008.
  4. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования: Учеб. Пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду.М.,2008.
  5. Рыжова Н.А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекция 1-4. -М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2010.