Муниципальное образование
Серовский городской округ
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
оздоровительно-образовательный центр «Чайка»
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ»
Уровень: стартовый
Возраст детей: 6,5 – 12 лет (обучающиеся с ОВЗ)
Направленность: художественная
Срок реализации: 9 учебных занятий
Разработчик:
Директор МАУ ДОООЦ «Чайка
Суслова А.П.;
заместитель директора
Калашникова С.В.
г. Серов
2023
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА | 3 | |
1 | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММ | 5 |
1.1. | Пояснительная записка | 5 |
1.2. | Цели и задачи программы | 10 |
1.3. | Содержание программы | 11 |
1.4. | Планируемые результаты освоения программы | 14 |
2 | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 15 |
2.1. | Календарный план-график | 15 |
2.2. | Материально-технические условия реализации программы | 15 |
2.3. | Формы аттестации | 17 |
2.4. | Оценочный материал | 17 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ | 19 | |
Приложение к программе | 20 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
|
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ» |
|
Направленность | Творческая |
|
Место реализации, организация | МАУ ДОООЦ «Чайка» ЗОЛ «Веселый бор» |
|
ФИО автора, авторской группы | Директор МАУ ДОООЦ «ЧайкаСуслова А.П.;
заместитель директора Калашникова С.В. |
|
Контингент участников (кол-во, возраст) | Обучающиеся 6.5 – 12 лет с ОВЗ, 5-7 человек |
|
Уровень реализации | Стартовый |
|
Срок реализации | В течение одной лагерной смены |
|
Объем | 3 часа в неделю, 9 часов за курс |
|
Режим занятий | 45 мин. с 15 мин. перерывом |
|
Цель | Снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ используя песочную терапию |
|
Задачи |
|
|
Основные формы работы с детьми | Формы работы:
1. Сюжетные игры. 2. Игры-забавы. 3.Дидактические игры-упражнения. 4. Рассказывание сказок. 5. Инсценирование. 6. Читаем на песке. 7. Рисование песком. 8. Конструирование. |
|
Ожидаемые результаты |
|
|
Ресурсное обеспечение программы | Кадровое обеспечение
-педагог дополнительного образования. Информационное обеспечение -ноутбук – 1 шт.; -проектор – 1шт.; -наградной материал: грамоты, призы и т.п. -печатная продукция (наглядные пособия, демонстрационный материал, литература по программе, дидактические игры). Материально-техническое обеспечение 1.Стол с подсветкой, наполненный песком 2. Технические устройства 3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов. Материалы песочной терапии. |
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММ
- Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
С самого детства игры с песком становятся одними из самых любимых практически для всех детей. Что может быть естественнее ребенка, играющего в песочнице? Да и не найдется родителя, который не купил бы своему чаду формочки, ведерки и совочки для песка. Песочница также становится одним из первых мест общения и совместных игр малыша с другими детьми. Взаимодействие с песком, как и всякая игра, способствует моторному и когнитивному развитию ребенка. Игры с песком – это очень приятное и творческое занятие, практически всегда связанное с созиданием чего-то. Арттерапевты обратили внимание на него и выяснили, что игра с песком имеет обширные возможности в области психотерапии. Так появилась песочная терапия.
Песочная терапия – это частный метод арт-терапии (психологии творчества), направленный для оказания психологической / психотерапевтической помощи через взаимодействие с песком. Она может применяться отдельно, сочетаться с другими техниками и направлениями, а также могут использоваться отдельные элементы песочной терапии в психологическом консультировании. Эффективна песочная терапия для детей, подростков и даже взрослых людей. Принцип современной песочной терапии был предложен выдающимся психологом – К.Г. Юнгом, а потому долгое время это направление развивалось в основном благодаря исследованиям и усилиям последователей юнгианской школы. Песочная терапия для детей позволяет ребенку по-настоящему выразить проблему, которую он в силу своего возраста не способен вербализовать и объяснить. К тому же, взаимодействие с песком само по себе обладает успокаивающим эффектом, способствует оптимизации и стабилизации эмоционального состояния.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Педагогическая целесообразность
Многолетние наблюдения и опыт педагогов доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством.
Сегодня же песочная терапия – не менее известная психотерапевтическая методика наряду с такими, как сказкотерапия, рисование, работа с пластилином и глиной, музыкотерапия и др. Однако, по сравнению с иными формами арт-терапии, песочная терапия отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов, возможностью реконструкции песочной композиции.
Игра с песком и игрушками является естественным занятием для ребенка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, еще и удовольствие. А значит, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться.
К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.
Существует огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком – завораживает. Песок – материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Специалисты парапсихологи утверждают, что песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.
Организуя специальные условия для того, чтобы ребенок мог отыграть с помощью песка свои страхи, сдерживаемую агрессию и другие невыраженные чувства, и научился находить конструктивный выход из конфликтных ситуаций.
Световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ваш малыш неоднократно создает рисунок из песка – стирает его – создает новый – и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, – вы можете быть уверены, он справится!
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Направленность программы – художественная.
Соответствие программы действующим нормативным правовым актам и государственным программным документам
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
Письмо министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Санпин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
Стратегия развития воспитания в свердловской области до 2025 года;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 n 273-ФЗ
Локальные нормативные акты МАУ ДО ООЦ «Чайка».
Актуальность
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка – быть здоровым, эмоционально благополучным.
Новизной данной программы в 2023 году заключается в использовании песочной терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья. Песок помогает снимать психоэмоциональное напряжение, развивать художественные способности, формировать навыки саморегуляции и стрессоустойчивости.
Адресат программы – программа рассчитана на детей от 6,5 лет до 12 лет с ОВЗ. Уровень сложности может варьироваться в зависимости от уровня развития познавательной сферы ребенка.
Объем и срок освоения программы – 3 недели, 3 часа в неделю, 9 часов за курс
Форма обучения – очная.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная
Цель – настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая
Основные цели: подвожу итог занятия, создаю у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепляю положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Формы работы:
- Сюжетные игры.
- Игры-забавы.
3.Дидактические игры-упражнения.
- Рассказывание сказок.
- Инсценирование.
- Читаем на песке.
- Рисование песком.
- Конструирование.
Методы и приемы песочной терапии:
- Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения.
- Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации).
- Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки).
- Наглядные методы (рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).
- Релаксация.
6.Концентрация.
- Функциональная музыка.
8.Сказкотерапия.
Уровень освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ» является программой стартового уровня.
Режима занятий
Продолжительность одного учебного занятия для обучающихся – 45 мин. с 15 мин. перерывом.
Наполняемость группы 5-7 человек.
Общее количество часов – 9 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному часу в течение 3 недель (оздоровительная смена в лагере).
- Цели и задачи реализации программы:
Цель программы – снижение психофизического напряжения у детей с ОВЗ используя песочную терапию
Задачами программы являются:
- Развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений;
- Стимулирование мыслительных процессов;
- Формирование творческого подхода;
- Тренировка внимания и его концентрация;
- Формирование умения сосредотачиваться в процессе занятий, усидчивости;
- Расслабление и снятие стресса;
- Развитие навыков общения со сверстниками.
- Содержание программы
Учебный план
Название темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 раздел. Вводное занятие | ||||
Вводное занятие.
Знакомство с песком. |
1 | 0,5 | 0,5 | Беседа
наблюдение |
2 раздел. Практика. Игра | ||||
Мир песка. Игровая практика | 7 | 0,5 | 6,5 | Наблюдение |
3 раздел. Итоговое занятие | ||||
Моя сказка | 1 | 0,5 | 0,5 | Самостоятельное задание |
Итого. | 9 | 1,5 | 7,5 |
Содержание учебного плана
№ | Название занятия | Всего часов | Содержание занятия |
1 | «Знакомство с песком» | 0,5 ч | Проговаривание ощущений, возникающих в ходе манипуляций с песком. Создание композиции из песка. Обсуждение. |
2 | «Мой песочный мир» | 0,5 ч | Ребенок сам создает картину из песка и воды, при этом с помощью наводящих вопросов проговаривает свои ощущения. |
3 | «Моя сказка» | 1 ч | Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок описывает и сравнивает свои ощущения: «тепло — холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т.д. Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение. |
4 | «Страна наших чувств» | 1 ч | Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не “смоется”) и вновь – чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает “веселую картинку” из материала и фигурок, которые выбрал.
Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все – негативных эмоций и переживаний нет, а значит “обидчик” больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы. |
5 | «Во саду ли в огороде» | 1 ч | По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Ребенку предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет |
6 | «Что изменилось?» | 1 ч | В песочнице выкладываются фигурки в определенном порядке. Дается время на запоминание фигурок. Ребенок выходит из кабинета или отворачивается, меняется расположение сначала одной фигурки, если у ребенка не вызывает сложности обнаружить изменения, меняется расположение большего числа фигурок. В конце занятия дается задание вспомнить, как располагались фигурки в самом начале. |
7 | «Меняем местами» | 1 ч | Дается задание внимательно посмотреть на фигурки, выложенные в ряд. Потом инструкция: «Поменяй местами носорога и лису, убери собаку, а на ее место поставь обезьяну». Так можно играть, постепенно усложняя правила. Потом педагог меняется местами с ребенком, и выполняет его инструкции. В конце занятия обсуждается, в какой роли было интереснее находиться. |
8 | «Я создаю мир». | 1 ч | На этом занятии без помощи взрослого ребенок сам создает мир в песке, населяет его героями, рассказывает об их жизни, о характерах. |
9 | «Однажды…» | 1 ч | Инструкция: «В созданном на прошлом занятии мире (картина не разбирается) что-то произошло». Начинается работа со слов «однажды». Дальше ребенок сам придумывает выход из ситуации, им же придуманной. При необходимости можно задавать наводящие вопросы, предлагать вводить персонажи. В ходе обсуждения обязательно выясняется, какие качества характера были необходимы героям, чтобы выйти из положения. |
15 | «Мой песочный мир» | 1 ч | Задание состоит в том, что ребенку предлагается вспомнить, чем мы занимались на занятиях, рассказать о том, что ему понравилось, что было сложно, и затем перенести свои впечатления на песочную картину, создав свой песочный мир, из любых фигурок |
Итого | 9 ч. |
- Планируемые результаты:
- Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие ребенка: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций.
- У ребенка снимаются трудности в общении, исчезают страхи, тики, навязчивости и другие расстройства
- Корректируется поведение (снятие агрессии).
- Совершенствуется развитие мелкой моторики, познавательных процессов.
- Ребенок учится исследовать собственные чувства и желания;
- Ребенок получает опыт эффективного общения со сверстниками;
- Ребенок учится справляться с трудными ситуациями при помощи своих внутренних ресурсов.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
- Календарный план-график
1 смена | 2 смена | 3 смена | 4 смена | 5 смена | ||
Начало смены | 02.06.2023 | 25.06.2023 | 11.07.2023 | 27.07.2023 | 12.08.2023 | |
Начало занятий | 22.06.2023 | 08.07.2023 | 24.07.2023 | 09.08.2023 | 25.08.2023 | |
Окончание занятий | 9 учебных занятий | 19.06.2023 | 07.07.2023 | 23.07.2023 | 08.08.2023 | 24.08.2023 |
2.2. Материально-технические условия реализации программы
Кадровое обеспечение
-педагог дополнительного образования.
Информационное обеспечение
-ноутбук – 1 шт.;
-проектор – 1шт.;
-наградной материал: грамоты, призы и т.п.
-печатная продукция ( наглядные пособия, демонстрационный материал, литература по программе, дидактические игры).
Материально-техническое обеспечение
1.Стол с подсветкой, наполненный песком
Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
- Технические устройства
– компьютер
- Коллекция миниатюрных фигурок и предметов.
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
– Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
–Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.)
– Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница., заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение(вокзалы, больницы, школы и т.п.), храмы различных религий.
– Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
– Деревья, кусты, цветы и другие растения.
– Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
-Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.)
– Транспортные средства( наземные, водные, воздушные)
– Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
– Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.
– Миниатюрные музыкальные инструменты.
– Ритуальные предметы.
– «Мультяшные» персонажи.
– Маски.
– Зеркала
– Ларцы, коробочки.
Материалы песочной терапии.
К материалам относятся различные предметы, используемые в песочной терапии. Все они обладают определенным содержанием, делятся на разные группы и вызывают у ребенка различные реакции.
Материалы, из которых изготовлены предметы песочной терапии:
– Металл – Кости
– Камень – Перья
– Стекло и кристаллы – Пластмасса
– Минералы
– Дерево
– Раковины
2.3. Форма аттестации
Эффективность работы отслеживается по данным психологической диагностики состояния эмоционально-волевой сферы, проводимой перед началом курса и по завершении занятий по программе, наблюдений за детьми на каждом занятии. Ориентируясь на индивидуальные особенности ребенка всякое положительное изменение в развитие познавательной деятельности, замеченное педагогом, фиксируется как успешность в обучении. Успешным в обучении можно считать и умение использовать полученные знания.
2.4. Оценочные материалы
1.Диагностическое обследование с помощью методик «Страхи в домиках» и «Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен»;
2.. Тест «Несуществующее животное»;
- Тест «Особенности творческого воображения»;
- Методика «Психогеометрия»;
- тест пиктограмм «Особенности мышления».
Контроль знаний и умений.
Педагог определяет 3 уровня усвоения программы учащимися:
- Высокий уровень. Учащийся владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями программы, имеет определенные достижения в своей деятельности, заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Учащийся выполняет задания без особых затруднений.
- Средний уровень. Учащийся владеет основными знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется, но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не обременительны, занимается с интересом, но больших достижений не добивается, имеются не законченные работы.
- Низкий уровень. Учащийся в полном объеме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса, самостоятельности не проявляет.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для педагога
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.– СПб.: Речь, 2010.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Денисенко Ю.С. Методические рекомендации, 2012г.
- Зейц Мариелла Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница (2010);
- Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д.«Практикум по песочной терапии»,СПб «Речь»,2006.
- Погосова Н. М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006.
Список литературы для обучающихся
- «Практикум по креативной терапии», Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.
- Сайт Института сказкотерапии: http://www.cka3ka-pro.ru/
3.Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О.А. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. –
Список литературы для родителей
- «Практикум по креативной терапии», Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.
- Сайт Института сказкотерапии: http://www.cka3ka-pro.ru/
3.Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О.А. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. –
- «Тренинг по сказкотерапии» (Авторы: Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002
Приложение №1
Ритуалы приветствия
Приветствие «Снежный ком»
Цель: формирование желание сказать приятное товарищу.
Ведущий показывает детям снежок, который поможет им найти ласковое имя для своего соседа. Дети передают снежок по кругу и называют друг друга ласковыми именами.
Приветствие «Солнечные лучики»
Цель: сплочение группы
Ведущий и дети протягивают вперед руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Ведущий предлагает детям почувствовать себя теплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями.
Приветствие «Ладошки»
Цель: развитие групповой сплоченности
Дети садятся в круг на стульчики. Ведущий предлагает им поздороваться друг с другом с помощью ладошек, здороваться со своим соседом, ласково поглаживая его ладони, демонстрируя детям, как можно это сделать.
Приветствие «Чуткие руки»
Цель: сплочение группы
Дети становятся в круг, говорят слова, и крепко держатся за руки.
А теперь чувствуйте тепло рук ваших соседей.
Приветствие « Злюка»
Цель: сплочение группы , навыков сплочения
Дети становятся в круг, выбирают ведущего, он изображает злость, дети называют прилагательные к слову злость.
Приветствие «Радуга»
Цель: снятие психомышечного напряжения, развитие воображения
Дети располагаются на коврике, звучит тихая, спокойная музыка. Дышите легко и спокойно. Сейчас мы попробуем представить радугу, увидеть ее цвета.
Приветствие «Радость»
Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдательности, снятие мышечного напряжения
Дети выбирают средство для рисования (карандаши, мелки, фломастеры, краски, ручки гелевые) и устроившись поудобнее начинают рисовать свое настроение.
Приложение № 2
Игры на коммуникацию
«Интервью»
Цель: развитие навыков общения детей.
Ведущий, по очереди подходя к каждому ребенку, представляется журналистом и просит его сказать несколько слов о себе. Берется интервью по очереди у каждого из присутствующих, также могут задавать вопросы и все остальные дети.
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: учить детей снимать напряженность, учить общаться
Дети встают друг за другом и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек – «голова дракона», последний – «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать « хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.
«Подари улыбку»
Цель: учить ребенка справляться с грустью
Участники становятся в круг, берутся за руки за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза. Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
«Ласковое имя»
Цель: развивать чувства доверия друг к другу
Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты ( ласкательные) имени участника , стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».
«Обзывалки»
Цель: учить детей выплескивать свой гнев, развивать дружеские отношения
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами( заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться).Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели. Каждое обращение должно начинаться со слов : « А ты, ……, морковка!». Помните , что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем.
«Жужжа»
Цель: учить детей быть более обидчивыми
«Жужжа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает. Она вскакивает и начинает гоняться за обидчиком, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужжей».
«Доброе животное»
Цель: помочь детям истратить накопившуюся негативную энергию
Ведущий тихим и спокойным голосом говорит: « Встаньте , пожалуйста , в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад.
«Тух, тух»
Цель: учить детей снимать мышечное напряжение
В этой игре заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух, тух!» сердито. Через некоторое время они могут не смеяться.
«День рождения»
Цель: учить детей снимать напряжение, учить детей высказывать свои обиды
Выбирается именинник, все дети дарят ему подарки жестами, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить , обижал ли он кого – то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.
«Зайчики»
Цель: учить детей задерживать внимание ребенка на разнообразных мышечных ощущениях.
Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений
«Два барана»
Цель: учить снимать напряжение, злость
Ведущий разбивает детей на пары и читает текст: « Рано –рано , два барана , повстречались на мосту».Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу , не сдвигаясь с места , как можно дольше.
«Найди себе пару»
Цель: учить детей развивать самосознание
Ведущий создает карточки, на которых нарисованы животные. Карточку должен видеть только тот, кто получил данную карточку. Задача каждого – найти свою пару. После того как участники найдут свои пары, необходимо оставаться рядом и не переговариваться.
«Маленькое приведение»
Цель: учить детей выплескивать накопившийся гнев
Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга.
«Комплимент»
Цель: учить детей создавать позитивное настроение
Предварительная беседа с помощью вопроса : «Что такое комплимент»
Участники образуют круг, берутся за руки. Каждый участник говорит комплимент по кругу.
«Бутон»
Цель: учить создавать позитивное настроение детей
Дети садятся на пол и берутся за руки. Необходимо встать плавно, одновременно, не опуская рук. После чего «цветок» начинает распускаться ( отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки ) и качаться на ветру.
Приложение № 3
Упражнения с использованием песка
« Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление
Ребенок медленно , а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками , взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются.
«Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей
Взрослый пальцем , ребром ладони , кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.
« Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.
«Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений , ориентировка на «песочном листке»
Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол».Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.
«Секретные задания кротов»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса
Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей .Взрослый погружает руку под песок, шевеля пальцами под песком . Тоже самое делает и ребенок, можно дуть на песок, использовать перышки, палочки, кисточки.
«Отпечатки»
Цель: развитие мелкой моторики рук
Отпечатки ,как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делить с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных , транспорт, различные по величине.
«Кто к нам приходил»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия
Ребенок отворачивается , взрослый изготавливает с помощью формочек отпечатки, ребенок отгадывает, потом они меняются местами.
«Песочные строители»
Цель: развитие пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти
Дети строят песочные домики по памяти, если ребенок не справляется, то ребенку дается инструкция, если ребенок не справляется, то взрослый должен ему помочь.
«Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, бусинками, монетами. Ребенок может дать название своему песочному кругу.
«Победитель злости»
В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки .Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот .Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства».
«Песочный детский сад»
В игре обыгрывается целый день в детском саду, с соблюдением последовательностей выполнения основных режимных моментов, а также все доступные ребенку навыки самообслуживания.
«Мост в новый мир»
Положите руки на поднос с песком. Попересыпайте материал, познакомьтесь с ним. Он шершавый или мягкий? Прохладный или теплый?
Нарисуйте на песочном поле водоем, а через него — мост. Интуитивно, как пойдет.
Рассмотрите свой мост. Какой он? Где на этой картине вы? Попробуйте мысленно «попутешествовать» по разным областям песочной картины и прочувствовать, где и какие ощущения приходят.
Если вы сейчас хотите что-то изменить, обязательно сделайте это.
Почувствуйте, что с вами сейчас происходит, какие новые чувства, мысли, инсайты появились? Запишите их.
И позже ответьте на вопросы:
- Нравится ли вам ваша картина?
- Как бы вы ее назвали?
- О чем говорит ваша работа? Запишите хотя бы три ассоциации.
- Какие чувства вы испытываете, глядя на свое творение?
- Если бы картина могла говорить, что бы она вам сказал?
- Какие два небольших действия вы готовы сделать уже сегодня, чтобы построить этот мост в новую жизнь? Сделайте это!
Обязательно попробуйте эти игры в песочнице и техники песочной терапии, и пусть они подарят вам много творчества, энергии и радости!
В завершении приглашаю полюбоваться на чудеса песочных сказочных картин, возникающих в руках мастера: